Формирование математических представлений у детей с нарушением зрения
консультация по математике на тему

Перфильева Мария Сергеевна

Прежде, чем рассказать о формировании математических представлений у детей с нарушениями зрения, хочу подчеркнуть, что ход занятий с нашими детьми очень отличается от занятий в обычном детском саду. Необходимо понимать, что  любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают качество и количество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_mat-kh_predstavleniy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Прежде, чем рассказать о формировании математических представлений у детей с нарушениями зрения, хочу подчеркнуть, что ход занятий с нашими детьми очень отличается от занятий в обычном детском саду. Необходимо понимать, что  любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают качество и количество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации. Кроме того современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения так же ведет к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, нарушает одновременность, дистантность восприятия.

Именно поэтому для нашего контингента детей в процессе формирования математических представлений необходимо использовать принцип систематичности и последовательности, а также настоятельно рекомендуется включать в каждый этап работы с детьми наглядный метод для формирования целостного образа и обучения оперирования им.

Усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами, их рисунками, схемами, моделями. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная форма действия является исходной, а внеречевая форма предполагает рассуждения и, наконец, умственную форму действия (проговаривания про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы понятия, необходимые для успешного овладения математическими представлениями. Поэтому важно, чтобы при изучении каждого раздела математики дети усвоили все формы действий.

I раздел.

  1. Знакомство с геометрическими фигурами.                                                                                                                                                                                                                 

Для этого ребенку необходимо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, сопоставление элементов фигур, обведение по контуру, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать и назвать геометрическую фигуру, выполняя эти же действия в уме. Здесь уже предлагаются такие задания, как: группировка предметов по форме, узнавание знакомых форм на рисунке или же в натуральном объекте, комбинирование форм.

За весь дошкольный период ребенок осваивает ряд основных форм: в младшем дошкольном возрасте – 3 основные формы: круг, квадрат, треугольник; в среднем дошкольном возрасте к основным формам добавляются прямоугольник и овал; старший возраст предполагает освоение следующих геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб и многоугольник; кроме того, в этом возрасте ребенок должен различать осязательно-зрительным способом объемные и плоскостные фигуры (шар-круг, куб-квадрат, пирамида-треугольник).   Вначале ребенок  может запомнить только название самого свойства – «форма» - и название всех контуров на рисунке и вырезанных моделей – «фигура». Затем среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе-представлении.

С шести лет ребенок начинает самостоятельно обследовать предметы, различая в них их составную форму, применяет свои умения к обследованию сложных форм и составления их из простых.

Именно поэтому при организации занятий необходимо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций.

  1. Развитие восприятия величины.

Восприятие  различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как наложение, прикладывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. При восприятии каждого параметра величины (длина, ширина, высота и толщина) осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а затем с предметным изображением. Поэтому для каждого параметра существует 3 типа игр: с предметами, плоскими фигурами и рисунками. Игры с фигурами помогают более четко выделить параметр и его разновидности, легче манипулировать с ним, не отвлекаясь на другие особенности предметов.

Восприятие цвета и формы осуществляется на основе четких наглядных эталонов-образцов, хотя они тоже имеют варианты и разновидности. А у параметров величины эталон все время меняется, каждый раз он сравнивается размерами разных предметов. Поэтому понятие величины более абстрактно, чем цвет или форма, поэтому для восприятия величин особое значение приобретают действия обследования и измерения, а также расположение предметов в ряд.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

  • подбор одинаковых величин по образцу;
  • различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположение по возрастающей и убывающей величине;
  • закрепление названий за предметами разной величины «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький»;
  • использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;
  • аналитическое сопоставление предметов зрительным способом;
  • сопоставление частей и деталей предмета по величине.

II раздел.

  1. Развитие зрительно-пространственного восприятия.

Развитие данной функции зрительного восприятия чрезвычайно важна, так как, с одной стороны, от ее развития во многом зависит успешность овладения навыками чтения и письма, а с другой позволяет косвенно судить об уровне развития зрительной памяти у детей с нарушениями зрения.

При развитии зрительно-пространственного восприятия целесообразно решать следующие задачи:

  • учить оценивать взаиморасположение предметов в заданном пространстве;
  • учить узнавать и словесно обозначать положение предмета в пространстве;
  • учить определять пространственные отношения (дальше-ближе);
  • учить находить в заданном пространстве все фигуры заданной формы (цвета, величины, положения в пространстве);
  • учить ориентироваться относительно себя в восьми направлениях;
  • учить ориентироваться относительно предмета по восьми направлениям;
  • учить анализировать и копировать несложные формы, состоящих из линий и различных углов (соединение точек, образующих цифру или букву);
  • развивать фигурно-фоновое различение (зашумленный фон).

Реализация перечисленных выше задач поможет в последствии нашим воспитанникам избежать трудностей в ходе учебно-познавательной деятельности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерным являются:

  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и соответственно медленный темп, угадывание букв, возвратные движение глаз;
  • сложности в формировании зрительного образа буквы, цифры, графического элемента, неразличение сходных по конфигурации букв, цифр, написание лишних и недописывание необходимых элементов букв или цифр;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • неточное копирование букв, цифр.
  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Зрительно-моторная координация очень важна, так как лежит в основе овладения навыком письма, а также  лечебно-восстановительной работы и гигиены зрения. Тифлопсихологические и тифлопедагогические данные указывают также на то, что подключение руки к акту зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения обеспечивает ему компенсацию зрительной недостаточности. Этому в значительной мере способствует развитие у ребенка с нарушением зрения зрительно-моторной координации.

Решение этой задачи предполагает тренировочную деятельность детей в проведении непрерывных прямых линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами и по заданному образцу; в умении соединять точки прямой линией; в написании букв, цифр по образцу и самостоятельно; в умении выбирать рациональный способ действия при выполнении графических задач; в умении удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, становится очевидным, что формирование математических навыков у детей с нарушениями зрения неразрывно связано с развитием зрительного восприятия.

Развитие восприятия формы.

  Ι.  

                                   

             

ΙΙ.

Развитие восприятия величины

Ι.  

ΙΙ.

Развитие зрительно-пространственного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Об особенностях формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представл...

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зре...

Статья «РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».

Каждый педагог знает, что важной задачей для подготовке детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений,...

конспект по развитию математических представлений у детей с нарушением зрения младшего возраста

Данный конспект расчитан на детей младшего возраста. В игровой форме развиваются ориентировка в малом и большом пространстве, формируются сенсорные эталоны, глазомер, дети учатся взаимодействовать дру...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...