Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
консультация

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 « Пчёлка»

Консультация для родителей

«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Кузнецова Светлана Александровна

                                                                                                       учитель-дефектолог

                                                                         первой квалификационной категории

Бердск, 2020

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между.

Пространственное представление у детей развивается в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей  развивается во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, в повседневной жизни. Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребёнок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Ещё лёжа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребёнок познает «близкое» пространство. «Далёким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далёкого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.

Ориентировка «на себе». Первоначальной задачей является освоение ребёнком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». Дети овладевают ориентировкой «на себе» в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.) Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче: учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако

ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела.

Ребёнок как бы мысленно переносит её на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов - сзади, внизу - колеса, передние и задние. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребёнку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от любых других объектов, «от другого человека».

Ориентировка «от себя». В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево). Ребёнок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учётом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства. Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчёта является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчёта был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребёнку уяснить значение таких пространственных

предлогов, как: «в», «под», «на», «за». Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог «под» - с нижней стороной; предлог «в» воспринимается, как указание на расположение внутри какого-либо объекта. Освоение системы отсчёта и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Направление «вверх – вниз» («вверху – внизу») позволяет ребёнку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления «направо – налево» («справа – слева») помогает лучше понять        пространственные        отношения,        определяемые        словами:        «рядом»,

«посередине» и «между», «сбоку» или «с краю». Направление «вперёд» –

«назад» («впереди – сзади») способствует уяснению таких пространственных отношений,     как     «впереди»,     «перед»,     «напротив»,     «за»,  «позади»,

«посередине» и «между» при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчёта. Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения,  все они основаны на освоении ориентировки

«на себе» и «на внешних объектах».

Развитие ориентировки в окружающем мире можно проводить в следующей последовательности:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе: - дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха; - приложить кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.
  2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: - вытянуть в сторону правую (левую) руку
  3. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);
  4. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размер...

Консультация для родителей :«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах ...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Консультация для родителей«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...

Консультация для родителей "Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."...