Родительское собрание в старшей группе с ТНР Тема: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство формирования правильного произношения».
материал по логопедии (старшая группа)

Тема: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство формирования правильного произношения».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство формирования правильного произношения».

Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство формирования правильного произношения».

Думаю, вы согласитесь, что речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени.  Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

             Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции (губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть), должны быть достаточно подвижными.  Ведь основной причиной нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста является не точность движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике нарушений звукопроизношения считается работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Причины, по которым необходимо заниматься  артикуляционной гимнастикой:

1.                  Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.                  Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.                  Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата. 

Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу, необходимую для постановки звуков;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

Поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, а также полезна всем детям, для  профилактики нарушений звукопроизношения. 

Виды артикуляционных упражнений. Используются два вида упражнений: статические и динамические, с образными названиями.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться регулярно. Желательно заниматься каждый день по 5–10 минут. Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать. Дайте ребенку возможность отдохнуть. Лучше выполнять упражнения «маленькими дозами», но правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Как вы думаете, для чего? Размер зеркала желательно должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.

4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

5. Упражнения выполняются в определенной последовательности: от простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных усилий с его стороны.

6. Обязательно надо хвалить ребенка и не показывать своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения - это уже результат.

7. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка.

Предлагаю сделать в артикуляционную гимнастику в форме сказки «О Веселом Язычке».

- Рот — домик, губы — двери (упражнение «Улыбка»)

А кто живет в этом домике? В этом домике, дружок, живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко - шалунишка.

(упражнение «Окошко»)

- Наш Веселый Язычок повернулся на бочок, смотрит влево, смотрит вправо...

(упражнение «Часики»)

А потом опять вперед, тут немного отдохнет (упражнение «Змейка».)

- Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся, а потом пошел гулять, на крылечке загорать.

(упражнение «Блинчик»)

- На крылечке полежал, на качели побежал. Вверх взлетел он смело,

Но пора за дело. Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор.

(упражнение «Качели»)

- Быстро взялся он за дело, и работа закипела. Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи. Молоток стучит «тук-тук!», язычку он лучший друг.

(зубы «заборчиком», рот приоткрыт, многократно постучать о верхние резцы, повторяя звуки: д-д-д)

- Вот и банка с краской рядом, обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (упражнение «Маляр»)

- Язычок наш кончил дело, отдыхать он может смело. «Я с лошадкой погуляю…» (упражнение «Лошадка»), на гармошке ей сыграю.

(упражнение «Гармошка»)

- Погоняю я в футбол и забью в ворота гол. Очень сложная задача —

загонять в ворота мячик (упражнение «Футбол»)

- Скрылось солнце за горой, язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок, лёг в кроватку и умолк (упражнение «Лопатка»)

Выполнение этих упражнений в течение 2-3 месяцев способствует не только укреплению мышц языка, но и растяжению укороченной подъязычной уздечки, что соответственно приводит к эффективному и быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.

Еще одно важное направление, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения – формирование речевого дыхания.

 Что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать?
Различают речевое и неречевое дыхание.

Неречевое (физиологическое) дыхание, осуществляется  автоматически. Вдох и выдох, примерно одинаковые по времени. 

В речи же вдох короткий, а выдох длинный. 

Все звуки нашей речи мы произносим, на выдохе, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также сократить время работы над каждым звуком.

Малыши не умеют рационально использовать выдох, часто говорят на вдохе, поэтому  наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха что отрицательно влияет на развитие речи.

Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю.

Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков, потому что, некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание, как и артикуляционная гимнастика – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

Полезным считается ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

· дуть на бумажные полоски, легкие шарики;

· играть на детских музыкальных духовых инструментах;

· дуть на привязанные к ниточке бумажные фигурки, ватные шарики;

· пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

· сдувать со стола ватные или бумажные пушинки;

· дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, воздушному шарику и т.д.

Уважаемые родители, я надеюсь, что наша встреча помогла вам, познакомиться и овладеть артикуляционными и дыхательными упражнениями, надеюсь, что, получив сегодня определённые знания и навыки, вы будете применять их в играх с детьми дома.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....

Семинар-практикум с родителями "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Цель:Познакомить с приемами коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения....

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного произношения"...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство правильного звукопроизношения».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с детьми....

Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...

Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...