Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»
консультация (младшая группа)

Душакова Татьяна Васильевна

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»

Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качество: форма, цвет, размер, расположение в пространстве, — и их количество. А как научить ребенка этого возраста элементарным математическим действиям и понятиям? Для этого надо учиться, играя. Ведь только в игре ребенок ненавязчиво овладевает математическими навыками. И тогда он сможет помочь маме разложить столько ложек на столе, сколько тарелок в стопке. И, не ссорясь с сестрой, разделить поровну пять конфет. И узнает, как измерить Удава Попугаями.

Вот несколько полезных советов для воспитания будущих великих математиков.

Сначала нужно научить ребенка сравнивать группы предметов, не считая их.

Научите использовать в речи понятия: «один», «много», «ни одного», «мало», «поровну», «больше», «меньше».

Сравнивать между собой предметы нужно сначала по одному-двум математическим признакам (форма, размер).

Ребенок должен понять, что количество предметов не зависит от их расположения в пространстве, расстояния между ними.

Помните, что ребенок 3-4 лет лучше считает предметы, а не цифры.

Игровые упражнения по математике для детей 3-4 лет.

Давайте рассмотрим некоторые игры, способствующие формированию математических способностей дошкольников.

Это игровые упражнения, формирующие представление о таких понятиях, как количество и величина, геометрические фигуры, форма предметов, пространство и время.

Предлагаемые пяти-семиминутные задания, рассчитанные на детей от трех до четырех лет, помогут сделать процесс овладения математическими знаниями увлекательным и эффективным.

Если малыш с каким-либо заданием не справляется, не огорчайтесь, а вернитесь к нему еще раз через несколько дней. Поощряйте активность ребенка, хвалите за усердие и восхищайтесь его достижениями. Успехов вам и вашему малышу!

«Много и один»

Предложите ребенку осмотреть комнату и сказать, каких предметов в ней много, а какой один. Если у малыша возникнут трудности, обратите его внимание на группы предметов таким образом: «Посмотри, чего много в шкафу», «Скажи, чего много на окне» и т. п.

В дальнейшем это упражнение можно делать и на улице во время прогулки, используя выражения типа «Много автомобилей, много деревьев», «Дом один, а окон в нем много» и т. п.

«Прятки»

Предложите ребенку найти игрушки, предварительно спрятав их в разных местах комнаты: «Посмотри под столом (на столе, под скатертью, на диване, за креслом и т. п.)». Попросите малыша сказать, что он нашел и в каком количестве, используя предложения типа «На диване много кубиков, под столом один медведь» и т. п.

«Поезд»

Предложите ребенку построить из кубиков поезд. Обратив внимание малыша на количество и величину деталей, попросите его выбрать одну большую — это будет паровоз, а затем из множества маленьких кубиков выложить вагончики. После завершения работы попросите ребенка рассказать, что он сделал, сколько у состава вагонов (много), а сколько паровозов (один).

Далее можно предложить малышу построить гараж для машины, домик для куклы, замок для принцессы и т. п.

«Возьми и назови»

Поставьте перед ребенком несколько емкостей с горохом, фасолью и бобами. Предложите ему рассмотреть содержимое и взять одну горошину или один боб, набрать много, целую горсть фасоли или гороха и т. п. Можно попросить малыша закрыть глаза и сделать это не глядя, на ощупь. Учите ребенка описывать собственные действия: «Я взял одну горошину», «Я взял много бобов» и т. п.

«Сделай так, как я скажу»

Предложите ребенку найти и принести одну, а затем много игрушек: «Принеси одну машинку», «Принеси много кубиков» и т. п. Усложните задачу: «Принеси одну куклу и много солдатиков» и т. п. Учите малыша описывать собственные действия, используя слова «много» и «один».

Подобные упражнения можно выполнять и на прогулке, используя цветы, листья, камешки, каштаны. Так вы подведете ребенка к пониманию того, что словом «много» обозначается группа отдельных предметов.

«Гости»

Предложите ребенку угостить кукол чаем. Попросите сказать, сколько пришло гостей (много, и поставить столько же чашек, сколько кукол, положить столько же ложек, сколько чашек, угостить каждую гостью конфетой и т. д. Пусть малыш сопровождает свои действия словами: «Я поставил столько же чашек, сколько кукол», «У каждой куклы есть чашка».

«Мамин помощник»

Попросите ребенка помочь сервировать стол, поставить каждому члену семьи тарелку, чашку, положить салфетку, ложку, вилку. Спросите у малыша: «Сколько на столе предметов? Чего больше, чего меньше?» Помогите ему ответить правильно: «Чашек столько же, сколько и тарелок, их поровну» и т. д.

Важно в раннем детстве обучить ребенка простым геометрическим фигурам (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, познакомить с геометрическими телами (шар, куб, цилиндр).

Научите ребенка видеть геометрические фигуры в окружающем мире.

«Аппликация из геометрических форм»

Для развития знаний о них хорошо использовать аппликации из математических форм.

Покажите ребенку рисунок предмета с четкими контурами (дом, машина). Предложите

сделать из заготовленных треугольников, квадратов и кругов образ предмета.

«Найди предмет такой же формы»

Вырежьте из картона геометрические фигуры «круг, квадрат, треугольник, овал». Положите их на стол или ковер и предложите ребенку найти в комнате предметы такой же формы. Если ребенок испытывает трудности при выполнении данного игрового действия, предложите ему выбрать предметы из подготовленных вами.

«Из каких фигур состоит рисунок»

Покажите ребенку рисунок из геометрических фигур, предложите назвать какие фигуры он видит.

Закрепление знаний о геометрических фигурах проведите через рисование

изученного материала, складывания разных фигур из других предметов (палочек,

камушков и т. д.). Можно использовать пластилин и другие гибкие материалы,

позволяющие создавать различные формы.

Эти простые игры помогут вам сформировать элементарные математические представления ребенка, будут способствовать развитию логики, мышления, памяти ребенка и станут прекрасной основой для дальнейшего овладения математическими знаниями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размер...

Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей раннего  дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие наз...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Формирование пространственных представлений у детей средствами дидактичесеких игр и упражнений"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Консультация для родителей :«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...