Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к домашним животным. Развивать интерес детей к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_2023g.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему:

«Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Выполнила: Киверина Т.Н.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Сатка

2023

Я буду, так вводить малышей

в окружающий мир, чтобы они

 каждый день открывали в нём

 что – то новое, чтобы каждый

шаг был путешествием к истокам

 мышления и речи, чтобы каждый

                                шаг познания облагораживал

                  сердце и закалял волю.

В. А. Сухомлинский.

Цель: Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к домашним животным. Развивать интерес детей к окружающему миру.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные знания об окружающем мире, знакомить их с размером, цветом, свойствами различных материалов;
  2. Развивать умение различать домашних животных и соотносить животных и их детенышей по внешнему виду;
  3. Развивать сенсомоторную координацию, ориентацию на плоскости и в 3-мерном пространстве, мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие;
  4. Развивать речь детей, обогащать словарь (названия и описание животных; звукоподражания и т. д.)
  5. Способствовать формированию у детей навыков общения и игры;
  6. Повышать педагогическую компетентность родителей, создавать условия для их активного участия в воспитательном процессе ДОУ.
  7. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят;
    - Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, обогащать словарный запас детей;
    - Воспитывать гуманное отношение к животным. 
    - Совершенствовать навыки рисования и творческой деятельности у детей. 
    - Создать у детей зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик.

Проблема:

У детей раннего возраста недостаточно развиты знания о домашних животных и их проживании

Работа с педагогами:

  • распространение педагогического опыта по развитию у детей сенсорных способностей посредством дидактической игры;
  • осуществление цикла просветительных мероприятий.
  • Консультация «Значение дидактической игры в жизни ребёнка»
  • Выставочный показ дидактического материала, пособий по теме «Дидактические игры для детей раннего возраста»

Работа с родителями:

  • взаимодействие с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
  • определение общих подходов в воспитании путём взаимо - информирования, совместного определение перспектив сотрудничества ДОУ и родителей.
  • Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей», «Растём, играя»

Ожидаемый результат:

  • Расширение кругозора детей, их представлений об окружающем мире: категории сравнения предметов, свойства материалов, образы домашних животных;
  • Положительная динамика развития речи детей: обогащение словаря, повышение речевой активности, активизация вербального общения в играх;
  • Развитие тактильного восприятия и обогащение сенсорного опыта детей;
  • Повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития детей раннего возраста, более активное участие родителей в воспитательном процессе ДОУ, позитивная оценка деятельности ДОУ со стороны родителей.
  • Обогатить и углубить знания о домашних животных; закрепить знания о домашних питомцах; воспитывать любовь к животным. Обогатить словарный запас; развивать речь, мышление, эмоциональную отзывчивость и воображение. Вовлечь в активную работу детей, родителей. Формировать у родителей правильное отношение к развитию своего ребенка.

Работа с родителями:

Консультации для родителей «Животное в доме», «Не обижай животных! ». Памятка для родителей «Правила безопасного поведения с животными» .
Выставка рисунков или фотографий на тему «Домашнее животное».

Консультация «Домашние животные».

Памятка «Правила безопасного поведения с животными».

Анкета «Как мы относимся к домашним питомцам».

Цель: повышение знаний родителей о жизни домашних животных, получение информации по данной теме в виде наглядной информации

Месяц

Содержание

Цель

Литература

Реализация

Сентябрь

Пополнение

дидактического

материала и

изготовление пособий

для развития сенсорного развития детей раннего возраста

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, тематических альбомов, игрушек домашних животных, материалов для игр.

В течении года

Подвижная игра «Наседка и цыплята».

Цель: Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела.

Зенина Т.Н.Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2006.-112с.

Прогулка

Покажем котенку где растут широкие (узкие) листочки

Упражнять детей в различии понятия узкий и широкий

Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

Прогулка

Конспект НОД рисование «Цветные клубочки для котёнка»

Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги; правильно держать его, менять карандаши в процессе рисования, закреплять цвета красного и зелёного цвета, в процессе игр создать условия для отображений впечатлений в изобразительной деятельности детей. Поощрять рисование нескольких клубочков разного цвета. Развивать самостоятельность, уверенность, развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к рисованию, воспитывать дружелюбие к братьям нашим меньшим.

Теплюк С. Н., Лямина Г.М.,Зацепина М. Б.

Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 104 с.

Прогулка

Октябрь

Игра «Кто как кричит»

Развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего Д44 возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвящение», 1977

Прогулка

Беседа «Домашние животные и их детеныши»

Развивать знания детей о жизни домашних животных и их детенышей; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; воспитывать бережное отношение к животным

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.-4-е изд., перераб.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-352с.

Режимные моменты

Игра с водой «Вылови рыбку»

Закреплять сенсорные представления детей, развивать глазомер, ловкость рук, речь детей, воспитывать настойчивость

Авдеева Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. – Санкт-Петербург // Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия] / Л. В. Куликов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб. : Питер, 2009

Режимные моменты

Принеси мишутке один большой и

один маленький листочек

Закреплять знания детей о величине предметов

Балобанова В. П. Групповая работа с детьми раннего возраста / В. П. Балобанова, А. Ю. Пасторова. - СПб. : Институт раннего вмешательства, 2001

Режимные моменты

Ноябрь

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко»; В. Берестов «Коза», «Курица с цыплятами», «Бычок», «Котенок»; С. Маршак «Коза-дереза", «Кот Федот»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»

Развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения.

Бубнова А. Х. Развитие речи. Азбука дошкольного воспитания. / А. Х. Бубнова. - М. : Мой мир, 2007

Прогулка

Кто где живет

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра для младшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» по ознакомлению с природным миром

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Москва «Просвещение», 1991 г

В течении дня

Чтение стихов про курочку

- Музыкально - подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Закреплять знания детей о величине предметов

Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 72-76.

Прогулка

Беседа на тему «Домашнее животное. Корова»

Продолжать знакомить детей с домашними животнымиформировать доброжелательное отношение к животным, желание заботится о них, закрепить знания о молочных продуктах

Павлова, Л.Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2000г.

Режимные моменты

Декабрь

Чья спинка

Закреплять знания о домашних животных, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты

Янушенко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): метод. пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 68 с. РНБ Шифр 2011-4/5824

В течении дня

Дид. игра «Найди, кого назову»

Цель игры: Найти предмет по слову-названию. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей. 

Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. - М., 2014. - 64 с.

Режимные моменты

Кто что ест?

закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных

 Способствовать расширению словарного запаса;

Активизировать речь детей.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М. : Мозаика-Синтез, 2005

Режимные моменты

Беседа с детьми о домашних животных

Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием игрушек. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Москва, Мозаика- Синтез, 2014 г.

Режимные моменты

Январь

Чьи детки?

Актуализировать и закреплять знания об окружающем мире. Формировать умение различать животных, птиц и их детенышей, правильно соотносить их названия.

«Развитие сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой» Терентьева Л.И. [Электронный ресурс] // SWorld : Scientific researches and their practical aplication. Modern state and ways of development : электрон. междунар. конф. - [Б. м.], 2013. - URL: http://www.sworld.com.ua/konfer32/243.pdf

В течении дня

Вдавливать детали в пластилин

Развивать хватание двумя пальцами, развитие силы рук.

Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 2. - С. 69-72.

Режимные моменты

Половинки

Закреплять знания у детей составлять целое изображение из двух частей.

Активизировать употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов

Развивать зрительное восприятие, мышление, речь, мелкую моторику рук, усидчивость.

Воспитывать интерес к окружающему миру

«Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Режимные моменты

Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой щенок» (метод тычка, аппликация «Домик для собачки»

Развитие мелкой моторики рук, усидчивости

Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста как средство их интеллектуального развития

Режимные моменты

Февраль

Чтение стихов про лошадь

(Картотека)

-Рисование: «Дорисуй хвостик лошадке»

Развитие у детей тактильных ощущений.

Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.

В течении дня

Чья тень?

Закреплять знания о диких животных нашего края, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты

Янушенко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года): метод. пособие для воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 68 с. РНБ Шифр 2011-4/5824

Режимные моменты

Игра-беседа «Как надо обращаться с домашними животными»

Закрепить характерные особенности домашних животных; воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними

Афанасьева, И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г

Режимные моменты

Выкладывать фигуры из палочек

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук

«Обогащение сенсорного опыта обучающихся в контексте обеспечения качества дошкольного образования России» Конторщикова Т.Н. [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум - 2015 : VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - [Б. м.], 2015. - URL: http://www.scienceforum.ru/2015 /pdf/12826.pdf 

Режимные моменты

Март

Игра «Узнайте животного по описанию»

Совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М., 2013.

В течении года

В мире животных

формировать знания детей о многообразии животного мира на планете Земля.

И. А. Лыкова ИЗО деятельность. М. 2014.

Прогулка

Подвижная игра «Кошки – мышки»

Упражнять детей в ползании на четвереньках, учить выполнять движения по сигналу, в соответствии с текстом стихотворения

Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд-во Молодой ученый. - Чита, 2013. - С. 53-55.

Чтение стихов про кошку

(Картотека)

- Физкультминутка «Кошка»

Учить открывать и закрывать баночки. Развивать мелкую моторику рук.

Венгер, Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Книга для воспитателей детского сада- М.: Просвещение, 1988г.

Режимные моменты

Апрель

«Что лишнее?»  

Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память. 
Развивать умственные способности, умение классифицировать. 

Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников

Режимные моменты

Подвижная игра «Лохматый пес»

Цель: Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела.

Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. М. 2015.

В течении дня

Игры с сортерами

Развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Поделки из природных материалов/ О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.

В течении дня

Чтение стихов про собаку

(Картотека)

-Д.и. «Парные картинки»

Упражнять детей раскладывать колечки по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Чичканова Ю. Н. Система работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием элементов технологии М. Л. Лазарева «Цветоник» в дошкольном образовательном учреждении / Ю.Н. Чичканова, О.И. Минаева, Е.С. Грязнова // Образование в сфере искусства. - 2014. - № 2. - С. 116-120.

Режимные моменты

Май

Игры с мозаикой «Курочка и цыплятки»

Учить детей выкладывать возле белой «курочки» желтые детали мозаики

Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.

В течении дня

Игры с палочками и спичками

Предложите малышу уложить спички в коробок. Развивать мелкую моторику рук.

Экспериментирование - как вид детской деятельности в реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Режимные моменты

Чтение стихов про корову

(Картотека)

-Физкультминутка «Коровушка»

Секретики

Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М., 2013

Режимные моменты

Книжки-игрушки

Развивать тактильные ощущения: ощупывать вставки из материалов разной фактуры   – меха, кожи, ткани и др.

Павлова, Л.Н. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2000г.

В течении дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.  Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. С...

План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)

Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют кл...

Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Лучше, если знакомство с эталонами будет п...

Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте....

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важней...

«Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов»

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом....