Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
    план-конспект по математике по теме

    Ильина Инна Александровна

    С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Республики Башкортостан

       Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации городского округа г. Стерлитамак»

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  комбинированного вида – «Детский сад № 93»

     

     

    Конспект

    занятия по формированию элементарных

    математических представлений «Заколдованные звери»

    в группе детей с нарушением интеллекта

    II год обучения

                                                                   Подготовила и провела:

                                                Ильина И.А.

                                                             учитель-дефектолог

     

    2009

    Цель:

    Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах.  Расширять знания детей о жизни диких животных.

    Задачи:

    1. Коррекционно-образовательные:

    Учить детей сравнивать по количеству непрерывные множества, выражать количественные отношения словами (в большом – больше, в маленьком – меньше). Закреплять название понятия «много».

    Продолжать учить дифференцировать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

    Учить группировать предметы по одному заданному признаку – цвету.

    Продолжать закреплять знания о величине – самая большая, большая, маленькая, самая маленькая.

    2. Коррекционно-развивающие:

    Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

    3. Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать адекватное поведение на занятии, усидчивость, самостоятельность  при выполнении заданий. Воспитывать желание заниматься.

    Прививать любовь к животным

    Словарная работа:

    Много, справа, слева, белый треугольник, заяц, желтый круг, лиса, самая большая, большая, маленькая, самая маленькая, коричневый квадрат, медведь, в большом больше – в маленьком меньше, синий прямоугольник, волк, красный, синий, зеленый, желтый.

    Методы:

    Информационные: пальчиковые игры, объяснение, иллюстрации, загадка.

    Репродуктивные: поисковые вопросы, отдельные задания, имитация, игры-упражнения.

    Воспитательные: просьба, стимулирующая добрые дела, показ образцов и приемов, поощрения, радостные удивления.

    Материал:

    Демонстрационный: игрушка – Лесовичок, конверт с письмом, мультимедиа с заставками зимнего леса, зайца, лисы, медведя, волка, белый треугольник, желтый круг, коричневые квадраты (большой и маленький), синий прямоугольник, большое и маленькое ведерки, поднос, мокрый песок, записка, игрушки-медвежата, волк, лиса, заяц, корзинка с угощением.

    Раздаточный: белые треугольники по количеству детей, разные разноцветные геометрические фигуры, разные по величине елочки по 4 на каждого ребенка, карточки красного, желтого, зеленого, синего цвета, предметные картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого, синего цвета, снежинки.

    Оборудование:

    Декорации елки и березки, следы, магнитофон, музыка леса, столы, покрытые белой простыней, металлофон

    Ход занятия:

    Организационный этап.

         Раздается стук в дверь. Игрушечный персонаж Лесовичок вносит конверт, на котором изображены лес и следы животных.

    П: Дети, посмотрите какой необычный конверт. Что на нем нарисовано?

    Д: Деревья.

    П: Сколько деревьев?

    Д: Много.

    П: А много деревьев бывает в лесу. Значит этот конверт из леса. А животные нарисованы на конверте?

    Д: Нет.

    П: А как вы думаете, в этом лесу живут звери?

    Д: Да.

    П: Как вы догадались? На конверте нарисованы следы диких животных. Интересно, чьи это следы? Откроем конверт и посмотрим, что в нем.

          Педагог достает из конверта письмо и читает.

    «Дорогие дети! В нашем лесу случилась беда: злая волшебница заколдовала всех лесных обитателей, превратив их в разные геометрические фигуры. Помогите, пожалуйста, их расколдовать. Если вы правильно угадаете, какое животное, в какую фигуру превратилось, звери оживут!»

    Обучающий этап.

    П: Ребята, поможем животным? Ведь в лесах нашей республики Башкортостан много красивых животных и они нуждаются в помощи. Тогда нужно отправляться в путь. Мы пойдем в этот зимний лес. (На экране появляется картинка с изображением зимнего леса). Сколько вокруг чудес: справа елка в шубе стоит. Где елка стоит? (Справа). Слева березка на нас глядит. С какой стороны березка глядит? (Слева). А под ногами следы. Пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут.

          Дети под музыку идут по групповой комнате, находят белый треугольник  на столе покрытым белой простыней.  

    П: Смотрите, что за геометрическая фигура лежит на сугробе?

    Д: Треугольник. 

    П: Какого он цвета? (Белого). Правильно. Интересно, как вы думаете, какое животное злая волшебница могла превратить в белый треугольник? А чтобы отгадать, нужно среди различных фигур найти такой же белый треугольник!

    Дидактическое упражнение «Найди фигуру».

          Педагог рассыпает перед детьми фигуры, каждый ребенок выбирает белый треугольник. Педагог комментирует действия детей.

    П: Смотрите внимательно, нам нужен только треугольник белого цвета. Кто нашел, показывайте. Молодцы ребята, все справились! Так что же это за зверь? (На экране появляется картинка с изображением зайца). Это заяц!

    П: Ребята, давайте продолжим свой путь.

          Дети под музыку идут по групповой комнате, находят желтый круг на пенечке покрытым белой простыней.

    П: Посмотрите, а это какая фигура? (Круг). Какого он цвета?  (Желтого). Какое же животное здесь заколдовано? А чтобы его расколдовать, нам нужно выполнить задание «Построй по росту елочки».

    Дидактическое упражнение «Построй по росту ёлочки».

             На столе лежат четыре  елочки  разных по величине.

    П: Ребята, нужно расположить эти елочки по росту: от самой большой до самой маленькой. (Дети выполняют задание). Давайте еще раз повторим, какие по размеру эти елки: самая большая, большая, маленькая, самая маленькая. Посмотрите, мы выполнили задание и расколдовали лису. (На экране появляется картинка с изображением лисы). Дети, помашите лисе, ведь нам надо торопиться.

    П: Ребята, мы устали. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Снег».

    Физкультминутка.

    Снег сегодня шел с утра.

    Дети выполняют упражнение Снег.

    Рада снегу детвора.

    Хлопают в ладоши.

    Снег на ветках, на дорожках,

    Поднимают руки вверх. Выполняют упражнение Дорожка.

    На носах и на ладошках.

    Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки.

          Дети находят большой и маленький квадраты  на столе покрытым белой простыней.  

    П: Вот еще геометрические фигуры. Что это? (Квадраты, большой и маленький). Какого они цвета? (Коричневого). Кто бы это мог быть? Послушайте загадку: Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). (На экране появляется картинка с изображением медведя). Вот они медвежата, большой и маленький. (Педагог достает игрушки). Они очень обрадовались, что вы их расколдовали и хотят вам показать, какие кулички они из песка научились делать.

    Дидактическое упражнение «Большой и маленький куличик».

          На столе стоят большое и маленькое ведерко и поднос.

    П: Ребята, покажите, где большое ведерко, а где маленькое? Как вы думаете, в каком из них больше, а в каком меньше песка.

          Для проверки содержимое высыпается на поднос и дети наглядно определяют, что из большого ведерка куличик получился больше, а из маленького – меньше).

    П: В большом ведерке помещается больше песка, а в маленьком – меньше. (Дети повторяют).  

    П: Дети, давайте продолжим свой путь.

          Дети идут под музыку по групповой комнате, находят синий прямоугольник  на столе покрытым белой простыней.

    П: Смотрите, а это что за фигура?

    Д: Прямоугольник.

    Дидактическая игра «Соотнеси по цвету».  

    П: Какого цвета прямоугольник? (Синего). Нужно выполнить задание и  тогда колдовство исчезнет! Перед вами лежат четыре больших цветных карточки. Какого они цвета? (Красного, желтого, синего, зеленого). И маленькие картинки с предметами такого же цвета. Нужно подобрать по цвету маленькие картинки к большим. Например, красный шарик мы положим на красную карточку и т.д. (Дети выполняют задание). (На экране появляется картинка с изображением волка). Ребята, мы расколдовали волка!

    П: Что это такое?          

    Д: Снежинки.

    П: Сколько их? (Много). Возьмите по одной снежинке. Какие они красивые, легкие и воздушные. Давайте покружимся, как снежинки. Положите снежинки под елочку, пусть ей будет тепло. (Дети относят снежинки под елочку). Ой, какой сугроб получился! Что это под елочкой лежит? Это записка и все животные, которых мы расколдовали, и угощение для вас!

          Педагог достает записку и читает её.

    «Дети! Вы оживили диких животных. Спасибо вам!».

    Итог занятия.

    П: Ребята, мы помогли лесным жителям. Теперь они стали вашими друзьями. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим всех животных к себе в гости. Животные волшебные они нам помогут вернуться. Прижмите к себе их очень крепко и зажмурьте глаза. (Звук металлофона). Вот мы и в детском саду. Дети, где мы сегодня побывали? (На экране появляется картинка с изображением зимнего леса). Кому мы сегодня помогали? Что с ними случилось?  Как мы помогли лесным жителям? Я думаю, что вам понравилось помогать зверятам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха

    Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепление числа и цифры 7, знаков «<», «>», «=»; упражнение в решении примеров на сложение и вычитание.Коррекционно-развивающая:  Развитие слухового в...

    конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

    Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта

    Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта (подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в сказочный лес...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха,  подготовительная  группа...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы на тему: « Один-много».

    1.Познакомить с кругом, учить отвечать на вопрос: «сколько?» словами один, много. 2.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один пред...


     

    Комментарии

    Попукайло             Ирина Лукеевна

    Интересное занятие! Обязательно воспользуюсь сама и другим рекомендую.

    Хорошее занятие