методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды
методическая разработка по теме

Тесленкова Екатерина Валерьевна


Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Методическая разработка

                           

                           Тема: 

    «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

                       Воспитатель МБДОУ – детский сад № 28 «Ёлочка»

                                            Тесленкова Екатерина Валерьевна  

                                г. Клинцы  2012 г.

Содержание.

1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач.

2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности педагога и детей на развитие сенсорных эталонов и социализации личности.

3.Вывод.

4. Библиография

5. Приложение

Введение

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских и зарубежных педагогов.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, как воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

- формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

-обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

-помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).

-учить правильно применять данные действия.

-развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

-воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный мною опыт, мною была предпринята попытка активизировать работу по сенсорному воспитанию малышей в нашем дошкольном учреждении. Однако нами был выявлен ряд проблем:

Недостаточное внимание уделялось созданию разнообразной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.

Не складывалась система интеграции сенсорного воспитания в образовательном процессе.

Не всегда наблюдались партнерские взаимоотношения педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей.

Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную работу по данному направлению, а именно мною был сделан анализ перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования в группе, обеспечивающих развитие сенсорных эталонов у малышей, были отслежены игровые зоны в группах по сенсорному воспитанию,  разработана структура интеграции сенсорного воспитания в разных образовательных областях.

Целью моей работы явилось: развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей в процессе организации предметно - развивающей среды.

       Исходя из намеченной цели я поставила перед собой ряд задач

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования в области сенсорного воспитания и социализации дошкольников;

- провести диагностику сенсорного развития детей раннего возраста и

- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

-организовать предметно – развивающую среду по сенсорному воспитанию согласно интеграции образовательных областей.

-разработать методические рекомендации для родителей

Для реализации поставленных задач мною было изучено огромное количество литературы, методических пособий и современных публикаций в которых огромное значение отводилось именно развитию сенсорики у детей младшего дошкольного возраста.  Исследования зарубежных педагогов показали огромное значение сенсорного развития для формирования у детей общепринятых эталонов. И для того чтобы на начальном этапе исследования выявить уровень осведомленности дошкольников о цвете, форме и величине предметов необходимо было провести диагностическое исследование.

Для этого мною были отобраны дидактические игры, способствующие выяснено уровня сенсорного видения ребенка.

Данные игры должны были помочь дошкольникам  различать предметы по форме (кубик, шарик); образовывать группы однородных предметов; выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый); а так же упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).  Приложение № 1

На первом диагностическом этапе выяснялся исходный уровень развития сенсорных эталонов.

Исследования проводились  в  начале года в сентябре месяце и мною был заполнен протокол обследования развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольникам предлагались задания на различения цвета, формы и расположения предметов, а так же их группировки.

Данные исследования заносились в протокол.

+ - ребенок имеет сенсорные представления,

0 – не имеет, не ответил на вопрос и не манипулировал предметами,

x-  имеет представления частично, пользуясь помощью воспитателя

Протокол обследования развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. № 1 начало года

п\п

Имя ребенка

задания

№1

цвет

№ 2

форма

№ 3 свойства и различия

1

Вероника Г.

                        начало года

+

+

+

+

x

+

2

Даша Б.

+

0

x

0

x

0

3

Матвей Ч.

0

0

x

0

0

0

4

КсюшаС.

x

x

x

0

0

0

5

Лера В.

x

x

x

0

0

0

6

Влад С.

0

0

0

0

0

0

7

Лиза Б.

0

x

0

0

x

0

8

Лера П.

x

0

x

0

0

0

9

Надя М.

0

0

0

0

0

0

10

Данил К.

0

0

0

0

0

0

11

Саша К.

0

0

0

0

0

0

12

Кирилл У.

+

+

x

+

x

+

13

Саша К.

0

0

0

0

0

0

14

Игорь Б.

0

x

x

0

x

0

15

Ксюша П.

0

0

0

0

0

0

16

Максим Б.

0

x

0

x

0

x

17

Вика А.

+

+

x

x

0

0

18

Софья И.

0

0

0

0

0

0

19

Даша Ж.

0

0

0

0

0

0

20

Максим С.

0

x

0

x

0

0

21

Максим М.

0

0

0

0

0

0

Результаты исследования показали, что у детей младшего возраста слабо развиты сенсорные представления о форме предметов, не все дети знают и умеют различать основные цвета, не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям. Совместное общения с детьми показало, что многие дети в возрасте 2-3 лет не умеют четко говорить и произносить слова, речь чаще искаженная и непонятная. Именно этот факт и мог привести к таким неблагоприятным результатам исследования.

В связи с вышеперечисленными результатами мною определялся дальнейший маршрут работы в заданном направлении.

На втором обучающем этапе работы  необходимым элементом работы с детьми явился цикл занятий. На этих занятиях дошкольники приобретали ценные сведения об органах чувств, было объяснено значение зрения для человека, как зрение может помогать познавать окружающий мир.

В своей работе я учитывала ведущий вид деятельности детей – социализацию, умение играть с выбранными предметами и игрушками, играть рядом, играть с заданными правилами.

Развитие сенсорных эталонов у детей  имело место как в специально ориентированной деятельности: развитие сенсомоторики (1 раз в неделю), так и в игровой, совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности, прогулке; на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, физической культуре и других;

Точное выполнение распорядка дня способствовало качественной организации сенсорной деятельности малышей; использование стимулирующих приемов на предстоящую деятельность (показ ярких, динамичных игрушек, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек);

введение новой игры «Разбери пирамидку», «Собери матрёшку» и т.д., нового действия (купание куклы, укладывание куклы спать и т.д.) способствуют успешному созданию установки на действие.

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Я старалась обеспечивать все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ними, несла тепло, ласку, ту информацию, которая соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям.

В организации  своей деятельности по сенсорному воспитанию я опиралась  на личностно ориентированный подход. Суть его в том, чтобы увидеть в каждом ребенке уникальную и талантливую личность. Особое внимание при организации образовательного процесса уделялось комфортному состоянию ребенка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях. В подтверждение правильности моей работы, самую высокую оценку я получала от детей, когда они восклицали «Ура – получилось!», «Как солнышко!», «Настоящий колобок!»

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливался в первое время работы.

Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие.

Успешность сенсорного воспитания детей младшего возраста  в значительной степени зависело от того, как формировался  процесс зрительного, слухового, осязаемого восприятия, совершенствовались различного рода действия с предметами и орудиями.

Я учила детей перцептивным (обследовательским) действиям, которые обеспечивали успешность достижения цели – предметного действия.

Перцептивные действия – это выделение объекта из фона, анализ его признаков, свойств (цвета, формы, величины), сравнение предметов или их частей между собой по этим свойствам, соотношение с эталонами.

Учитывались и  отмеченные особенности, работа выстраивалась по сенсорному воспитанию поэтапно.

І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставленных их по размеру, цвету, форме. Показывалось детям как обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывали уже по-другому.

Они обхватывали их сбоку, кончики пальцев фиксировали  грани, испытывали рабочую напряженность. Полые предметы дети брали иначе: они складывали пальцы щепотью и опускали в полое пространство игрушки.

ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга, точно воздействовать орудием на другой предмет. Положение руки при обследовании предметов, фиксирующее их форму, осуществлялось на основе зрительно-тактильно кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе со мной  начинали устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно часть матрешки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со стержня. Происходит развитие процессов обобщения, на основе которого формируются понятия. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные.

IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей младшего дошкольного возраста на этом этапе изменяются отношения к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производя эти действия, малыши исследуют предметы и свойства. Действия носят характер экспериментирования. я учу детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, целенаправленно соотносить части или признаки между собой. Дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывают ошибки и уточняют свои действия.

V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий. В обучении детей орудийным действием выделяют три стадии:

-дети воспринимают орудие как продолжение руки и действуют им как рукой;

-понимают смысл и последовательность отдельных составляющих орудийных действий;

-полностью овладевают техникой выполнения орудийного действия.

Так, действия с кубиками постепенно превращаются в конструктивную деятельность. Дети не только воспроизводят показанные действия, сооружают постройки, но и пытаются сами строить знакомые предметы. Они начинают рисовать, лепить.

Действия с предметами-орудиями (расческой, мылом, салфеткой и др.) переносятся в другие виды деятельности.

Организованная мною предметно - развивающая среда помогла  развитию  сенсорных эталонов и социализации личности дошкольника.

Я включила базисные компоненты необходимые для полноценного  познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников. При подборе дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывала особенности разноуровневого   развития ребёнка, что помогло осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка – это и любимые мягкие игрушки, и подушки черепашки, и сенсорные панно. Все предметы подбирались таким образом, что бы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Для развития мелкой моторики рук мною были использованы специальные дидактические игрушки : вкладыши, пирамидки, шнуровки, матрёшки. Все игрушки чистых цветов, чёткой несложной формы, разных размеров.

При организации предметно – развивающей среды, учитывая Федеральные Государственные требования, я включала следующие принципы:

- информативности, где предусматривала разнообразную тематику материалов и оборудования.

- полифункциональности, предусматривающего  обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды.

-педагогической  целесообразности, который позволял мне  предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно- развивающей среды.

- трансформируемости, позволяющий вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

На мой взгляд, качественные изменения в образовательный процесс сенсорного воспитания вносит интеграция.

Основными компонентами интеграции являются:

1.Системообразующий (интегративный) стержень, вокруг которого строится интеграция; таким стержнем является социальная активность ребенка (его общение и деятельность);

2.Дидактический объект интеграции: на основании чего, через что реализуется интеграция. Дидактический объект моделирует комплекс как сенсорной, так и других, специфических для ребенка видов деятельности (игровой, художественно-изобразительной, двигательной, музыкальной и т.д.);

3.Цели, содержание, технологии педагогического взаимодействия – система осуществления образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом направлении действенную помощь мне оказывали интегрированные занятия с двигательным компонентом; алгоритм включения сенсорной культуры в структуру разнообразных видов детской деятельности, разработанные мною с учетом предметно – развивающей средой. Без моторного компонента движения руки в осязании, движений глаз в зрительном восприятии, ориентированных действий и т.д.) немыслимо функционирование сенсорных систем. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, музыкой, мною решались задачи сенсорного развития ребенка:

-развитие ориентировки детей в различии форм предметов;

-развитие ориентировки детей в различии величины предметов;

-развитие и формирование двигательных навыков;

-развитие наглядно-действенного мышления.

Значительное место в интегрированных занятиях занимают имитационные упражнения, подвижные игры, игры-упражнения, двигательные задании.

Используя двигатели-игрушки, ребенок пытался экспериментировать как с самой игрушкой, так и с движениями. Каждое новое движение для ребенка – загадка, которую он непременно хотел разгадать, т.е. преодолеть. Открыв и освоив одно действие, ребенок стремился к поиску нового действия.

Это является свидетельством того, что в основе деятельности лежал комплексно-интегрированный подход. Например, в игровой деятельности   развивала у детей двигательные навыки, развитие речи, восприятие (название пособий, направления движений, перешагивание через предметы и т.д.). В процессе комплексной деятельности восприятие у детей формируется более детальным полным, они способны устанавливать логические связи между явлениями и предметами.

В сенсорно-интегрированной деятельности почетное и нужное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогов (с клеем, тестом, водой, красками и т.д.), которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.

Я проводила эксперимент со смешиванием красок. С каким восторгом и радостью дети рисовали разноцветные орнаменты! Сколько было удивления и веселья со стороны.

Так же увлекла детей конструктивной деятельностью. В процессе игрового взаимодействия дети приобрели умения сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними. Усвоили технические приемы работы со строительным материалом: накладывать кирпичики или кубики друг на друга, укладывать их в ряд на плоскости, делать несложные двухъярусные перекрытия, замыкать пространство, видов, форм. При этом я показывала  разные варианты построек башен, домиков, мебели и т.д. Всегда обыгрывали постройки, этим самым поддерживали интересы желание играть в строительные игры, формируют стойкий сенсорный опыт у детей.

    Планомерное обучение детей  - один важнейших принципов решения комплекса воспитательно – образовательной работы, только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

 Мною был составлен перспективный план  на весь учебный год (Приложение 2), каждое занятие предусматривало решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих занятиях дети приобретали новые знания, умения, которые использовали в других видах деятельности.

Моя работа   по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Так как   родители являются   неотъемлемой частью образовательного процесса. Между мной и родителями сложились, партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводили игры, совместные прогулки, экскурсии,   участвовали в развлечениях, праздниках.

Я провела для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию: родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»; семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»;

конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»; выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности; практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей младшего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»; консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей младшего дошкольного возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей»; анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.

Анкетирование родителей показало, что:

- 80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих малышей;

- 75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;

- повысился уровень участия родителей в образовательном процессе детей;

- родители отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития детей;

- эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы   индивидуальные консультации и беседы, информационно-наглядная агитация.  

 Вся работа проходила чрезвычайно интересно, как для меня, так и для моих воспитанников. Перечисленные ранее методы, приёмы и формы работы учили детей сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними.

        Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей, творческий тандем педагога и родителей в достижении поставленных целей и задач по воспитанию, развитию и обучению детей приносит положительные результаты 

В перспективе я планирую:

- расширить единое образовательное пространство на полесенсорной основе;   

- поиск новых методов и форм работы;

-уделять большое внимание в работе с родителями, посредствами нетрадиционных форм

 

       Перспективное планирование

Сентябрь

Занятиие1 (Спрячь мышку)

Программное содержание.    Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Занятие 2. (В царстве фигурок-человечков)

Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..

Занятие 3. (Игра с мячами)

Программное содержание.  Обучение соотнесению по величине трех предметов.

Занятие 4. (Спрячь мышку)

 Игра "Спрячь мышку" проводится повторно (см. План занятия N 1). Для более "сильной" подгруппы выдаются домики и дверцы всех шести цветов спектра.

Занятие 5. (Аппликация "Платочки для фигурок-человечков")

 Программное содержание. 1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. 2. Обучение техники аппликации.

Занятие 6. (Куклы и медведи)

Программное содержание. Обучение соотнесению по величине трех предметов.

Занятие7. (Разноцветные комнаты)

 Программное содержание.    Закрепление знания основных   цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.


Октябрь

Занятие 8. (Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков")

Программное содержание. Ознакомление детей с треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры.

Занятие 9. (Три квадрата)

Программное содержание. Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Занятие10. (Лото "Цвет")

Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Занятие11. (Кто где спит)

Программное содержание. Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Занятие 12. (Построим башню) -

Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

Заняти13. (Разноцветные комнаты)

Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Занятие   14. (Гости)

Программное содержание. Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.


Ноябрь

Занятие 15. (Построим башню)

 Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой.

Занятие  16. (Гости)

Программное содержание. Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета

Занятие   17. (Разложим мишкам мисочки)

Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой

.

Занятие 18. (Окраска воды)

Программное содержание. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Заняти19. (Аппликация "Кроватки")

Программное содержание.  Обучение  расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Занятие   20. (Накорми мишек)

Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой.

Занятие21. (Окраска воды) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 18), но каждый ребенок выбирает одну из шести красок по желанию.


Декабрь

Занятие22. (Аппликация "Елочка") Программное содержание. Обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины.

Занятие23. (Окраска воды)

Программное содержание. Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение.

Занятие24. (Найди предмет такой же формы) Программное содержание: Обучение сопоставлению формы предметов о эталонами Формы.

Занятие 25. (Кто выше)

Программное содержание. Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета

Занятие26. (Лото "Цвет") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 10). Игра проводится также как в занятии N 10, но ведущий не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет, например: "У кого синяя машина", "У кого зеленое ведро" и т. д. Таким образом дети ориентируются на название цветов предметов.

Занятие 27.

(Дидактическая игра "Магазин")

Программное содержание. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.


Январь

Занятие  28. (Лесенка)

Программное содержание. Обучение установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.

Занятие  29. (В царстве царя-Разноцвета) Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета

 с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Занятие30. (Аппликация "Орнамент")

Программное содержание. Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

  занятие  31. (Достроим домики)

 Программное содержание. Развитие глазомера детей. Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на О,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

  занятие 32. (Подбери предметы похожего цвета)

Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета е эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

 занятие33. (Аппликация "Орнамент") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 30), но образец орнамента и фигуры другие, например, желтые квадраты и синий

круг.


Февраль

  занятие35. (Дидактическая игра "Магазин")

Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

  занятие  36. (Построим домики для фигур)

Программное содержание. Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических  фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

  занятие 37. (Кто скорей свернет ленту)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

  Занятие38. (Аппликация "Радуга")

Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, 'включая новый для них голубой цвет

  занятие 39. (Построим домики для фигур) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 36). В обеих подгруппах дети самостоятельно строят домики для всех фигур.

 занятие  40. (Завяжем мишкам банты)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

  занятие  41. (Рисование орнамента)

 Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил.


Март

  Занятие 42. (Найди предмет такой же формы) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 24). Количество предметов и игрушек разной формы можно увеличить.

  Занятие43. (Путешествие на лесную поляну)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

  занятие   44. (Три воздушных шарика) Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.

  Занятие 45. (Закрой двери в домиках)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

  занятие46. (Геометрическое лото)

Программное содержание. Обучение сравнению формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу.

  Занятие47. (Пирамидка)

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.

  занятие 48. (В гости к мишке)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.


Апрель

  занятие 49. (Вышиваем ковер)

Программное содержание. Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.

  занятие50. (Дидактическая игра "магазин") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 27). Для игры берется новый набор предметов.

  занятия  51. (Игра с мячом)

Программное содержание.  Обучение выделению параметров величины предметов.

 Занятие 52 (Подбери предметы похожего цвета) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 82). Для игры берется новый набор предметов.

  занятие   53. (чудесный мешочек)

Программное содержание. Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

  занятие   54. . (Что изменилось?)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

  занятие55. (Пирамидка) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 47),но дается большее количество колец и, соответственно, большее количество оттенков.


Май

 Занятие56. (Новогодние елочки)

Программное содержание. Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.

 Занятие 57.(составные картинки)

Программное содержание. Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

  занятие  58. (Столкни мяч в корзину)

 Программное содержание. Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.

  Занятие  59. (Какой формы предметы в нашей группе)

Программное содержание. Обучение зрительному  обследованию предметов и словесному описанию их формы.

  Занятие  60.

(дидактическая игра "Магазин")

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

Планы комплексных занятий.

 Занятие  61.

(Лото "Цвет и форма")

Программное содержание. Обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).

  занятие62. (Дидактическая игра "Магазин").

 Программное содержание. Обучение ориентировке на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины). Материал. Игрушки и предметы разной формы и разного цвета (10-15 игрушек).


           

                  Приложение

Resource id #2536

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Проект самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка представляет собой  проект по самообразованию воспитателя, посвященный проблеме развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. В работе выделены основные направления по раз...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;РАЗВИТИЕ СЕНСОРНО-МОТОРНЫХ  ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...