Главные вкладки

    Формирование правильного произношения и развития фонематических представлений у дошкольников
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Козырева Татьяна Васильевна

    Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводится в игровой форме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «НОВОХОПЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЛАСТОЧКА»

    «Формирование правильного произношения и развития фонематических представлений у детей дошкольного возраста для упражнений дома»

    (консультативный материал для родителей)

                                          Учитель – логопед:

                                                              Козырева Татьяна Васильевна

    Новохоперск, 2018

    Коррекционная работа с детьми начинается с неречевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся, также развиваются слуховое внимание и слуховая память. При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечается затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих (та-да, па-ба..), мягких и твердых (ла-ля, ма-мя..), свистящих и шипящих (са-ша…), соноров (ла-ра). В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения, а недостатки в произношении звуков могут затруднять формирование фонематических процессов и в дальнейшем стать причиной нарушения процессов письма и чтения. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводится в игровой форме. В фонематические процессы включаются фонематический слух (способность опознавать и дифференцировать звуки речи по акустическим признакам) и фонематическое восприятие (умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу). Начинается эта работа на материале не речевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся. Также развиваются слуховое внимание и слуховая память. Постепенно наблюдаются положительные результаты в развитии фонематических процессов.

    Коррекционную работу по дифференциации фонем можно разделить на шесть этапов:

     1. Узнавание неречевых звуков. На данном этапе мы учим детей узнавать и различать неречевые звуки. Параллельно развивается слуховое внимание и слуховая память. Вначале предлагается задание «услышать» звуки природы с опорой на картинку (стук дождя по крыше, свист ветра, шум деревьев); далее называем звуки, которые слышим в доме с опорой на картинку (тиканье часов, мяуканье кошки, шум пылесоса); затем вспоминаем звуки с улицы и двора (визг тормозов, сигналы машин, шум и грохот строительной техники). Можно продемонстрировать детям, какие звуки издают различные предметы: стук по столу карандашом, хлопок в ладоши, звон колокольчика, шуршание бумагой. Затем эти движения можно повторить за экраном, а дети должны определить, что слышат.

    2. Различение одинаковых слов, звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Использовать можно такие игры: водящий, стоя спиной к детям, определяет, кто назвал его имя. Задание усложняется – дети произносят слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. Водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. По различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить такие игры. Например, мычание коровы – «му-му-му», гудение самолета – «далеко» или «близко», тихий и громкий звук «у-у-у»; какой барабан играет – большой или маленький, низкий и высокий звук «бум-бум-бум»; плачет младенец и ребенок, высокий и низкий звук «а-а-а». Выдаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Логопед произносит звукоподражание животных и детенышей то низким, то высоким голосом. Дети должны показать соответствующую картинку.

     3. Различение слов, близких по звуковому составу. Можно провести такую игру: логопед показывает картинку и четко произносит: «Книга». Затем говорит: «Я называю слова, а вы должны определить правильно ли оно произнесено. Если не правильно — хлопните в ладоши». Произносит: «Книга – кмига – пнига – книга – кмика – гмика». Дети, услышав неверное произнесенное слово, хлопают в ладошки. Затем игры усложняются: логопед предлагает картинки, названия которых близки по звучанию. Например: бочка-почка, зуб-суп, жар-шар, коза-коса, лук–люк, мышка–мишка. Затем логопед произносит три-четыре слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки в порядке называния. Логопед выставляет следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию. К картинке подбираются слова: «СОМ» дом, ком, лом; «МАК» — рак, бак, лак; «ЖУК» — лук, сук, тук; «СЕТКА» — клетка, ветка, пятка; «МОТОК» — платок, листок, каток.

    4. Различение слогов. Логопед называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба»; дети выделяют лишний слог. Задание усложняется: «ма-мо-ма, та-та-да-та, фа-ва-фа».

     5. Различение фонем родного языка. Начинаем работу с дифференциации гласных звуков. Предлагается игра: детям раздаются картинки с изображением самолета, малыш, ослик, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее логопед произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Далее проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».

    6. Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа. Определение количества слогов в слове, отхлопывая двух и трех сложные слова. Взрослый должен показать детям, как отхлопывать слова и выделять ударный слог. Затем дети практикуются самостоятельно. Анализ гласных звуков. У детей на столах фишки, например красного цвета. Взрослый произносит разное количество гласных звуков, дети выкладывают соответствующее количество фишек. Выделение ударного гласного звука из начала слова. Эта наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4-5 лет. Для выделения звуков предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля. Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношение фонем) это в большинстве случаев недоступно. Они или называют слог, или не понимают вопроса. Для выделения первого звука предлагаются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша. Выделение последнего согласного из легких слов, типа: мак, кот, лук, нос, душ.

    Это упражнение можно усложнять, например: А) дети раскладывают картинки на наборном полотне на две колонки – предметы, названия которых оканчиваются на звук «т» и «к»; Б) взрослый показывает картинки и называет их, опуская последний звук. Например, «тан…, пау…, вени…, ко…». Ребенок называет слово целиком и пропущенный звук. Выделение последнего гласного (ударного) из слов типа «мука, луна, шары».

    Далее ребенку предлагается игра «Найди место звука в слове». Подбираются картинки, в названии которых есть нужный звук в начале, в середине и в конце слова. Ребенку следует отметить в схеме слова под картинкой место нужного звука определенным цветом. Следующая игра «Подбери картинку к схеме». Предлагаются схемы, показывающие место звука в слове и картинки. Ребенку нужно разложить картинки так, чтобы место звука в слове совпадало с местом звука в схеме. Игровое упражнение «Раскрась схему». Под каждой картинкой ребенку нужно составить схему слова, то есть провести звуковой анализ (гласный звук обозначаем красным цветом, согласный твердый – синим, а мягкий – зеленым).

    В старшей группе: Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

     В подготовительной группе: Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

    Таким образом, развитие фонематических процессов является длительной и трудоемкой работой всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).

    Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

    Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

    • На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

    • Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

    • Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.

    • Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

    • Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

    • Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

     

    Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.

    «Услышишь — хлопни».

    Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

    «Кто больше?»

    Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

    Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

    «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

    Цели: развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

    «Нужное слово».

    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    «Зоркий глаз»

    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

    Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

    «Чудесный художник»

    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

    Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

    «Запоминайка».

    Цели: развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

    сад—сани

    сок—шок

    сумка—суп—сапоги

    шапка—сын—шуба

    При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

    «Бусы»

    Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

    Ход игры. После слов ведущего:

    - Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

    на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

    «Повтори и прибавь»

    Цели: развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

    жук

    жук, жаба

    жук, жаба, ужи

    жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

    «Сложи звуки».

    Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

    «Скажи наоборот».

    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

    Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)

    2 вариант — с твердыми согласными звуками

    ПА — АП

    АП — ПА

    ПО — (ОП)

    ОП— (ПО)

    ПУ — (УП)

    ЫП — (ПЫ)

    ПЭ—  (ЭП)

    УП— (ПУ)

    ПЫ —  (ЫП)

    ЭП —  (ПЭ)

    3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

    ПА — ПЯ

    ПЯ — ПА

    ПУ — ... (ПЮ)

    ПИ — ... (ПЫ)

    ПЭ—...(ПЕ)

    ПЮ—...(ПУ)

    ПО—...(ПЁ)

    ПВ— ...(ПО)

    ПЫ — ... (ПИ)

    ПЕ — ... (ПЭ)

    Звуковая зарядка

    Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

    Ход игры.

    Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

    Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

    Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

    Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

    Звук У — руки вытянуть вперед.

    Звук О —руки поставить на пояс.

    Звук И —руки поднять вверх.

    Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

    Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

    УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

    Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

    Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

    УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

    Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

    ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

    Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

    РАЗВЕДЧИК

    Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

    ЧТО ЗА МАШИНА?

    Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

    УСЛЫШЬ ШЕПОТ

    Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

    ИГРА В КОМАНДЕ

    Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

    МОРЗЯНКА

    Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

    УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

    Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.

    УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

    Угадай, кто это произносит:

    - Московское время 5 часов 10 минут.

    Начало формы

    - Налить вам еще чаю?

    - Открой рот и скажи «А-а».

    - Раз, два, три, водишь ты!

    - Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

    - Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир».

    ЧТО ЭТО?

    На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

    а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

    б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

    в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

    г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

    ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

    Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

    ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

    Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

    ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

    Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

    Конец формы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

    В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

    Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

    Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...

    Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

    Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    консультация на тему "система работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического восприятия"...

    Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов

    Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов....

    Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.

    Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....