Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
методическая разработка по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика как

средство формирования правильного произношения».

           (слайд №1)

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи: - расширить знания родителей об органах артикуляционного аппарата; - рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения; - познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики; - познакомить с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата

Оборудование: ноутбук, проектор, экран для демонстрации презентации, презентация, зеркала, выставка методической литературы.

 1.часть.Теоретическая
                                                                                               Как сказал знаменитый российский                         ученый Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

                                                                                                                         (слайд №2)

      Действительно по речи человека складывается первое впечатление о нем. И когда голова светла и умна, но слова не льются как реченька из-за дефектов, становится очень обидно иногда за потерянное время, иногда за отсутствие должного внимания к собственному ребенку. Именно поэтому сегодня мне захотелось организовать необычную встречу - встречу на своеобразном практическом мастер-классе, где будут принимать участие и вы, уважаемые родители.
Итак, для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.   (слайд№3)

У всех людей на земле артикуляторный аппарат устроен одинаково, но каждый язык мира выбирает те или иные положения органов речи для производства звуков.
В полости рта расположены органы речи: язык, нёбо (твёрдое и мягкое), отделяющее полость рта от носовой полости, зубы и губы. За верхними зубами расположены бугорки, которые называются альвеолами. Наибольшее количество звуков речи образуются в полости рта благодаря большой подвижности языка и губ и возможности комбинировать их движения. Непосредственно за альвеолами расположено твёрдое нёбо, а напротив корня языка - мягкоё нёбо.
К активным органам речи относятся также голосовые связки. При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты. Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, который мы слышим при произнесении звонких согласных и гласных.http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_8/16/d-15414/7z-docs/1_html_m6de1f1e7.jpg

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р). В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их – координирована. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Гимнастика для рук и ног – это привычное и знакомое нам дело. Ведь мы тренируем их, чтобы стать ловкими, сильными и подвижными. А зачем тренировать язык? Оказывается, язык – это главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 

     Возникает следующий вопрос: «Что такое артикуляционная гимнастика».

                                                                                                                            (слайд №4)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука. В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе 5-10секунд и динамические – многократное повторение одного и того же движения, которые вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

                                                                                                             (слайд №5)

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо взрослого. Лицо взрослого должно быть, хорошо освещено.

2. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребёнком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

3. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.

4. Показывает выполнение упражнения

5. Взрослый даёт инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиками языка со звуком Д-Д-Д.

6. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

Выработка артикуляционных навыков требует длительной систематической работы. В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объём движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания её, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество их выполнения. Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Каждое упражнение выполняется не более 5- 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

                                                                                                                       (слайд №6)

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

 - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

 - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению речевых недостатков принадлежит логопеду. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитывать у ребенка правильное произношения, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Родители не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Артикуляционные упражнения выполняются не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Так как  для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку - образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому- либо предмету. Любимая детьми «Сказка о веселом язычке», которую, я использую на своих занятиях, они с удовольствием «играют с язычком и выполняют все его требования». Можно отправиться в путешествие в «Сказочное Королевство» или придумать сказку про веселого язычка. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

                                                                                                                              

 

2.часть. Практическая (слайд №7)

Сегодня с вами и попробуем научиться. А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало. Сейчас вы сможете познакомиться с упражнениями артикуляционной гимнастики и выполнить их так, как это делают наши дети. Все упражнения, которые мы будем выполнять, будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало. Рассказывается о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрируется правильное его выполнение на слайде и комментируется стихотворным сопровождением.

 Выполняются упражнения: «Улыбочка», «Дудочка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Накажем непослушный язык», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Лошадка».(слайды №8-26)

Также на занятиях мы используем символы звуков

с - «песенку водички»
з-песенка комарика
«ш» - песенка ветра, 
ж - «песенку жука», 
л - «песенка самолетика»,
р, используем символ «песенки моторчика

Сказка о веселом язычке

Логопед: Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. 
(У родителей открыт рот)

Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую. Родители «протыкают» язычком сначала одну щеку, потом другую. 
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу. 
Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губ)

В это время ротик зевнул и открылся. (Зевают)

Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. (Покусывают кончик языка)
Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой.
(Покусывают язык слева и справа.)

Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. 
(Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад.)

А зубки не унимались и продолжали жевать .Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю.
(Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.)

Потом зубки попытались откусить кусочек щеки. 
(Закусывают изнутри щеки боковыми зубами)

Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубы. 
(Чистят языком верхние и нижние зубы.)

Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: « Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
После утренних процедур, что мы обычно делаем? Правильно! Завтракаем. 
Язычок тоже каждое утро завтракает, пьет чай. У него есть любимая чашечка. 
(Имитируем форму чашечки).

А еще Язычок любит пить чай с вкусным вареньем.
(Облизываем губы по кругу)

После завтрака Язычок идет гулять на улицу, там он качается на качелях 
(Кончик языка дотрагивается сначала до верхних зубов, затем до нижних)

Покачавшись на качелях, Язычок идет играть со своими друзьями. Любимая подруга Язычка – это лошадка Сима. Вместе они скачут по долинам и просторам. 
(Щелкаем язычком, придерживая подбородок)

Когда Язычок повзрослел, ему на День рождения родители подарили машину, но у нее в прекрасный день сломался моторчик. А вы все прекрасно знаете, что пока мотор не починят, машина ездить не сможет. 
(Упр. «Чашечка», «Дятел, с помощью пальца «механически», заставляем язык вибрировать.)

– Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена.

 Сегодня мы с вами познакомились с органами артикуляционного аппарата, узнали об артикуляционной гимнастике, правилах ее проведения. Каждому из вас я подготовила буклет с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, которые вы можете использовать  с детьми.  

Для того, чтобы проводить такую гимнастику весело и интересно, вы можете воспользоваться специальной методической литературой, представленной на моей выставке. Спасибо за то, что пришли на наше необычное родительское собрание. Спасибо за сотрудничество.

И закончить нашу встречу я хотела бы такими словами:

Каждый ребенок всем на диво -

Должен говорить красиво,

И тогда язык родной

Должен понимать его любой

Используемая литература:

1.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо.2011.

2.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур.1999.

3.Никифорова Л.М., Буйко В.И. Логопедическая азбука. Екатеринбург: Литур.2005.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». М., 1998.

5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии». – М., 1989.

6.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

7.В.М.Акименко «Исправление звукопроизношения у детей».- Феникс. Ростов на До- ну. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики,   закрепление и  совершенствова...

Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Цель мастер-класса: передача опыта родителям, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляцио...