Консультация на тему: «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»
консультация по логопедии на тему

Асташкина Юлия Радиковна

Рекмендации родителям

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»

Консультация на тему:

 «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»

 

С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения, все родители хотят, чтобы их дети, став взрослыми, говорили чисто и правильно, владели богатством речи своего родного языка, достигли в жизни определенных высот, исходя из тех способностей и талантов, которые даровала им судьба, успешно учились и состоялись в жизни как личность, чувствовали себя свободно и уверенно в обществе. Неправильная речь может стать препятствием на пути выполнения этих надежд и планов.

Самым первым и, главным, условием, влияющим на правильное формирование детской речи, является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – благоприятная эмоциональная обстановка.

 Речь малыша берет свое развитие ДО его рождения на свет, и что крайне важно уже в этот прекрасный период вынашивания, начните общаться с ним, что-то ему рассказывать, делиться положительными впечатлениями и создавать уже тогда тёплую эмоциональную атмосферу. 

Общайтесь с ребенком

Гуление и агуканье крохи – это ранние признаки формирования у него речевых навыков. Скорей всего, Вы много раз замечали, что в Ваше отсутствие малыш не столь активен, а когда Вы рядом активно издает звуки и старается привлечь Ваше внимание. Кроме того, присмотревшись, Вы поймете, что ребенок пытается Вам что-то сказать и надеется на Ваш ответ. Необходимо поддерживать диалог, ведь таким образом малыш учится координировать одновременно голос и взгляд. Поэтому реагируйте на инициативу крохи, разговаривайте с ним, но произносите слова четко и понятно, давая ребенку возможность уловить звуки, тон говорящего, и, возможно, настроение.

Называйте вещи

К годику малыш начинает пользоваться указательным жестом – показывая на предметы вокруг, кроха пытается обратить на себя внимание родителей. Тогда маме и папе необходимо называть  вещи или действия: «это стул», «кошка прыгнула» и т.д. Первые слова ребенка будут состоять из ударных слогов («ама» - «мама») или из начальных букв («па» - «папа») – таким образом, начнет формироваться словарный запас. Бывает, что родители волнуются, когда малыш не произносит полных слов, и ошибочно полагают, что кроха еще не заговорил. Но это совсем не повод для беспокойства, ведь скоро слоги дополнятся звуками и станут более различимыми.

Формирование и обогащение словаря

Рекомендуем родителям формировать сначала пассивный, а затем активный словарь, для чего использовать как окружающую обстановку, так и специальные игры. Нужно отдавать преимущество настольным играм (таким как парные картинки, лото, детское домино и т.д.), а не компьютерным играм. Родители в процессе игры могут давать знания об обобщающих понятиях (цвет, игрушки, части тела, транспорт, продукты и т.д.). Очень важно, чтобы родители выделяли хотя бы 10-15 минут в день для игровых занятий, а также использовали для развития словаря прогулку, поездку и совместный любой труд (на кухне, в огороде, в квартире).

Читайте больше

В два годика речь малыша пополняется простыми словосочетаниями, и тогда немаловажную роль играют книги. Читая своему чаду, интересные рассказы или сказки с яркими иллюстрациями к ним, Вы увеличиваете словарный запас ребенка и помогаете запомнить предложения полностью. Если малышу понравилась книга, и он просит прочитать ее снова,  не отказывайте ему. Возможно, кроха не до конца разобрался в содержании и ему требуется  больше времени, чтобы понять диалоги персонажей или усвоить сюжет. Вы также можете спеть песенку или прочитать потешку, предлагая малышу закончить знакомую фразу. Например, Вы начинаете: «Ладушки, ладушки! – Где были?», а ребенок продолжает – «У бабушки!»

Чтобы родители смогли  помочь формированию грамматического строя речи ребёнка, нужно выполнять определенные правила:

  • Важно четко проговаривать окончания слов, чтобы ребенок с раннего детства слышал, как изменяются слова: в  падеже («иди к маме, возьми куклу»), роде («собачка белая, мишка коричневый»), числе («бабочка - бабочки»).
  • Не менее важно четко проговаривать предлоги, выделять их интонациями голоса: «положи В корзинку, достань ИЗ коробки».
  • Несложно учить ребенка словообразованию, начиная с уменьшительно-ласкательных слов: «дом-домик, шар-шарик, кот-котенок и т.д.».
  • Конечно, нельзя произносить бранные, оскорбительные, «гнилые» слова, так как дети очень быстро начинают копировать взрослых.

Следующая задача родителей -  помочь своему ребёнку  в формировании произносительной стороны речи:

Развивайте артикуляцию

Попробуйте нехитрые упражнения, например, поиграйте с ребенком в  «Голодных котят», замарав блюдце сметаной или детским пюре, предложите облизать его. Играйте в «Паровозиков» громко озвучивая их сигналы: ту-ту-ту, чух-чух-чух. Или просто покорчите перед зеркалом рожицы: хмурьтесь, поднимайте брови, выпучивайте глаза, высовывайте язык, тяните губы в разные стороны. Ребенок быстрее запомнит необходимые действия, и, к тому же, процесс станет увлекательней, ведь  так забавно «строить гримасы».

Развивайте воздушную струю    

Уже с года учите малыша дуть мыльные пузыри, хорошо высмаркиваться носом (без лишней утечки воздуха через рот). Включите в ваше с ребенком расписание «Музыкальную минутку», свистите в свистки или дуйте в  дудочки. Покатайте бревнышки (карандаши) по ровной поверхности. Играйте в «Воздушный футбол», закатывая ватный шарик-мяч в  

смастеренные вместе с малышом ворота. Включите воображение и превратите эти упражнения в забавные игры-минутки.  

Развивайте общую моторику

 Это способствует формированию и развитию речи у детей. Занимайтесь лечебной  физкультурой, катайтесь на велосипеде, плавайте в бассейне, ходите пешком и т.д.

 Развивайте мелкую моторику

На начальном этапе играйте с пальчиками, используя не хитрые игры типа «Коза рогатая», «Киснька-мурыснька» и т.д. Давайте поплавать детским ручкам в сухих бассейнах из круп, макарон. Позднее используйте пальчиковые тренинги. Занимайтесь различными видами конструирования, собирайте пазлы, пополните детский уголок шнуровками, мозаикой, приучайте ребенка к различным видам ручного творчества.

Очень важно  подходить творчески как к воспитанию, так и  развитию речи у детей.

Вот общие подходы к занятиям с детьми в семье 

  • Учитывайте возрастные особенности, (не спешите, но  и не отставайте);
  • Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со своей скоростью;
  • Немного «забегайте вперед», ведите ребенка за собой (принцип опережающего развития);
  • Двигайтесь от простого к сложному;
  •  Создавайте  благоприятный психологический  фон,  поощряйте  ребенка;
  • Играйте  с  ребенком, так, чтобы он  не  чувствовал, что вы его учите,  пусть ему  будет  интересно,  а  не  скучно;
  • Выделяйте время и играйте вместе с ребенком;
  • При  совершении  покупок, выбирайте добрые и созидающие  игрушки  и  игры, отказывайтесь  от  злых  и  разрушающих;
  • Придерживайтесь  традиционной российской  культуры;
  • Развивайте  умение  ребенка общаться (коммуникативные  качества);
  • Выбирайте  многофункциональные  игры;
  • Максимально  используйте  возможности каждой  игры.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь - заслуги, прежде всего, семейного воспитания.

Любите родной язык, изучайте и совершенствуйте его

вместе с ВАШИМ ребенком,  и понимайте!

Составитель: учитель-логопед

 Асташкина Юлия Радиковна

г. Ленинск - Кузнецкий МБДОУ «Детский сад №18»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь первокласснику избежать некоторых трудностей"

Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь первокласснику избежать некоторых трудностей" ...

Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....

Консультация для родителей на тему: "Как родители могут помочь своим детям или зачем логопед дает домашнее задание?"

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том,...

Формирование правильного произношения и развития фонематических представлений у дошкольников

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводится в игровой форме....

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"...