Главные вкладки
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши
Челябинской области
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Воспитатель: Лагода М.Ю.
Аша
2021
Консультация для педагогов «Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения»
Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью? В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОО здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы развитие и воспитание детей происходили без ущерба их здоровью, а наоборот способствовали его укреплению. Одной из составляющих общего здоровья является речь.
Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дыхание – акт рефлекторный; он совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию – газообмен в организме. Но с другой стороны, дыхание, когда оно непосредственно связано с произношением, так называемое речевое дыхание, требующее специальной подготовки - процесс управлямый.
У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания: поверхностный вдох, непродолжительный выдох, отсутствие четкой дифференциации между носовым и ротовым дыханием, речь на вдохе, неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания; все это отрицательно сказывается на общем звучании речи. Воспитание у ребенка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости и развития речевого дыхания является дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний, а также развития правильного речевого дыхания.
Требования к выполнению дыхательной гимнастики:
-перед началом выполнения упражнений необходимо проветрить помещение: воздух в помещении должен быть свежий;
-одежда не должна стеснять движений;
-не рекомендуется выполнять речевые упражнения после приёма пищи; -упражнения выполняются сидя, стоя или лёжа;
-необходим контроль воспитателя за правильным выполнением упражнений (детям надо обязательно объяснить, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делать осмысленные паузы);
речевые упражнения необходимо ограничивать по времени: от 30 секунд до 1,5 минут, так как они быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение;
-обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями; -лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребёнка является уравновешенным и ребёнок не утомлён;
-каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого
его выполнения всеми детьми группы.
Дыхательную гимнастику можно проводить:
во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;
во время занятий, включая их организующий момент или в физминутку;
после дневного сна;
в свободной деятельности детей.
Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.
Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей).
Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.
3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов: 1. Ребенок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
2.Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
3.Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
4. Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов
(картотека прилагается).
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеванияях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-307993-1387732003.jpg)
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
Научить воспитателей выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-49403-1490730135.jpg)
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика? Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-465988-1406284815.jpg)
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-1171794-1570444945.jpg)
Консультация для родителей и педагогов "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"
Материал будет полезен как для родителей так и для педагогов в организации групповой и индивидуальной работы по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-401308-1586766678.jpg)
Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика - как средство развития правильного звукопроизношения"
Выполнение артикуляционной гимнастики полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172741-1357374387.jpg)
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172741-1357374387.jpg)
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Консультация для молодых специалистов «Дыхательная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»...