Об особенностях формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания математического развития детей. Ряд авторов связывают его эффективность с расширением информационной насыщенности занятий, иногда за счет школьных программ. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Существует ряд альтернативных программ ("Развитие", "Радуга", "Детство", "Истоки" и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математики в этих программах имеет свои особенности. Но у всех программ существуют общие подходы к основам содержания учебного материала. Материал программ формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений распределен по годам обучения. В программе каждой группы имеются разделы: "Количество и счет", "Величина", "Форма", "Ориентировка в пространстве" и "Ориентировка во времени".

В программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида выделяются следующие задачи по формированию элементарных математических представлений:

1.      формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени;

2.      усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, сравнения результатов счета и измерения.

В программе выделены следующие направления работы по формированию элементарных математических представлений:

•        количество и счет;

•        величина;

•        форма;

•        ориентировка в пространстве и времени.

Очень важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.

Л.И. Плаксина в своем методическом пособии «Математика в детском саду» говорит о том, что обучение дошкольников должно предусматривать не только сообщение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определят успешность обучения их в школе.

Обучение должно решить две основные задачи, обусловленные выявленными особенностями развития предметно-практической и словесной деятельности.

1.      работа по обогащению чувствительно-практических знаний детей о качественной и количественной сторонах предметов и явлений окружающей действительности, а также сформировать соответствующий уровень практических действий.

Дошкольники должны упражняться в различных действиях на сравнение, сопоставление элементов множеств, выделение величинных компонентов, составления множеств из единиц, определение формы, размера и пространственного расположения объектов и др. (на первом этапе обучения).

2.      наряду с расширением практического опыта следует направить обучение на формирование опосредованных действий (на втором этапе обучения).

В занятия по математике полезно включать элементы рисования. Такие упражнения способствуют закреплению понятий «верх», «низ», «верхняя сторона», «правый угол», «левый», «верхний», «нижний» и т. д. Упражнения рекомендуется проводить не только с помощью рисования, но и с использованием игрушек, когда по ходу игры требуется поместить зайчика в левом углу комнаты, мишку — посередине и т. д. Полезны и упражнения типа «Найди место в комнате». В процессе этой  игры  дети  учатся  ориентироваться  в  помещении и соотносить названия сторон и углов комнаты со своим местонахождением.   Можно   использовать   на   занятиях игры-загадки: «Где стоит тот предмет, который нужно угадать?»

В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием, необходимо упражнять их в счете окружающих предметов, учить сравнивать последние между собой, находить общие и отличительные признаки.

Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета полезно вести счет с опорой то на зрение, то на слух, то на осязание. Результат включения всей сенсорной сферы ребенка в процесс формирования понятий о количестве сказывается, прежде всего, в том, что дети начинают считать самые разные объекты окружения. При таком подходе облегчается и обучение детей умению находить общие и единичные, качественные и количественные категории ряда предметов.

В связи с нарушением глазодвигательной функции зрения при косоглазии затрудняется счет движущихся предметов. Однако счет движений — прыжков, шагов, хлопков, хотя легко дается детям, но его также следует использовать в качестве коррекционного упражнения.

Программа воспитания в массовом детском саду предусматривает формирование у старших дошкольников измерительных навыков. В работе с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, обучение измерению целесообразнее начинать с определения величины окружающих предметов: крышки стола, стенки шкафа, аквариума и пр. На занятиях по измерению сыпучих и жидких тел необходимо иметь стаканчики, мензурки и другие мерки в количестве, достаточном для того, чтобы обеспечить участие в работе каждого ребенка, т.к. фронтальная демонстрация процедуры измерения из-за неполноценного зрения детей может оказаться не вполне продуктивной. Если воспитатель демонстрирует измерение жидкости, например, воды, ее необходимо подкрасить и, поставив позади стакана экран, выделить уровень жидкости и все возможные его изменения. В данной процедуре также необходимо, чтобы по ходу показа и пояснений воспитателя и одновременно с ним дети поэтапно выполняли все действия измерения. Упражнение завершается анализом проделанного.

Для обучения детей количественным операциям полезно использовать наглядный показ. Так, воспитатель может дать одному ребенку две куклы, а другому — одну, спрашивая при этом: «Сколько кукол у обоих?» Или же показать некоторое количество однотипных предметов, а затем, отнимая (или прибавляя) по одному, попросить определить, сколько осталось (или сколько их стало).

Рекомендуется и самим воспитанникам поручать выполнение аналогичной работы со своими игрушками. Таким образом, дети подводятся к процедуре самостоятельного составления задачи. Чтобы научить ребят этой процедуре, целесообразно давать им сюжетные картинки, требующие операций счета: «Шесть птичек сидят на ветке, а одна улетает», «Четыре девочки играют, к ним пришла еще одна» и др. После того как дети научатся составлять и решать такого рода задачи, можно давать им предметные картинки с изображением различных объектов, например мяча или книги, платья или обуви, требуя составить задачу по поводу этих предметов. Полезно также составление задач с использованием слов: ушли, пришли, жили, купили, подарили, улетели и т. д. Цель этого упражнения — приучить детей к самостоятельному выбору ситуации, избегая подражания друг другу в составлении задачи, что весьма свойственно дошкольникам.

Для того чтобы обучить детей счету разных групп предметов и сопоставлению их, можно предложить, например, выложить из имеющихся 9 палочек домик, потом флажок, елочку, заборчик и т.п. Такого рода упражнения закрепляют знания о счете, а также учат создавать из разного количества палочек различные по форме предметы, что способствует формированию конструктивных способностей.

Формирование математических представлений требует индивидуального подхода к детям, особенно в тех случаях, когда у ребенка резко снижена острота зрения, ослаблено здоровье и отмечаются задержки в психическом развитии.

Чтобы поддержать работоспособность детей на протяжении всего занятия, по истечении 12 минут, как правило, проводится физкультминутка: дети выполняют упражнения для мышц рук, ног, спины и зрения. Воспитатель предлагает им посмотреть в окно на стоящие вдали дома, деревья. Подобные упражнения, способствующие разрядке зрительного напряжения, необходимо проводить с детьми, страдающими косоглазием и амблиопией, и в процессе занятия, и между занятиями.

Большое внимание на занятиях по математике надо уделять развитию интереса к математике, формированию желания узнавать в предметах и объектах окружающей действительности качественные и количественные признаки.

Обучение математике должно быть тесно связано с изобразительной деятельностью, игрой, трудом и разными занятиями бытовой деятельности

Знания, полученные на занятиях по математике, дети применяют в разнообразных видах деятельности, что способствует не только их закреплению, но и разностороннему обогащению чувственно-практического опыта детей, развитию их познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об особенностях формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания математического развития детей. Ряд авторов связывают его эффективность с расширением информационной насыщенности занятий, иногда за счет школьных программ. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Существует ряд альтернативных программ ("Развитие", "Радуга", "Детство", "Истоки" и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математики в этих программах имеет свои особенности. Но у всех программ существуют общие подходы к основам содержания учебного материала. Материал программ формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений распределен по годам обучения. В программе каждой группы имеются разделы: "Количество и счет", "Величина", "Форма", "Ориентировка в пространстве" и "Ориентировка во времени".

В программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида выделяются следующие задачи по формированию элементарных математических представлений:

1.        формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени;

2.        усвоение способов количественного сопоставления – установление взаимно-однозначного соответствия, сравнения результатов счета и измерения.

В программе выделены следующие направления работы по формированию элементарных математических представлений:

•        количество и счет;

•        величина;

•        форма;

•        ориентировка в пространстве и времени.

Очень важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.

Л.И. Плаксина в своем методическом пособии «Математика в детском саду» говорит о том, что обучение дошкольников должно предусматривать не только сообщение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определят успешность обучения их в школе.

Обучение должно решить две основные задачи, обусловленные выявленными особенностями развития предметно-практической и словесной деятельности.

1.        работа по обогащению чувствительно-практических знаний детей о качественной и количественной сторонах предметов и явлений окружающей действительности, а также сформировать соответствующий уровень практических действий.

Дошкольники должны упражняться в различных действиях на сравнение, сопоставление элементов множеств, выделение величинных компонентов, составления множеств из единиц, определение формы, размера и пространственного расположения объектов и др. (на первом этапе обучения).

2.        наряду с расширением практического опыта следует направить обучение на формирование опосредованных действий (на втором этапе обучения).

В занятия по математике полезно включать элементы рисования. Такие упражнения способствуют закреплению понятий «верх», «низ», «верхняя сторона», «правый угол», «левый», «верхний», «нижний» и т. д. Упражнения рекомендуется проводить не только с помощью рисования, но и с использованием игрушек, когда по ходу игры требуется поместить зайчика в левом углу комнаты, мишку — посередине и т. д. Полезны и упражнения типа «Найди место в комнате». В процессе этой  игры  дети  учатся  ориентироваться  в  помещении и соотносить названия сторон и углов комнаты со своим местонахождением.   Можно   использовать   на   занятиях игры-загадки: «Где стоит тот предмет, который нужно угадать?»

В связи с недостаточностью зрительной ориентировки детей с амблиопией и косоглазием, необходимо упражнять их в счете окружающих предметов, учить сравнивать последние между собой, находить общие и отличительные признаки.

Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета полезно вести счет с опорой то на зрение, то на слух, то на осязание. Результат включения всей сенсорной сферы ребенка в процесс формирования понятий о количестве сказывается, прежде всего, в том, что дети начинают считать самые разные объекты окружения. При таком подходе облегчается и обучение детей умению находить общие и единичные, качественные и количественные категории ряда предметов.

В связи с нарушением глазодвигательной функции зрения при косоглазии затрудняется счет движущихся предметов. Однако счет движений — прыжков, шагов, хлопков, хотя легко дается детям, но его также следует использовать в качестве коррекционного упражнения.

Программа воспитания в массовом детском саду предусматривает формирование у старших дошкольников измерительных навыков. В работе с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, обучение измерению целесообразнее начинать с определения величины окружающих предметов: крышки стола, стенки шкафа, аквариума и пр. На занятиях по измерению сыпучих и жидких тел необходимо иметь стаканчики, мензурки и другие мерки в количестве, достаточном для того, чтобы обеспечить участие в работе каждого ребенка, т.к. фронтальная демонстрация процедуры измерения из-за неполноценного зрения детей может оказаться не вполне продуктивной. Если воспитатель демонстрирует измерение жидкости, например, воды, ее необходимо подкрасить и, поставив позади стакана экран, выделить уровень жидкости и все возможные его изменения. В данной процедуре также необходимо, чтобы по ходу показа и пояснений воспитателя и одновременно с ним дети поэтапно выполняли все действия измерения. Упражнение завершается анализом проделанного.

Для обучения детей количественным операциям полезно использовать наглядный показ. Так, воспитатель может дать одному ребенку две куклы, а другому — одну, спрашивая при этом: «Сколько кукол у обоих?» Или же показать некоторое количество однотипных предметов, а затем, отнимая (или прибавляя) по одному, попросить определить, сколько осталось (или сколько их стало).

Рекомендуется и самим воспитанникам поручать выполнение аналогичной работы со своими игрушками. Таким образом, дети подводятся к процедуре самостоятельного составления задачи. Чтобы научить ребят этой процедуре, целесообразно давать им сюжетные картинки, требующие операций счета: «Шесть птичек сидят на ветке, а одна улетает», «Четыре девочки играют, к ним пришла еще одна» и др. После того как дети научатся составлять и решать такого рода задачи, можно давать им предметные картинки с изображением различных объектов, например мяча или книги, платья или обуви, требуя составить задачу по поводу этих предметов. Полезно также составление задач с использованием слов: ушли, пришли, жили, купили, подарили, улетели и т. д. Цель этого упражнения — приучить детей к самостоятельному выбору ситуации, избегая подражания друг другу в составлении задачи, что весьма свойственно дошкольникам.

Для того чтобы обучить детей счету разных групп предметов и сопоставлению их, можно предложить, например, выложить из имеющихся 9 палочек домик, потом флажок, елочку, заборчик и т.п. Такого рода упражнения закрепляют знания о счете, а также учат создавать из разного количества палочек различные по форме предметы, что способствует формированию конструктивных способностей.

Формирование математических представлений требует индивидуального подхода к детям, особенно в тех случаях, когда у ребенка резко снижена острота зрения, ослаблено здоровье и отмечаются задержки в психическом развитии.

Чтобы поддержать работоспособность детей на протяжении всего занятия, по истечении 12 минут, как правило, проводится физкультминутка: дети выполняют упражнения для мышц рук, ног, спины и зрения. Воспитатель предлагает им посмотреть в окно на стоящие вдали дома, деревья. Подобные упражнения, способствующие разрядке зрительного напряжения, необходимо проводить с детьми, страдающими косоглазием и амблиопией, и в процессе занятия, и между занятиями.

Большое внимание на занятиях по математике надо уделять развитию интереса к математике, формированию желания узнавать в предметах и объектах окружающей действительности качественные и количественные признаки.

Обучение математике должно быть тесно связано с изобразительной деятельностью, игрой, трудом и разными занятиями бытовой деятельности

Знания, полученные на занятиях по математике, дети применяют в разнообразных видах деятельности, что способствует не только их закреплению, но и разностороннему обогащению чувственно-практического опыта детей, развитию их познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением речи.

Перспективный план разработан для детей с нарушением речи. Способствует более  эффективному усвоению математических представлений детьми с нарушениями речи....

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи...

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями слуха старшей группы и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в старшей группе и в раб...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением зрения, посредством использования технологии " игры с песком"

В работе с дошкольниками  использую световой стол с кварцевым песком.В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образ...