Статья «РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».
статья (старшая группа) на тему

Богославская Марина Сергеевна

Каждый педагог знает, что важной задачей для подготовке детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений, умений и навыков. Все это можно развивать через игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_zanimatelnyh_igr.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».

     В  дошкольной  педагогике  и  психологии  игра  рассматривается  как  основной  вид  деятельности  детей. Дидактическая  игра - одна  из  форм  обучающего  воздействия  взрослого  на  ребёнка. Обучающая  игра  имеет  две  цели: игровую, ради  которой  действует  ребёнок, и  обучающую, которую  преследует  взрослый. Эти  две  цели  дополняют  друг  друга  и  обеспечивают  усвоение  программного  материала  детьми.

Дидактическая, развивающая, логическая  игра  является  средством  обучения, поэтому  она  может  быть  использована  при  усвоении  любого  программного  материала   во время непрерывной образовательной  деятельности с детьми (индивидуально  и  подгруппами), а  также  включаться  в музыкальные  занятия, быть  одним  из  занимательных  элементов  на  прогулке, может  представлять  собой  и  особый  вид  деятельности  ребёнка  и  взрослого.

Каждый  дошкольный  педагог  знает, что  одной  из  наиболее  актуальных  и  важных  задач  подготовки  детей  к  школе  является  развитие  у  них  логического  мышления  и  познавательных  способностей, формирование  элементарных  математических  представлений, умений  и  навыков.

     Логико-математические, развивающие, занимательные  игры  развивают  у  малыша  элементарные  математические  представления.  Играя  в  логико-математические  игры,  дети  учатся  наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, приобретают  навыки  измерения, счета, представления  о  размере, форме  и  массе  предметов, об  ориентировке  во  времени  и  в  пространстве, постигают  смысл  операций  сложения  и  вычитания. Воспитатель  при  этом  опирается  на  наблюдения  и  практический  опыт  детей, применяет  в  своей  работе систему  разнообразных  упражнений, дидактических  игр  и  наглядных  пособий, создаёт  проблемные  ситуации, заставляющие  ребёнка  самостоятельно  находить  решения, подводящие  его  к  « открытию» определенных  закономерностей.

     Основной  формой  развития    ребёнка  в  специализированном   дошкольном   учреждении являются  организованная деятельность, в  которых  ведущая  роль  принадлежит  взрослым. Организованная деятельность  проводятся  и  учителем-дефектологом, и  воспитателями. Содержание  организованной деятельности  определяется                           программами. Главные  пути  реализации  программ  математического  развития  детей  являются  познавательные  и  развивающие  игры, самостоятельная  детская  деятельность, математические  конкурсы, развлечения, вечера  досуга  и  т.п., организуемые  с  детьми. Система  работы  осуществляется  через  практические  виды  деятельности, доступные  ребёнку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование  и  др. Много  внимания  уделяется   введению  детей  в  мир  логики  математики, алгоритмов. Развивающая  направленность  игровых  знаний  выражена  через  приемы  работы  с  детьми, которые  предполагают  освоение  содержания  в  условиях  творческой  познавательной  деятельности, базирующейся  на  детской  самостоятельности.

Когда  я  начинала  работать  в  детском  саду  программа  была  жесткой, отступать  от  нее  было  нельзя. И  еще  тогда  я  старалась  как-то  приукрасить  эти  сухие  занятия, внести  какого-нибудь  персонажа, создать  игровую  ситуацию. Программа  по  математике  для  дошкольников  была  рассчитана  на  ребенка  ниже  среднего  уровня  развития. Дети  должны  были  сидеть  за  столами. Стиль  общения  педагога  с  ребенком  всегда  был  авторитарным. Ребенок  переставал  быть  ребенком  и  становился  близким  «обучаемым»  без  интеллекта, без  характера.

      Работая  в  группах  для  детей  с  нарушением  зрения  с  1992 года   я  заметила, что, в  основном, все  дети  испытывают  значительные  трудности  в усвоении  программного  материала. Эти  трудности  объясняются  рядом  причин  и, в  первую  очередь, сенсорной  недостаточностью, обусловленной  зрительными  нарушениями. Кроме  того, наблюдения  показали, что  у  детей  не  сформированы  такие  важные  качества  личности, как  самостоятельность, находчивость, сообразительность, они  неусидчивы  в  связи  с  тем, что  быстрая  зрительная  утомляемость, сопряженная  с  патологией  зрения, не  позволяет  им  длительное  время  сосредотачивать  внимание  на  предлагаемом  материале.

      Большая  часть  детей  имеет  многообразие  вторичных  отклонений, которые  тоже  затрудняют  педагогический  процесс. Поэтому  я  считаю, что  необходимо  выбрать  такие  методические  приёмы, которые  могли  бы  привлечь  внимание, заинтересовать  каждого  ребёнка, необходимо  постоянно  создавать  у  детей  положительное эмоциональное  отношение  к  предлагаемой  деятельности.        

    Когда  открылась  наша  разновозрастная  группа,  я  столкнулась  с  ещё  одной  проблемой:  как  проводить   занятия  по  развитию  математических  представлений  с  детьми  разного  возраста  и  уровня  развития. Перед  детьми  разного  возраста  стоят  разные  задачи  и  мне  хотелось, чтобы  все  дети  усваивали  предлагаемый  материал. Очень  много  времени  занимает  подготовка  к  занятиям. Ведь  для  каждого  возраста  приходилось  готовить  не  только  материал  по  данной  возрастной  группе, но  и  учитывать  разные  зрительные  режимы. Встал  вопрос,  как  сделать  так, чтобы    использовать  один  и  тот  же  материал  для  детей  и  младшего  и  старшего  возраста.  Как  сделать  так, чтобы  было  интересно  и  младшим  и  старшим  детям, а  времени  на  подготовку  уходило  меньше.

    Обучение  детей  математики  я  решила  осуществлять  через  максимальное  использование  в  учебном  процессе  занимательного  материала, развивающих  игр. На  каждое  занятие  брать  одни  и  те же  темы  для  всех, но  ставить  разные  задачи  в  зависимости  от  возраста. Для  детей  старшего  возраста  добавлять  несколько  задач, усложнять  задание, их   количество, увеличивать  время  занятий.

Сначала  я  провела  диагностику  детей. Изучила  методику  преподавания  математики, определила  для  себя  формы  и  содержание  работы, фронтальные  формы  работы: подгрупповые, математические  досуги, совместные  практикумы; индивидуальное  формы  работы: собеседования  с  детьми, выполнение  индивидуальных  игровых  заданий, тестирование. Работу  пришлось  начинать  не  только  с  изучения  программы  по  всем  возрастным  группам  и  перечитать  массу  литературы  по  развивающим, занимательным, логико-математическим  играм. Таким  образом,  я  поставила  перед  собой  цель:  Развитие  у  детей  с  нарушением  зрения  умственных  и  познавательных  способностей  с  помощью  занимательных,  логико-математических  и  развивающих  игр. И  определила  следующие  задачи: развивать  умственные  и  познавательные  способности  детей, зрительное  восприятие, общую  культуру  детей, расширять  кругозор  детей, привлекать  родителей  к  совместной  игровой  деятельности,  используя  новые  формы  работы  с  семьёй, создать  коррекционно-развивающую  среду   в  группе  и  способствовать  созданию  родителями  домашней  игротеки.

     Затем  составила  перспективный  план  работы  с  детьми  на  весь  учебный  год. В  перспективное  планирование  включила  организацию  работы  по  математическому  развитию  детей, проведение  игр  и  занятий  с  учетом  индивидуального  развития  ребёнка, подбор  игр, пособий, игровых  материалов, проведение  диагностических  срезов, поиск оптимальных  средств  развития  детей, формы  работы  с  семьёй.    

Поставленные   задачи  решаю  через  три  формы  организации  деятельности  с  детьми:  непрерывной образовательной деятельности, совместную  деятельность  с  ребёнком   и  самостоятельную  деятельность  детей  в  развивающей   среде  группы, а  также  привлечь  и  заинтересовать  родителей.  

   Я  решила  строить  занятия  на  играх, детям  такая  форма  работы  очень  нравилась. Обучая  детей  в  процессе  игры, я  стремилась  к  тому, чтобы  радость  от  игровой  деятельности  постепенно  перешла  в  радость  учения, помня  что, "Учение  должно  быть  радостным !"- А.А.Столяр .  

    Первая  игра  которая  появилась  в  группе, была  «Сложи  узор» (из  книги  Б.П.Никитина ).

Раскрасила  16  кубиков  так, как  предложено  в  книге, сделала   с  помощью  аппликации  узоры-задания (квадраты  на  этих  карточках  соответствуют  сторонам  кубика  4х4 ) Но  тут  встал  вопрос,  как  привлечь  детей  к  выкладыванию  узоров. Старшие  дети  сами  заинтересовались  игрой, а  малышей  пришлось  привлекать  с  помощью  придуманной  сказки : «Как   Зайчишка  нашел  себе  домик?». В  игре  «Сложи  узор» дети  знакомятся  с  квадратом,т.к. почти  все  узоры  это  квадраты, состоящий  из  4-х , 9-ти  или  16-ти  кубиков ;   познакомила  детей   с  этой  геометрической  фигурой  , ее  основным  свойством - все  стороны  (четыре ) равны. Затем  в  группе  появилась  игра                                                                

«Сложи  квадрат» из  книги  «Развивающие  игры». Разрезала  квадрат  на  две  или  4  части, для  детей  4-х - 5-ти  лет - на  6 частей, а для  старших  сделала  «Танграм». Решила  усложнить  задачу  по  складыванию «Танграма» , сделала  2  набора  по  7  квадратов  разного  цвета , а цвета  соответствуют  фразе : «Каждый  охотник  желает  знать , где  сидит  фазан». Так  дети  познакомились  с  цветами  спектра  (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).      

Заинтересовала  меня  и  игра «Рамки  и  вкладыши  Монтессори».  

Большое  значение  придаю  обеспечению  наглядности  пособий: цветным  палочкам  Кюизенера, геометрическим  фигурам  Дьенеша. Эти  пособия  позволяют  их  по-разному  интерпретировать, варьировать  возможности  их  использования  на  различных  этапах  обучения.

С  помощью  цветных  палочек  Кюизенера  дети, еще  не  зная  счета  и  не  умея  выражать  своих  действий, «открывать» простые  математические  соотношения, получают  возможность  производить  сложение  и  вычитание  чисел.

Использование  геометрических  фигур  Дьенеша  способствует  развитию  логического  мышления  ребёнка, формированию  представлений  о  геометрических  формах. Применять  геометрические  фигуры  Дьенеша  можно  в  работе  с  детьми  разного  возраста  и  при  индивидуальных   занятиях.

Так  в  группе  появилась  «Игротека». Игротеку  для  детей  оснащаю  играми, требующими  высокого  уровня  интеллектуальной  активности, в  процессе  овладения  которыми  происходит  развитие  мыслительных  операций. В этих  играх  соединены  серьёзное  умственное  занятие  и  забава, размышление  и  развлечение. В  играх  есть  строгие  правила, нормы, соблюдение  которых  вырабатывает у  детей  умение  анализировать  свои  действия, осуществлять  самоконтроль, приучает  к  сотрудничеству, выигрышу  и  проигрышу. В  этих  играх  вырабатываются  качества  личности  и  умения, которые: применимы  и  необходимы  в  любой  жизненной  ситуации : умение  комбинировать, предполагать, видоизменять  и т.д. При  подборе  игр  я  имела  в  виду, что  не  только  интересная, но  и  в  меру  сложная  игра  способствует  развитию  умственных  способностей. Игры, не  требующие  умственных  усилий, порождают  небрежность  в  работе, отучают  от  необходимости  думать. Поэтому  я  стараюсь  оснащать  «Игротеку» играми  типа :

«Волшебный  круг», «Колумбово  яйцо», «Монгольская  игра» и  др. В  играх  я  стараюсь  предоставлять  детям  как  можно  больше  самостоятельности. Я  направляю  игру, включаясь  в  совместную  с  ребёнком  деятельность, поясняю  лишь  то, что  ребёнок  не  может  познать  самостоятельно: уточняю  правила, характер  преобразований, помогаю  проанализировать  образец  в  соответствии  с  набором  элементов  игры. Игровые  действия, ведущие  к  результату, ребёнок  осуществляет  сам. В  ходе  руководства  играми  интеллектуального  характера  считаю, что  необходимо  предоставить  ребёнку  реализовать  себя  в  ходе  поиска  пути  решения, результата, преобразования, что  поможет  ему  утвердиться  в  собственных  силах.        

 Каждая  игра  может  иметь  несколько  вариантов  и  упрощенного  и  усложненного ее  проведения.  Организуя  игры  с  детьми, надо  присмотреться  к  нему, оценить  его  индивидуальные  особенности. Если  он  быстро  и  легко  справляется  с  заданием, можно  предлагать   более  сложные  и, наоборот, в  случае  затруднений, лучше  подольше  задержаться  на  простых.  

    Для  развития  ребёнка, его  интересов, способностей, нужно  было  создать  коррекционно-развивающую  среду  в  группе. Среда  является  непременным  условием  развития  логики, мышления, творчества  детей. Это  прежде  всего  наличие  интересных  развивающих  игр, игровых  материалов  разной  сложности, изготовленных  для  самостоятельной  деятельности  детей, а  не  с  целью  оформления  группы. Игры  появившиеся  в  нашей  группе  разнообразны, удобны  и  доступны  в  пользовании. Пособия  и  игры  для  детей  со  зрительными  нарушениями  должны  быть  крупными, яркими,  располагаться  на  уровне  глаз  ребёнка, соответствовать  зрительным  режимам. Большинство  игр  находится  на  фланелеграфах, материал  которых  можно  менять, так как  того  требует  тематика. Это  такие  игры  как  «Автомобильные  стоянки», «Где  что  растет?», «Разложи  вещи  в  шкафу», «Листочки», «Платочки».  Игры  используются  и  для  зрительной  гимнастики. Мой  опыт  работы  показал, что  лабиринты  очень  нравятся  и  малышам  и  детям  старшего  возраста, все  зависит  от  содержания  и  привлекательности  заданий.

Задачи - лабиринты   я  использую,  как  часть  во время непрерывной деятельности  не  только  на  математике, но и  в деятельности  по  развитию  познавательных  способностей, по  грамоте ,в  изодеятельности, сюжетно-ролевых  играх .  

Игры  на  фланелеграфах   являются  большим  подспорьем в образовательной деятельности, но  и  хороши  для  самостоятельных  игр. Игры, вынесенные  в  развивающую  среду, доступны  и  детям  младшего  и  старшего  возраста, ими  можно  варьировать  в  зависимости  от  поставленных  задач  или  по  степени  сложности. Создавая  развивающую  среду  я  старалась  затронуть  все  разделы  программы.

Преподнося  детям  материал, я  использую  разные  формы  организации   деятельности. Детям  предоставляется  возможность  во  время  непрерывной образовательной деятельности  и  посидеть  или  полежать  на  ковре  и  тут  же  решить  предложенную  им  проблемную  ситуацию, задачу. Дети  во  время организованной деятельности  очень  много  двигаются. Такие  занятия  нашим  ребяткам  очень  нравятся, они  интереснее , чем  просто  игра.  

     Каждая  игра  - это  общение  ребёнка  со  взрослым, с  другими  детьми. В каждую  игру  можно  играть  с  одним  ребёнком, а  можно  и  с  несколькими. А  еще  лучше, если  родители  тоже  принимают  участие  в  играх  детей. Я  стараюсь  объяснять  родителям,  какую  важную  роль  играют  игры  в  жизни  ребёнка  и  как  дома  своими  руками  можно  сделать  игры. Очень  часто  дети  нашей  группы  берут  игры  на  дом, где  обучают  мам  и  пап  играм,  в  которые  они  любят  играть  в  группе. А  еще  лучше, если  родители  тоже  принимают  участие  в  наших  играх. И чтобы  это  было  так, организовываю  для  родителей    с   детьми  игровые  практикумы, тренинги, выставки  игр, даю  консультации. Этим  способствую  педагогическому  образованию  родителей, умению  их  взаимодействовать  со  своим  ребенком  в  игре, наглядно  показывать  родителям  способы  организации  деятельности  с  детьми  дома.

Занимаясь  этой  темой  на  протяжении  нескольких  лет  я  добилась  того, что  дети  в  нашей  группе  благодаря  таким  занятиям  имеют  хороший  уровень  математических  знаний. В  результате  освоения  практических  действий  дети  познали  свойства  и  отношения  объектов, чисел, арифметических  действий, величины  и  их  характерные  особенности, пространственно-временные  отношения, многообразие  геометрических  форм. Основная  масса  наших  выпускников  имеют  хорошую  успеваемость  в  школе.  Дети  в  нашей группе  имеют  общие  интересы  хотя  они  и  разного  возраста, больше  общаются  со  своими  родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей с нарушением зрения

Прежде, чем рассказать о формировании математических представлений у детей с нарушениями зрения, хочу подчеркнуть, что ход занятий с нашими детьми очень отличается от занятий в обычном детском саду. Н...

Об особенностях формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представл...

Консультация из опыта работы "Устранение аграмматизма через развитие математических представлений у детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группе"

Опыт коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе через развитие математических представлений....

Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...

Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в зн...

конспект по развитию математических представлений у детей с нарушением зрения младшего возраста

Данный конспект расчитан на детей младшего возраста. В игровой форме развиваются ориентировка в малом и большом пространстве, формируются сенсорные эталоны, глазомер, дети учатся взаимодействовать дру...