Главные вкладки

    Картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).

    Белянская Светлана Вениаминовна

    В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx60.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Подготовительная к школе группа для детей с ТНР.

    Лексическая тема: «Как я провел лето».

    «Я рисую лето» (пальчиковая гимнастика)

    Я рисую лето:                                     (рисуют пальчиком по столу)

    Красной краской –                             (рисуют в воздухе «солнце»)

    На газонах розы,                               (сжимают и разжимают пальцы)

    На лугах покосы,

    Синей краской – небо                       (рисуют в воздухе «облака»)

    И ручей певучей.                               (на столе рисуют пальцем «ручей»)

    Лето

    (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

    Вот за что люблю я лето?

    Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава.

    Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес,

    Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять.

    Шесть – пора грибов собрать. Семь – малины я поем.

    Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет,

    Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето.

    Вот за что люблю я лето!

    Лето

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Сжимают – разжимают кулачки

    Будем летом мы играть:

    Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.

    Будем плавать и качаться,

    Будем прыгать и кататься,

    Будем бегать, загорать

    Пальчики «бегут» по столу, ладошки кладут на стол.

    И грибочки собирать

    Правая рука сжата в кулак, левая накрывает его – «грибок».

    Лексическая тема: «Ранняя осень. Ягоды. Грибы».

    Будем мы грибы искать -                                   приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в

                                                                                  одну, то в другую сторону                                        

     И в корзинку собирать. -                                   сводят руки перед собой в «корзинку»
    Вот сидят маслята, -                                          загибают по одному пальцу на обеих                      
                                                                                 руках одновременно на каждое название  

                                                                                  грибочка            

    На пеньке – опята,
    А во мху – лисички,
    Дружные сестрички. -                                       делают манящие движения руками
    «Подосиновик, груздок, -                                 грозят указательным пальцем правой руки
    Полезайте в кузовок! –                                      присесть, обнять себя руками
    Ну, а ты, мухомор, -                                           встаем, разводим руками в стороны
    Украшай осенний бор!

    В лес по ягоды

    Раз, два, три, четыре, пять

    (пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

    В лес идем мы погулять

    (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

    За черникой за малиной

    (указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

    Зa брусникой и за калиной.

    Землянику мы найдем

    И братишке отнесем (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

    Грибы

    Топ – топ – пять шагов,

    Дети «шагают» пальчиками по столу.

    В туесочке пять грибов.

    Переплести пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев правой руки.

    Мухомор красный –

    Гриб опасный.

    А второй – лисичка,

    Рыжая косичка.

    Третий гриб – волнушка,

    Розовое ушко.

    А четвертый гриб – сморчок,

    Бородатый старичок.

    Пятый гриб – белый,

    Ешь его смело!

    На каждое двустишие дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

    Лексическая тема: «Осень. Осенние месяцы».

    Осень, осень, -                                     ( трем ладошки друг о друга
    Приходи! –                                           (по очереди сжимаем кулачки
    Осень, осень, -                                     (трем ладошки друг о друга
    Погляди! –                                           (положить ладошки на щеки
    Листья желтые кружатся, -                (движение ладонями сверху вниз
    Тихо на землю ложатся. –                  (поглаживаем коленки
    Солнце нас уже не греет,-                  (по очереди сжимаем кулачки
    Ветер дует все сильнее,                      (-разводим одновременно ручки в разные стороны
    К югу полетели птицы, -                    ( скрестить ручки и пошевелить пальчиками
    Дождик к нам в окно стучится. -       (стучим пальчиками по ладошкам
    Шапки, куртки надеваем –                 (делаем вид
    И ботинки обуваем –                          (постучать ногами
    Знаем месяцы: -                                  ( похлопать ладошками по коленкам
    Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.       ( кулак, ребро, ладонь

    Лексическая тема:        «Деревья осенью».

    Ветер по лесу летал,                                  (Плавные, волнообразные движения ладонями)
    Ветер листики считал:
    Вот дубовый, 
    Вот кленовый                                             ( Загибать по одному пальчику)
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки – золотой,
    Вот последний лист с осинки
    Ветер бросил на тропинку.                         (Спокойно уложить ладони на стол)

    Лексическая тема:        «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах».

     Засолим капусту

    Мы капусту рубим-рубим,        

    Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

    Мы морковку трем-трем,        

    Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

    Мы капусту солим-солим,        

    Движение   пальцев,  имитирующих  посыпание солью из щепотки.

    Мы капусту жмем-жмем.        

    Интенсивное сжимание пальцев рук

    в кулаки.

    Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца):
    Вырос у нас чеснок,                                             (указательный
    Перец, томат, кабачок,                                         (средний
    Тыква, капуста, картошка                                    (безымянный
    Лук и немножко горошка.                                    (мизинец
    Овощи мы собирали,                                            (мизинец
    Ими друзей угощали,                                           (безымянный
    Квасили, ели, солили,                                          (средний
    С дачи домой увозили.                                         (указательный
    Прощай же на год,                                                (большой палец левой руки
    Наш друг – огород!                                              (большой палец правой руки

    Лексическая тема:        «Фрукты. Труд взрослых в садах».

     Будем мы варить компот
    Фруктов нужно много. Вот:  ( Левую ладошку держат «ковшиком»,                         указательным пальцем правой руки «мешают»)
    Будем яблоки крошить,
    Грушу будем мы рубить.
    Отожмем лимонный сок,
    Слив положим, сахарок.             (Загибают пальчики по одному, начиная с  большого.)
    Варим, варим мы компот.
    Угостим честной народ               ( Опять «варят» и «мешают»)

    Друзья – садоводы.


    Палец толстый и большой
    В сад за сливами пошёл.
    (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
    Указательный с порога
    Указал ему дорогу.
    (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
    Средний палец самый меткий,
    Он сбивает сливы с ветки.
    (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
    Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
    А мизинчик-господинчик
    В землю косточки бросает!
    (Отгибаем мизинчик)

    Фруктовая ладошка.


    Этот пальчик - апельсин
    ,( Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
    Он, конечно, не один,
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит: «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас, 
    Фрукт для вас и для нас
    .( Показывают ладошками вокруг и на себя.)

            Лексическая тема:        «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме».

    Прилетела к нам вчера                                    (машут ладошками
    Полосатая пчела.                                             ( на каждое название насекомого
    А за нею шмель-шмелек                                 (загибают пальчик. 
    И веселый мотылек,
    Два жука и стрекоза,
    Как фонарики глаза.                                        (Делают кружочки из пальчиков
    Пожужжали, полетали,                                   ( подносят к глазам.
    От усталости упали.                                        ( роняют ладони на стол.

    Дружно пальчики считаем –            (Сжимают и разжимают пальцы.
    Насекомых называем. 
    Бабочка, кузнечик, муха ,              
    ( Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
    Это жук с зелёным брюхом. 
    Это кто же тут звенит?                    (
    Вращают мизинцем.
    Ой, сюда комар летит! 
    Прячьтесь!                                        (
    Прячут руки за спину.

    Раз, два, три, четыре, пять –          ( Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
    Насекомых надо знать
    :           (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
    Муха, бабочка, пчела,
    Муравей, комар, оса,
    Шмель, кузнечик и сверчок
    …( Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.)
    И у каждого шесть ног!( Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).

            

    Лексическая тема:        «Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету».

    «Птичка» 

        Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)

    Птичка устала.

    Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

    Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)

    Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы  

                                                                  изображают клюв

    Птичка зёрнышки нашла.

    Птичка зёрнышки поела,                 (соединённые мизинцы стучат по     столу)

    Снова крылышки раскрыла,

    Полетела.                                           (скрещенные ладони делают взмахи).

    "ПТИЧКИ И ВЕТЕР"

    Маленькие птички,                 (сжимаем и разжимаем кулачки)
    Птички-невелички, 
    По лесу летают,                            
    Песни распевают.                    
    (машем руками, как крылышками)
    Буйный ветер налетел,            (
    руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
    Птичек унести хотел.
    Птички спрятались в дупло    (
    соединили пальцы в "замок")
    Там не тронет их никто.

                           

    Лексическая тема:        «Поздняя осень».

    Ветер северный подул,                          ( подуть на пальцы
    все листочки с липы сдул с-с-с –          
    (смахивать руками, будто сдувает листочки
    Полетели, закружились и на землю опустились.  
    (ладони зигзагами плавно опустить на стол
    Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап  (постучать пальцами по столу
    Град по ним заколотил, 
    Листья все насквозь пробил,                  
    ( постучать кулачками по столу
    Снег потом припорошил,                        (плавные движения вперед-назад кистями
    Одеялом их накрыл.
                                   (ладони прижать крепко к столу

    Лексическая тема:        «Домашние животные и их детеныши».

    Я в деревне отдыхаю, ( Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.
    Всех зверей домашних знаю: (Разводить и соединять пальцы левой руки.
    Кролик, лошадь и коза,(
    Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.
    Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.
    А еще баран с овцой,
    Да верный пес
    –( Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.
    Помощник мой
    .( Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»

    Домашние животные

    Довольна корова своими телятами,

    Овечка довольна своими ягнятами,

    Кошка довольна своими котятами,

    Кем же довольна свинья? Поросятами!

    Довольна коза своими козлятами,

    А я довольна своими ребятами!

    Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших

    Лексическая тема:        «Дикие животные и их детеныши».

    На водопой


    Жарким днем лесной тропой                                 («
    шагают» по столу).
    Звери шли на водопой.
    За мамой лосихой топал лосенок,                         (
    На каждое двустишие разгибают
    За мамой лисицей крался лисенок,                      
    по одному пальчику, начиная с  мизинца).   
    За мамой ежихой катился ежонок,
    За мамой медведицей шел медвежонок,
    За мамою белкой скакали бельчата,
    За мамой зайчихой косые зайчата,                    
    (Делают «ушки» «шагают» по столу).
    Волчиха вела за собою волчат,
    Все мамы и дети напиться хотят.

    Дикие животные.


    На лужок пришли зайчата,                       (
    Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
    Медвежата, барсучата,    
    (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
    Лягушата и енот.
    На зелёный, на лужок,
    Приходи и ты, дружок.

    «Звери»

    Зайцы спрятались от волка.

    Чья- то им досталась норка…

    (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

    Серый волк зубами щёлк-

    (Соединяют по очереди большой палец с другими)

    Ах, какой зубастый волк!

    (Руки к щекам, качают головой)

    Белочка в своём дупле

    Орешки щёлкает в тепле.

    (Щелчки пальцами)

    Пересчитала мама медвежат-

    В берлоге все послушные лежат.

    (Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)

    Лексическая тема:        «Одежда, обувь, головные уборы».

    Посчитаем в первый раз,
    Сколько обуви у нас.
    (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
    Туфли, тапочки, сапожки
    Для Наташки и Серёжки,
    Да ещё ботинки
    Для нашей Валентинки, 
    А вот эти валенки
    Для малышки Галеньки.
    (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

    Стирка


    Раз, два, три, четыре, пять –                                
    (Последовательно соединяют пальцы
    Будем вещи мы стирать
    :                                        одной руки с пальцами другой руки.)
    Платье, брюки и носочки,
    Юбку, кофточку, платочки.
    Шарф и шапку не забудем –
    Их стирать мы тоже будем
    .                                  (Кулачки имитируют стирку.)

                    Лексическая тема: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».

    Зима

    Ветер холодный

    Пригнал облака,

    Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

    И затянулось все небо с утра.

    Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

    Лужи замерзли,

    Притихла земля,

    Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

    Лег первый снег…

    Наступила зима!

    Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

    Покормите птиц


    Покормите птиц зимой!                    
    (Изображают как сыплют крошки)
    Пусть со всех концов                        (
    Разводят руки в стороны)
    К нам слетятся, как домой              
    (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
    Стайки на крыльцо.                         (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
    Сколько гибнет их – не счесть       (
    Держатся за голову и качают ей)
    Видеть тяжело.
    А ведь в нашем сердце есть            
    (Прижимают руки к сердечку)
    И для птиц тепло.                            (Обнимают и гладят себя)
    Приучите птиц в мороз                   (
    Изображают как сыплют крошки)
    К своему окну,                                
    (Соединяют руки кольцом, над головой)
    Чтоб без песен не пришлось          (
    Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
    Нам встречать весну.

    Кормушка


    Сколько птиц к кормушке нашей              
    (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
    Прилетело? Мы расскажем.
    Две синицы, 
    Воробей,                                   (
    На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) 
    Шесть щеглов и голубей, 
    Дятел в пестрых перышках.
    Всем хватило зернышек
    .                           (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

    Лексическая тема:        «Дикие животные зимой».

    У лисы в лесу глухом

    Есть нора – надежный дом.

    Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое двустишие.

    Не страшны зимой метели

    Белочке в дупле на ели.

    Под кустами ёж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    Спит в берлоге косолапый,

    До весны сосет там лапу.

    Есть у каждого свой дом,

    Всем тепло, уютно в нем.

    Удары ладонями и кулачками поочередно.

    Лексическая тема:        «Мебель. Назначение мебели. Части мебели».

    Мебель будем мы считать                    (Показывают ладошки обеих рук.
    Кресло, стол, диван, кровать,               (
    Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
    Полка, тумбочка, буфет, 
    Шкаф, комод и табурет. 
    Много мебели назвали,                        
    (Разжимают кулачки и показывают ладошки.
    Десять пальчиков зажали!                    (
    Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

    Раз, два, три, четыре,                  (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
    Много мебели в квартире.          (
    Сжимают и разжимают кулачки
    В шкаф повесим мы рубашку
    ,    (Загибают пальчики, начиная с большого.
    А в буфет поставим чашку.
    Чтобы ножки отдохнули,
    Посидим чуть-чуть на стуле.
    А когда мы крепко спали
    На кровати мы лежали.
    А потом мы скотом 
    Посидели за столом,                    (
    Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
    Чай с вареньем дружно пили.
    Много мебели в квартире.

    Лексическая тема:        «Посуда, виды посуды. Материал для изготовления посуды».

    Мы в новом магазине посуду покупали: (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
    Тарелки, блюдца, чашки                           (Поднимать поочередно пальцы правой руки
    На полках выбирали.
    Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
    Набор ножей и вилок,                           (
    Поднимать поочередно пальцы левой руки
    Шумовку и масленку.

    В сахарницу сахар насыпаем,             ( Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук.
    Хлеб и булку в хлебницу кладем.      (
    Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук.
    Молоко в молочник наливаем,           (
    Сгибать одновременно безымянные пальцы рук.
    А в солонку соли наберем.                 (
    Сгибать одновременно мизинцы

    Лексическая тема: «Новогодние забавы».

    Раз, два, три, четыре, пять,    (Загибать пальчики по одному)
    Мы во двор пришли гулять.
    Бабу снежную лепили.          (Имитировать лепку комков)
    Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
    С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А еще в снегу валялись.       (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
    Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
    Съели суп и спать легли.     (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

    Ждали праздника мы долго.                   (Трём ладошку о ладошку.
    Наконец пришла зима.                            (
    Сжать кулаки, прижать их друг к другу.
    Наконец пришла зима                             (
    Пальцы «идут» по столу, по коленкам.
    В гости ёлку привела.(
    Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются 
    К ёлке все мы подошли,
    Хороводы завели.                                   (
    Круговые движения кистями рук.
    Покружились, поплясали
    ,                      ( Кисти рук опустить, расслабить.
    Даже чуточку устали.
    Дед Мороз скорей приди,            (
    Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.
    Нам подарки принеси.

    Наступает Новый год!                  (Хлопаем в ладоши)
    Дети водят хоровод. (
    Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
    Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
    Светятся фонарики
    .     (Фонарики)
    Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
    Кружатся снежинки.    
    (Легко и плавно двигать кистями)
    В гости Дед Мороз идет,
    (Пальцы шагают по коленям или по полу)
    Всем подарки он несет.    (
    Трем друг об друга ладони)
    Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
    Будем пальцы загибать:    (по очереди массажируем каждый палец)
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

    Зима


    Пришла зима,                      (
    трем ладошки друг о друга
    Принесла мороз.                 ( пальцами массажируем плечи, предплечья
    Пришла зима,                     (
    трем ладошки друг о друга
    Замерзает нос.                    
    ( ладошкой массажируем кончик носа 
    Снег,                                     (
    плавные движения ладонями
    Сугробы,                              
    ( кулаки стучат по коленям попеременно
    Гололед
    .                               (ладони шоркают по коленям разнонаправлено
    Все на улицу — вперед!     (
    обе руки протянуть вперед

            

    Лексическая тема:        «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорт».

    Будем пальчики сгибать –         (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
    Будем транспорт называть:
    Автомобиль и вертолёт,
    Трамвай, метро и самолёт.
    Все пальцы мы в кулак зажали,
    Все виды транспорта назвали.    
    («Встряхиваем» ладонями)

    Все машины по порядку
    Подъезжают на заправку:            
    (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
    Бензовоз, мусоровоз,
    С молоком молоковоз,
    С хлебом свежим хлебовоз.
    И тяжелый лесовоз.        
    (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

    Постовой


    Постовой стоит упрямый                         (
    пальчики «шагают» по ладошке)
    Людям машет: Не ходи!                            
    («грозят» пальчиками)
    Здесь машины едут прямо                        
    (руки перед собой, изображают руль)
    Пешеход, ты погоди
    !                                 («грозят» пальчиками)
    Посмотрите: улыбнулся                             (
    хлопают в ладоши)
    Приглашает нас идти                                 (
    пальчики «шагают» по ладошке)
    Вы, машины, не спешите                           (
    хлопки руками)
    Пешеходов пропустите!                            (
    прыжки на месте)

    Дорожных правил очень много.


    Дорожных правил очень много
    .                                     («грозят» пальчиками)
    Раз - Внимание дорога!                                                   (загибают поочередно пальцы)
    Два - сигналы светофора,
    Три – смотри дорожный знак,
    А четыре – «переход».
    Правила все надо знать                                                   (
    хлопки руками)
    И всегда их выполнять.                                        (показывают «класс!» большим пальцем)

    Лексическая тема:        «Профессии взрослых. Трудовые действия».

    Много есть профессий знатных,               (Соединять пальцы правой руки с большим.)
    И полезных, и приятных.                          (Соединять пальцы левой руки с большим.)
    Повар, врач, маляр, учитель,
    Продавец, шахтёр, строитель…(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
    Сразу всех не называю,                            (Сжимать и разжимать кулачки.)
    Вам продолжить предлагаю.                  (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

    Лексическая тема: «Орудия труда. Инструменты»

    Наперсток


    Вышивает, шьет иголка
    ,                             (В правой руке воображаемая иголка
    Пальцу больно,                                            
    («шьет» и задевает указательный
    Пальцу колко.                                              
    ( пальчик на левой руке.
    А наперсток 
    В тот же миг
    К девочке на пальчик                                
    («Надевают наперсток».
    Прыг!
    Говорит иголке:                                          
    («Шьют».
    -Шей,
    а колоться ты не смей!                              
    (Грозят пальчиком.

    Инструменты

    Молоток, рубанок, шило,

    Последовательно соединять большие, указательные и средние пальцы обеих рук

    Пассатижы и пилу -

    Соединить безымянные пальцы и мизинцы.

    Вот бы мама мне купила…

    Разъединять пальцы, начиная с мизинцев.

    Все я в доме починю.

    Постучать кулачком правой руки о кулачок левой и наоборот

    «НОВЫЙ ДОМ»

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук!                (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)

     Молоток бери, мой друг!

    Мы построим новый дом,               (ставят рядом ладошки «стены»)

    Есть окошко в доме том,                (складывают указательные пальцы палочкой,    остальные соединяют «крышей»)      

      Есть ещё одно повыше,

    Есть труба вверху на крыше.         (мизинец отставляют в сторону – труба)

    Дом готов, зовём гостей:                (показывают оба указательных пальца)

     «Проходите поскорей!»                 (делают приглашающий жест рукой)

    «Мы ребята – мастера»

    Стул сломали мы вчера               пальцы одной руки приставить

                                                            к локтю другой руки

    Мы – ребята – мастера                 указать на себя

    Молотком тук-тук стучали

                                                            постучать кулак об кулак

    Гвозди долго забивали-                стучать кулаком об указательный палец Получилось как-то криво          

                                                            рука по диагонали

    Отпилили мы красиво                 имитировать движения

    Зачищали шкуркой долго           тереть ладонь о ладонь

    Покрывали лаком стойким         имитировать движения

    Верх узором украшали,               рисуем в воздухе

    Папу посмотреть позвали          приложить ладонь ко лбу

    «Строим дом»

    Целый день тук да тук-

    Раздаётся звонкий стук.

    (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

    Молоточки стучат,             (Стучать кулаком о кулак)

    Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).(Пальцы соединить, показать «крышу»)

    Вот какой хороший дом,     (Сжимать-разжимать пальцы.)

    Как мы славно заживём.     ( Вращать кисти рук).

     

    Лексическая тема:        «Животные жарких стран, повадки, детеныши».

    В жарких странах.


    Если в жаркую страну
    Я случайно попаду,             (
    Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.
    То увижу там шакала,        
    (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя  «бинокль», поднести к глазам.
    Кенгуру, гиппопотама,   (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.
    Обезьяну, тигра, льва,  
    ( Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.
    Крокодила и слона.       (
    Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.
    Хорошо живется им –   (
    Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.
    Не бывает снежных зим. (
    Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.

    Лексическая тема:        «Животные севера, повадки, детеныши».

    Белые медведи.


    Белые медведи мороза не боятся,
    (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
    Нравится им в море ледяном купаться.( Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.
    Не страшны им в Арктике 
    Клыкастые моржи,
    (Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.
    На рыбу и тюленей охотятся они.
    (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

    Тюлени.


    Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы
    ,( Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
    Это ласты, а не лапы. 
    У тюленей ласты эти
    Носят мамы, папы, дети.

    Лексическая тема: «День Защитников Отечества».

    Бойцы


    Пальцы эти – все бойцы.                        
    (Растопырить пальцы на обеих руках, 
    Удалые молодцы.                                    
    (сжать их в кулак. 
    Два больших и крепких малых              (
    Приподнять два больших пальца, 
    И солдат в боях бывалых.                      (
    другие крепко прижать к столу.
    Два гвардейца – храбреца!                             (
    Приподнять указательные пальцы,
    Два сметливых молодца!                                (
    другие крепко прижать к столу.
    Два героя безымянных,                                   (
    Приподнять средние пальцы
    Но в работе очень рьяных!                             (
    другие крепко прижать к столу.
    Два мизинца – коротышки                              (
    Приподнять безымянные пальцы,
    – Очень славные мальчишки!                         (
    Хлопнуть в ладоши.

    Сегодня праздник всех отцов

    Сегодня праздник всех отцов,                     (Сжимают и разжимают пальцы
    Всех сыновей, всех кто готов,                     (
    Хлопают в ладоши
    Свой дом и маму защитить,   (
    Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу
    Всех нас от бед отгородить!                         (
    Сжимают и разжимают пальцы

    День защитника Отечества

    Пограничником я буду,

    Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.

    Чтоб границы защищать,

    Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

    И страна могла спокойно

    Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.

    Крепким сном ночами спать.

    Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.

    Лексическая тема:        «Животный мир морей и океанов, рек».

    Рыбы

    Жил да был один налим,

    Ладони складывают вместе и выполняют волнообразные движения, вращая запястьем вправо – влево, как рыбка хвостиком.

    Два ерша дружили с ним.

    Ладони раздвигают, движения выполняют двумя ладонями.

    Прилетали к ним три утки

    По четыре раза в сутки

    Руки складывают накрест, делают взмахи ладонями.

    И учили их считать:

    Сжимают – разжимают кулаки.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Загибают пальцы поочередно.

    Подводный мир

    Посмотри скорей вокруг!                        Делают ладошку у лба «козырьком».

    Что ты видишь, милый друг?                Приставляют пальцы колечками у глаз.

    Здесь прозрачная вода.

    Плывет морской конек сюда.

    Вот медуза, вот кальмар.

    А это? Это рыба-шар.

    А вот, расправив восемь ног,

    Гостей встречает осьминог.               Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

    Мы в подводном мире, друг, ( «Плывут» руками.

    Рыбы плавают вокруг: Волнообразные движения правой, затем левой ладошкой.

    Рыба – меч, рыба – молот и рыба -  пила,

    Рыба – удильщик и рыба – игла.                

                   ( Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.)

    «РЫБКА»

    Рыбка плавает в водице,                      Сложенными вместе ладонями дети                                                                                                                                                Рыбке весело играть.                           Изображают  как плывёт рыбка

    Рыбка, рыбка, озорница,                     Грозят пальчиком

    Мы хотим тебя поймать.                    Медленно сближают ладони

    Рыбка спинку изогнула,                     Снова изображают, как плывёт рыбка

    Крошку хлебную взяла.                   Делают хватательное движение обеими руками

    Рыбка хвостиком махнула,                   Снова «плывут»

    Рыбка быстро уплыла.

    Лексическая тема:        «Мамин праздник».

    Мне сегодня просыпаться,         Пальцы, сжатые  в щепоть, раскрыть

    Подметать и улыбаться,             Ладони сложены, кистями рук «подметаем»

    Чашки мыть совсем не лень –    «Моем» ручки друг об друга

    Потому, что мамин день!

    «Мамин праздник».

    Первые подснежники              (Ладошки сжать друг с другом иокруглить – «Тюльпан»)

    Я в руках несу.                        (Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

    Нежные цветочки

    Маме подарю.                          (Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

    Будь всегда красивой,

    Нежной, как цветы.                  (Обводим овал лица)

    Хорошо, что рядом

    Есть со мною ты.                      (Прижать ладони к груди)

    «С днем 8 марта! С праздником весенним!»

    Огромный букет

    Нарисую я маме.       (Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

    И с праздником женским

    Поздравлю ее.          (Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

    Пусть мамочку солнце

    Согреет лучами,       (Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

    И радостно птицы

    Поют для нее.

    (Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

    Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
    Всех их очень любят дети! 
    Журналист и инженер,
    (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
    Повар, милиционер, 
    Швея, кондуктор и учитель, 
    Врач, парикмахер и строитель – 
    Мамы разные нужны,
    (сжимают обе ладошки в «замочек»)
    Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

    Лексическая тема:                «Наша Родина – Россия».

     
    Посмотрю на карту я:       вытягивают вперед прямые ладони 
    Вот российская земля.     По очереди соединяют одноименные пальцы рук
    Есть леса тут и озера, 
    Горы, реки и моря. 
    Я люблю тебя, Россия,      крепко сжимают в «замок» 
    Ты же Родина моя!            прикладывают руки к груди

                             

                               

    Москва.

    Город чудный, город древний,

    Ты вместил в свои концы          (хлопок, кулачок)

    И посады, и деревни,

    И палаты, и дворцы…

    На твоих церквах старинных

    Вырастали дерева.                   (поочерёдно загибать пальчики)

    Глаз не схватит улиц длинных…

    Это матушка – Москва.            (сгибать, разгибать пальчики)

    Лексическая тема:        «Наш родной город- Димитровград».

    Здравствуй, солнце золотое!        (Потянуться, растопырив пальцы
    Здравствуй, небо голубое!          
    ( Помахать «небу»
    Здравствуй, вольный ветерок!     (
    Волнообразные движения кистей рук
    Здравствуй, маленький дубок! (
    Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх
    Мы живём в одном краю –
    Всех я вас приветствую!              
    («Обнимашки»

    Мой город

    Я по городу хожу,                (Ходьба на месте

    Я про город расскажу.

    Поликлиники, аптеки,         (Сгибают пальцы на обеих руках)

    Магазины, заводы и библиотеки.

    Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

    И деревьев, и цветов.

    ЦУП, ракета и музей,          (Стучать пальчиком о пальчик)

    Город нужен для людей.     (Хлопки)

    Мой город.

    Город – это улицы, проспекты и дома,

    Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

    Площади, музеи, парков тишина,

    Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

    Блеск огромных стекол,

    Праздничных витрин,

    Разводить пальцы в стороны и соединять.

    Быстрое движенье

    Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

    Прохожих и машин

    Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

    Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной».

    Снова солнце в небе улыбается,        (Соединять пальцы правой руки с большим.
    Снег растаял, ручейки звенят.           (Соединять пальцы левой руки с большим.
    И подснежник первый распускается,( Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
    С юга птицы с песнями летят.           (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка». 

    С юга птицы прилетели!
    Прилетел к нам скворушка-
    (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
    Серенькое перышко.
    Жаворонок, соловей
    Торопились: кто скорей.
    Цапля, лебедь, утка, стриж,
    Аист, ласточка и чиж- (
    Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
    Все вернулись, прилетели,
    Песни звонкие запели! (
    Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».

    Весна


    Вот уж две недели                                
    (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
    Капают капели.
    Снег на солнце тает                              (
    Руки ладонями вниз разведены в стороны.
    И ручьём стекает.                                 (
    Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

    Лексическая тема:        «Мы читаем. А. Л. Барто».

    Сто одежек.
    Лиф на байке,
    (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
    Три фуфайки,
    ( одновременно на каждое название одежды)
    На подкладке платьице
    Шарф на шее,
    Шаль большая,
    Что за шарик катится? (
    пожимают плечами)
    Сто одёжек, (
    ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
    сто застёжек,
    Слово вымолвить не может. (
    похлопывают себя по плечам.)
    Мама так закутала,
    Что не знаю, Тут ли я! (
    разводят руки в стороны)

    Наша Таня…

    Наша Таня громко плачет,

    (ладони сжаты в кулачки, вращательные движения около глаз)

    Уронила в речку мячик.

    (волнообразные движения всей рукой: пальцы обеих рук соединены в круг)

    Тише, Танечка, не плачь,

     (указательный палец правой руки прижать к губам; вращательные

    движения кулачками у глаз)

    Не утонет в речке мяч.

     (волнообразные движения всей рукой; пальцы обеих рук соединены в круг)

    Мы поедем за водой  (имитация вращения руля)

    И достанем мячик твой.   (пальцы обеих рук соединены в круг)

    Кораблик

    Матросская шапка, (ладонь правой руки положить на голову)

    Веревка в руке,       (вращательные движения руками вокруг друг друга)

    Тяну я кораблик     (попеременно правой, левой рукой «тянем веревку» к себе)

    По быстрой реке.   (волнообразные движения рукой)

    И скачут лягушки  (сжимаем, разжимаем кулачки)

    За мной по пятам

    И просят меня:    (хлопки ладонями)

    − Прокати, капитан!

    (волнообразные движения рукой; «отдать честь» правой рукой)

    Самолет

     Самолет построим сами,  (руки раскинуть в стороны и покачивать вверх-вниз)

    Понесемся над лесами,  (пальцы обеих рук переплетены)

    Понесемся над лесами,  (руки раскинуть в стороны и покачивать вверх-вниз)

    А потом вернемся к маме. (Обхватить себя за плечи)

    Бычок

    Идет бычок качается

    (указательным и средним пальцем правой руки «идем» по столу;

     указательный палец и мизинец обеих рук вытянуть, остальные пальцы

    сжать в кулачек; вращательные движения вправо-влево)

    Вздыхает на ходу

     (поднять и опустить плечи; указательным и средним пальцем правой руки

    «идем» по столу)

    Ох, доска кончается,

    (хлопок в ладони; тыльные стороны ладоней обращен вверх, пальцы

    соприкасаются; ладони развести в стороны)

    Сейчас я упаду!

    (указательным и средним пальцем правой руки «идем» по столу;

     ладони положить на стол)

    Лексическая тема: «Мы читаем. К. И. Чуковский».

    Мама по саду пойдёт,                      Пальчиками идут по столу

    Мама с дерева сорвёт                      Обеими руками словно срывают

                                                                с дерева.

    Туфельки, сапожки.                        Шлёпают попеременно ладошками

                                                               в такт стихотворения

    Новые калошки.

    Папа по саду пойдёт,                        Пальчиками идут по столу

    Папа с дерева сорвёт                        Обеими руками словно срывают

                                                                 с дерева.

    Маше — гамаши,                              Шлёпают попеременно ладошками

    Зинке — ботинки,                              по столу           

    Нинке — чулки,                                  в такт стихотворения.

    А для Мурочки такие                        Показывают кистями рук на себя

    Крохотные голубые                          Показывают какие маленькие

    Вязаные башмачки                           Имитируют движение вязания на спицах.                                                  

    И с помпончиками!                  Словно лепят комочек снежный ладошками.

                                                       

    Айболит зверей лечил,

    Всех зверюшек угостил:

    Белочке – орешки,

    Морковку – зайчишке,

    Мишке – медок,

    Ежику – грибок,

    Ну, а лисоньке – цветок!

    Каждый зверь благодарит:

    - Вот спасибо, Айболит!

    (загибаются пальцы по одному на каждое животное)

    Лексическая тема:        «Мы читаем. С.Я. Маршак». 

    «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

    — Где обедал, воробей?  

    (Дети машут перекрещенными ладошками.)  

    — В зоопарке у зверей.  

    (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)  

    Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы.

     Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

    Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.  

    (На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)  

    А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.  

    (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)  

    Лексическая тема:        «День Победы».

    Что такое день Победы?

    (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

    Это праздник!

    (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

    Ордена и награды боевые.

    (Кулачки прижимают к груди.)

    И салюты золотые,

    (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

    И тюльпанчики цветные,

    (Показывают руками бутон.)

    И чистая земля.

    (Рисуют большой круг в воздухе).

    На параде.
    Как солдаты на параде,           (
    Сжимаем, разжимаем кулачки.
    Мы шагаем ряд за рядом, 
    Левой — раз, левой — раз,     (
    Хлопки в ладоши. 
    Все захлопали в ладошки —
    Дружно, веселей!
    Застучали наши ножки 
    Громче и быстрей!

    Лексическая тема:        «Мы читаем. С. В. Михалков».

    Пальчики (считалочка)

    А у нашей внучки
    Маленькие ручки,           (
    Показать обе руки)
    И на ручках пальчики -
    Девочки и мальчики.      (
    Показать правую, потом левую руку)
    Дружно пальчики живут, (Руки в «замочек»)
    Их по имени зовут:
    Пальчик Зина, Пальчик Нина, Миша, Гриша, Николай,
    Пальчик Саша, Пальчик Маша, Вова, Лёва, Ермолай.
    Внучка пальчики считает:
    РАЗ!
    ДВА!
    ТРИ!
    ЧЕТЫРЕ!
    ПЯТЬ!
    И, считая, засыпает,
    Потому что хочет спать.(
    На каждое имя загибать пальцы)

    Лексическая тема:        «Мы читаем. А. С. Пушкин»

    «Семь богатырей»

    У красавицы-царевны (удары кулачками друг об друга)

    Было семь богатырей . (шевелят пальчиками )

    Царевна их кормила, (щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)

    Молочком поила. (надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)

    В доме прибирала. (помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)

    Сказки им читала. (загнуть каждый палец правой рукой на левой)

    Братьев всех любила, (разогнуть каждый палец на руке)

    И подарки им дарила.

    Начинаем колдовать. пальцы соединили

    Двери в сказку открывать, пальцы разъединили

    Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук

    Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,

    Мы его сперва покрутим, от себя, на себя

    А потом три раза дунем. дуем

    Покачаем: раз – два – три. покачиваем

    Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.

    Лексическая тема:        «Скоро в школу. Школьные принадлежности».

    В школу осенью пойду.

    Там друзей себе найду,

    Дети «шагают» пальчиками по столу.

    Научусь писать, читать,

    Быстро, правильно считать.

    Загибают по одному пальчику на обеих руках.

    Я таким ученым буду!

    Но свой садик не забуду.

    Грозят указательным пальчиком правой руки.

    Пенал, учебники, тетрадки

    С собою в школу я возьму.

    Последовательно загибать пальцы правой руки, начиная с большого

    А мяч, ведерко и лопатки

    Последовательно загибать пальцы левой руки, начиная с большого

    Ребятам в садик отнесу.

    Показать «домик»

    В школу мы с тобой пойдем,             Шагают по столу пальцами обеих рук.

    И портфель с собой возьмем.             Показывают кулак.

    В школе будем мы читать,                 Загибают пальцы одновременно

                     В школе будем мы писать,                на обеих руках, начиная с большого

    Физкультурой заниматься,

    И трудиться, и стараться.

    «Портфель»

    Семь вещей у нас в портфеле:                       (сжимают и разжимают пальцы)

    Промокашка и тетрадь,                                   (загибают поочередно пальцы)

    Ручка есть, чтобы писать

    И резинка, чтобы пятна

    Убирала аккуратно

    И пенал, и карандаш,

    И букварь – приятель наш.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 5-6 лет

    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего возраста....

    Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста

    Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....

    Картотека развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей подготовительной к школе логопедической группы (по мет.рекомендациям О.С. Гомзяк)

    Картотека состоит из 36 карточек (36 лексических тем) с комплексом из упражнений для развития общей моторики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Лексические темы в своей основе идут по занятиям...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.

    Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...

    Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ

    Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми  нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  направленности ДОУ....

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

    В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...