Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
презентация

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

Научить воспитателей  выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, что необходимо для правильного произношения. Показывать, куда ставить язык (на звук «С» – упереться кончиком языка в нижние зубы, на «ЛЬ» – поднять язык за верхние зубы, на «Ш» – поднять за верхние зубы и сделать языком шаг назад и т.д.). Важно предложить воспитателям послушать правильное звучание звуков («С», «З», «Ц», «ЛЬ», «Ч», «Щ», «Ш», «Ж»,...) Без внимания воспитателя к речи детей улучшение звукопроизношения «пойдет» медленно, а ошибки в речи будут закрепляться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_vospitateley.pptx97.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения Презентацию подготовила: Куликова Анастасия Евгеньевна учитель-логопед МДОУ «Детский сад №18 «Сказка»

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Слайд 4

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: а ) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре ; б ) в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка; в ) с родителями дома . Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки . Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений . Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

Слайд 5

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики: Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений . Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д . Старайтесь , чтобы занятия были регулярными . Нельзя принуждать детей заниматься, лучше предложить поиграть с язычком . Не ругайте детей за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные успехи.

Слайд 6

Упражнения на развитие артикуляционной моторики Упражнения для развития мышц нижней челюсти ; Упражнения для развития мимических мышц ; Упражнения для развития губных мышц ; Упражнения для развития мышц языка ; Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Слайд 7

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ « УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны . « ЗАБОРЧИК». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке . « ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой . « БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны . Чередование положений губ: «ЗАБОРЧИК»—«БУБЛИК»; « УЛЫБКА»— « ТРУБОЧКА». « КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ ... « ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе . « ПОЧИСТИМ ЗУБЫ» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону (язык находится у дёсен, а не скользит по нижнему краю зубов), потом снизу вверх (кончик языка широкий, начинать движения от корней нижних зубов). « ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх . « ТРУБОЧКА ЯЗЫЧКОМ» . Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх . « ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к небу . « ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта . « ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Слайд 9

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА « КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам . « ИНДЮК». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голоса пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет ). « ДЯТЕЛ » Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д». « ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку . « ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрвая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Слайд 10

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ « ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА » Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щёки, задувать шарик на одном выдохе . « КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук Ф, сдувать ватку на противоположный край стола . « ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку . « ПОДУЙ В ТРУБОЧКУ» Сделать трубочку языком, подуть в пузырёк, чтобы послышался свист . « ЛОПНИ ШАРИК» Набрать в щёки воздух. Расслабить щёки, выпуская воздух . « НАДУЙ ИГРУШКУ» Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

Слайд 11

Работа воспитателя и логопеда ВОСПИТАТЕЛЬ Работа по формированию правильного звукопроизношения ЛОГОПЕД Работа по исправлению звукопроизношения Подготовительный этап Уточнение движений органов артикуляции. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Тренировка движений органов артикуляционного аппарата. Логопед вырабатывает и тренирую движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильные или отсутствовали .

Слайд 12

Этап появления звука Уточнение звука и вызывание его по подражанию. Воспитатель подбирает звуковые образцы звука (звукоподражание) соответствующие данному звуку, закрепляет произношение звука с теми детьми у которых он есть. Те дети которые этот звук не произносят, воспитатель фиксирует внимание на отработку артикуляционных упражнений. Постановка звука, тренировка артикуляционного аппарата перед зеркалом (зрительный контроль), применение специальных приемов и оборудования.

Слайд 13

Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи) Воспитатель уточняет (закрепляет) звук в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки , стихотворения, рассказы, пересказы .

Слайд 14

Правильная сформированность звука в речи На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [ йэ ]. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. К 3 годам обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [ бь ], [п], [ пь ], [м], [ мь ], [т], [ ть ], [н], [ нь ], [к], [ кь ], [г], [ гь ], [в], [ вь ], [ф], [ фь ]). К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [ сь ], [з], [ зь ], [ Ц ] . К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки и соноры : [ш], [ж ], [ ч ] , [ щ ] , [ л ] , [ ль ] . К 6-7 годам ребенок правильно говорит все звуки родного языка.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика?  Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения"

Рекомендации родителям по проведению комплекса артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения

Данная презентация предназначена для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме: "Артикуляционная гимнастика"...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения на занятиях воспитателя...