Мастер-класс для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"
методическая разработка по логопедии

Теренко Наталья Анатольевна

  Мастер-класс с использованием ИКТ-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_master.docx208.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного

 произношения».

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа    последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики.

        Задачи:

        - расширить знания педагогов об органах артикуляционного аппарата;

- рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения;

- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

- познакомить с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата

Оборудование: ноутбук, проектор, экран для демонстрации презентации, презентация, зеркала, выставка методической литературы.

                                   

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова,  фразы.

Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку,- можно творить».

К.С.Станиславский.

         Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшая задача, которая стоят перед педагогами детского сада и родителями. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков.

          Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.

 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

 Вопрос аудитории:

- Уважаемые коллеги! Какие вы можете назвать органы артикуляции?

Слайд Рассмотрим органы артикуляционного аппарата: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, щеки, подъязычная уздечка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части.

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С,З,Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).

 В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперед (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение.

В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их – координирована.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Слайд Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Слайд Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1..Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено.
2. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребёнком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
3. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
4. Показывает выполнение упражнения
5. Педагог даёт инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиками языка со звуком Д-Д-Д.

6. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. 

Приглашение к выполнению упражнения педагогов

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения  делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе 5-10секунд  и динамические – многократное повторение одного и того же движения, которые вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

А теперь я предлагаю вам выполнить артикуляционные упражнения при помощи мультимедийной презентации и зеркал.  

Поставьте перед собой зеркало.  

Выполняются  упражнения: «Заборчик»,  «Блинчик»,  «Парус»,

                                                  «Часики», «Маляр»,  «Дятел».

     Слайд    Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада такую гимнастику можно проводить после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 5- 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

         

      Слайд  Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную         проводимость);
-
 улучшить подвижность артикуляционных органов;
-
 укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-
 научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
-
 уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
-
 подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Любой из нас пришёл на этот свет

Творить добро, надеяться, любить

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

     Рефлексия:   что узнали нового, что вы можете использовать в своей практической деятельности?

Для вас я подготовила буклет с основными упражнениями  артикуляционной гимнастики, которые вы можете использовать на своих занятиях с детьми

       
                         Используемая литература.

1.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо.2011.
2.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур.1999.

3.Никифорова Л.М., Буйко В.И. Логопедическая азбука.  Екатеринбург:  Литур.2005.

4.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». М., 1998.

5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии». – М., 1989.

6.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

7.В.М.Акименко «Исправление звукопроизношения у детей».- Феникс. Ростов на Дону. 2008.

               

                     

               Приложение 1.  Артикуляционная гимнастика.

артикуляционная гимнастика (улыбка)

    "Улыбка".

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

                                                                 

                       
 

   «Дудочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.
артикуляционная гимнастика трубочка

артикуляционная гимнастика (язык здоровается с верхней губой)

       «Качели»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на верхнюю губу, затем на нижнюю губу. В дальнейшем чередовать упражнения 10-12 раз.

артикуляционная гимнастика (непослушный язычок)

      «Накажем непослушный язычок»  

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя-пя..». Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед  – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее напряжение языка.

      «Чашечка». артикуляционная гимнастика (чашечка)

 

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение  «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к постановке шипящих и соноров.

                                                  артикуляционная гимнастика (вкусное варенье)

    «Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих и соноров.


                                               
артикуляционная гимнастика (чистим верхние зубы)

    «Чистим зубы» (с внутренней стороны).

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка  двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает подъем языка вверх для шипящих и соноров.

артикуляционная гимнастика (маляр)

     «Маляр».

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.


       
«Лошадка».артикуляционная гимнастика (лошадка)

Улыбнуться, широко открыть рот, пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

                                                   артикуляционная гимнастика (грибок)

        «Грибок».

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.



                                           
артикуляционная гимнастика (индюк)

          «Индюк».

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....

Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"

Материал будет полезен как для родителей так и для педагогов в организации групповой и индивидуальной работы по развитию речи...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики,   закрепление и  совершенствова...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"...

Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Цель мастер-класса: передача опыта родителям, путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляцио...