Приёмы работы над синонимами и антонимами с детьми с ТНР
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Демидова Галина Владимировна

Словарь дошкольника с ТНР особо нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_nad_sinonimami_i_antonimami_s_detmi_s_tnr.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

               Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника с ТНР особо нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.


Работа по обогащению словаря у детей с ТНР включает в себя следующие задачи:
• Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;
• Формирование понятий;
• Раскрытие многозначности слов;
• Расширение запаса синонимов и антонимов;
• Формирование правильного употребления слов в связной речи.

АНТОНИМЫ

Работа со словарем антонимов дает возможность значительно обогатить речь ребенка. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.

 Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы  используют разные приёмы:
• Отбор антонимов «Назови лишнее слово»

• Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам 
• Нахождение антонимов в загадках, отгадках «Найди слова-неприятели в стихотворении»
• Нахождение антонимов в пословицах

• Дополнение предложения антонимом

 Игры

        "Все наоборот"

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит...  (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий – узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

 - Мальчик сначала подошел к дому, а потом...  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

 " Веселые автомобили".

( Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

           

  " Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

 1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о  природе и найти в них слова антонимы.

                          Круглое и яркое,

                          дарит всем тепло.

                          Встало утром рано,

                          По небу пошло.

                          Закатилось вечером

                          За леском.

                          Угадайте, дети,

                          Говорю о ком? (Солнце)

 Вьется, словно лента,                                            

 В дымке голубой,

 Может быть спокойной,

 Может бить волной

 Темной и глубокой,

 Что не видно дна.

 Мелкой и прозрачной

 Может быть она,

 А в жару купает

 Нас в своей волне.

 Что это такое,

 Подскажите мне. (Река)

 подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

«Послушай - подбери»

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

«Найди антонимы в пословицах»

Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. Речевой материал:

 " Ученье - свет, а неученье - тьма."

 " Меньше говори, а больше делай."

 " Труд кормит, а лень портит."

" Готовь сани летом, а телегу зимой."

 " Большая работа лучше большого безделья"

 " Лето собирает, а зима подъедает".

 " Чужбина - калина, родина - малина"

В авторских стихотворных упражнениях Алябьевой Е.А. представлены более семидесяти пар антонимов.

Новый дом

Вчера сломали старый дом.

 Мы много лет прожили в нем.

 Сегодня мы переезжаем,

 Все вещи быстро собираем.

Haшi новый дом — многоэтажный.

 Вверху — четыре стройных башни,

Внизу — парадное крыльцо.

 Мне нравится буквально все

. Внутри — порядок, чистота.

 Снаружи — просто красота!

 Лифт едет быстро, как ракета,

 Мечтали долго мы об этом.

Вблизи от дома магазин

И видно даже не один.

Есть парк немного вдалеке,

Гулять там будем налегке.

 Всем радует нас новый дом!

 Мы в нем все дружно заживем.

Задание

•        Назовите слова, противоположные по смыслу (вчера —сегодня, новый — старый, вверху — внизу, внутри — снаружи, быстро — долго, вблизи — вдалеке).

Хорошее и плохое

Делать людям добро

 Так приятно, поверьте!

Зло не любит никто —

 Закрывают все двери.

 Верный друг нужен всем,

 С ним в огонь мы и в воду.

Враг копит в себе зло,

 Ненавидит, изводит.

Храбрым быть нелегко:

 Защищать слабых, малых.

Трусом стыдно прослыть:

 Здесь приятного мало.

Умным много дано,

Ими в жизни гордятся.

 С глупым в жизни, друзья,

Лучше вовсе не знаться.

Задание

• Назовите слова, противоположные по смыслу (добро зло, друг — враг, быть храбрым быть трусом, умным глупым).

Родина

Мы любим родину свою,

 Нам плохо на чужбине.

севере России льды,

 На юге есть равнины.

С востока солнце держит путь

На запад, где садится.

 Как великаны, города,

Есть села и станицы.

 Белеют шапки гор крутых,

 А пашни все чернеют.

Здесь все еще лежат снега,

 Там травы зеленеют.

Гордимся родиной своей.

 На свете нет прекрасней!

 За нас не будет стыдно ей,

 Быть вместе — это счастье.

Задание

•        Назовите слова, противоположные по смыслу (родина — чужбина, север — юг, восток — запад, город — село, белеть — чернеть, горы — пашни, здесь — там, гордиться — стыдиться).

Хочу все знать

Мир вокруг такой большой.

Столько в нем вопросов]

Я же маленький еще,

Не дорос я носом.

Путь далекий впереди.

Где ответы мне найти?

Как мне выбрать близкий путь,

Чтоб в ответы заглянуть?

Я бездельничать не буду,

Делать многое могу.

Все загадки отгадаю,

Все отгадки я найду.

Задание

•        Назовите слова, противоположные по смыслу (большой —маленький, вопросы — ответы, далекий — близкий, делать —бездельничать, загадки — отгадки).

Праздник

Праздник наступил. Ура!

 Будни кончились вчера.

 Гости скоро к нам придут

И подарки принесут.

 Мы ж готовим угощенье,

Будет радость и веселье.

 Огорченью места нет,

 Ждет всех праздничный обед.

Радость тортом подсластим,

Чай лимоном подкислим.

 Вспомним много мы забав,

 Позабудем вредный нрав.

 Гости вечером уйдут,

С собой праздник унесут.

Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (праздники — будни, придут — уйдут; принесут — унесут, радость, веселье — огорчение; подсластим — подкислим, вспомним —позабудем).

Путешествие по сказкам

В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас.

Ждет нас в сказке «Буратино»

Злой и жадный Карабас.

Встретит добрая Мальвина

И хитрющая Лиса.

Шар с бесхитростным Незнайкой

Унесет под небеса.

Встретим щедрого Мороза,

С сыром жадных медвежат,

Очень храброго портного

И противных, гадких жаб.

Мы трусливого зайчишку

По следам в лесу найдем

И с прекрасною принцессой

К королю на бал пойдем.

Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (добрый —злой, хитрый — бесхитростный, щедрый — жадный, храбрый — трусливый; прекрасный — гадкий, противный).

На качелях

На качелях — вверх и вниз,

Только слышен ветра свист.

Взлет, посадка, снова взлет,

 И опять наоборот.

 Наверху мы — великаны,

Словно карлики, внизу.

 Есть подобие полета,

Нет в нас страха наверху.

 Громко закричим мы вместе:

 — Мы как птицы! Мы летим!

И тихонечко прошепчем:

— Падать больно не хотим.

Задание

•        Назовите слова с противополжным значением (вверх —вниз, взлет — посадка, наверху — внизу, есть — нет, закричать — прошептать, громко — тихо).

Вежливость

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

 «Здравствуйте/» всем утром надо говорить.

Уходя, сказать всем мило: «До свиданья/»

Взрослым и ребятам просто не грубить.

 С чистым и опрятным все хотят общаться,

С грязным даже рядом не сидит никто.

Можно помолчать, когда устала мама,

И болтать нельзя, когда ей нелегко.

 Вежливым и добрым быть полезно детям.

 Вежливым и добрым вредно им не быть.

Потому что любят деток всех хороших

И совсем не любят грубых и плохих.

Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (вежливый — грубый, «Здравствуйте» — «До свиданья»; чистый, опрятный — грязный; все — никто; можно — нельзя, болтать — молчать, быть — не быть, полезно — вредно, хорошие — плохие).

Транспорт

Днем и ночью по дорогам

Транспорт перевозит нас.

И в жару и в холод лютый

 Он приедет в нужный час.

 Открывает, закрывает

Двери раз по сто за день.

 Медлить транспорту негоже,

Он торопится весь день.

Шумный день к концу подходит,

Тихий вечер впереди.

На ночь в парк троллейбус едет

 И автобус позади

 Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (день -ночь, жара — холод, открывать — закрывать, медлить- торопиться, шумный — тихий, впереди — позади).

Весна

Днем тепло, ласкает солнце,

Ночью холодно пока.

Зацветают первоцветы,

Отцветать им не пора.

 Бабочка легко кружится,

 Шмель пыхтит так тяжело.

Пробуждаться после стужи

Насекомым нелегко.

Высоко летают птицы,

Низко ползают жуки.

Радуется все живое!

Огорчаться не с руки.

Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (день-ночь, тепло — холодно, зацветать — отцветать, легко-тяжело, высоко — низко, радоваться — огорчаться).

Глаза помощники мои

Глаза — помощники мои,

 Они всегда, везде нужны.

Увидят толстую корову,

Худого серого кота,

За ним широкую дорогу,

Что изгибается слегка.

Увидят узкую полоску

 Песка сухого у воды,

Овраг глубокий возле леса

И заводь мелкую реки.

Заметят яркую гвоздику

И бледных маргариток цвет.

 Все и всегда они заметят.

И на все они дадут ответ.

Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (толстый —худой, широкая — узкая, глубокий — мелкий, яркий — бледный).

Мой друг

У меня — Володька, друг

. Все завидуют вокруг.

 Ссоримся с Володькой редко,

Миримся и дружим крепко.

Вместе даже мы болеем

И друг друга мы жалеем.

Выздоравливаем быстро

, Если друг хороший близко.

Мы выигрываем часто

В догонялки и футбол.

 А проигрываем если,

 То тогда вступаем в спор.

 Поровну победу делим,

Пораженье — на двоих.

 Сильных с другом не боимся,

Не бежим вдвоем от них.

Слабых дружно защищаем

 И в обиду не даем.

 Мы, шутя, дружить не можем,

Мы всерьез поддержки ждем.

Задание

•        Назовите слова с противоположным значением (ссориться — мириться, болеть — выздоравливать, выигрывать — проигрывать, победа — пораженье, сильные — слабые, шутя —всерьез).

Любимая мама

Маму я свою люблю,

 Хотя ей иногда грублю

. Мама может поругать.

 За проступок наказать,

А потом и похвалить,

Чем-то вкусным поощрить

 Вместе плачем и смеемся,

 Расставания не любим.

Очень мы тогда скучаем,

 Радость встреч не позабудем.

 Врозь нам быть никак нельзя!

 Я без мамы — и не я.

Задание

• Назовите слова с противоположным значением (поругать похвалить, наказать поощрить, вместе врозь, плачем смеемся, расставания встречи).

СИНОНИМЫ

В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия. Синонимы - слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ТНР допускают ошибки в подборе синонимов к большинству слов.

 Эти ошибки связаны :
•С трудностями в выделении существенных признаков слов.
•С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
•С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.
•С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

       Характерная ошибка детей с ТНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т.д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.

Авторские стихотворные упражнения включают синонимические ряды слов. Ребенок должен выделить этот ряд и объяснить, почему именно это слово наиболее точно обозначает данное действие или признак. Для более глубокого понимания оттенков детям можно предложить показать то или иное действие синонимического ряда в том образе, который представлен в стихотворении.

Не дождался

Собрал царь зверей

 Всех животных на сход

 И ждет терпеливо, Что каждый придет.

Ленивец лениво спускается с ветки

— Он с дерева в жизни спускается редко.

 Ползет черепаха шажком черепашьим,

 Бредет еле-еле олень без упряжки,

Плетется косуля на сход, не спеша,

И хвалится всем, как она хороша.

Вот ежик тихонько за ней семенит,

И шествует важно с прохладцей енот

встретит один он На сходе зарю.

Задание

• Назовите слова-«приятели» (близкие по смыслу) к словам:

медленно — не спеша, лениво, нерасторопно, черепашьим шагом, еле-еле, потихоньку, с прохладцей (нога за ногу, как черепаха, в час по чайной ложке);

идти — брести, плестись, тащиться, семенить, шествовать (тянуться, ступать, шагать, переступать, направляться, топать).

Толкование слов:

лениво — вяло, медлительно;

черепашьим шагом — очень медленно;

еле-еле — насилу, с трудом, чуть, только немного;

потихоньку — тихо, медленно; незаметно, тайно;

с прохладцей — без большого усердия, вяло;

в час по чайной ложке — медленно, повторяя в какие-нибудь промежутки времени, пространства;

идти нога за ногу — медленно;

брести — идти с трудом или тихо;

плестись — идти медленно, вяло;

тащиться — идти или ехать медленно, с трудом; идти следом, не отставая; волочиться, тянуться по земле;

семенить — идти частыми, мелкими шагами;

шествовать — идти, двигаться торжественно, важно;

тянуться — двигаться один за другим; увеличиваться в длину, ширину от натягивания; расправлять уставшие от однообразного положения руки, ноги; вытягиваясь, поворачиваться, направляться, стремиться к кому-чему-нибудь; стремиться сравняться с кем-то; слабо распространяться (о запахе);

ступать — идти легко;

шагать — идти размеренным шагом; переступать, делать шаг;

переступать — попеременно, меняя опору, поднимать то одну, то другую ногу;

направляться — пойти куда-нибудь, двинуться по направлению к кому(чему)-нибудь;

топать — стучать, бить по твердой поверхности ногами; идти, направляться куда-нибудь.

Праздник

На празднике народу много,

Флажков без счета и шаров,

Не счесть аттракционов разных,

 Подарков, сладостей, цветов!

Конца и края нет веселью —

 Поет, танцует детвора,

Оркестр духовой играет,

Улыбок, смеху нет числа!

Задание

• Назовите слова-«приятели» к слову много — без счета, не счесть, конца и края нет, нет числа (видимо-невидимо, тьма, пруд пруди).

Толкование слов:

не счесть — очень большое по количеству, бесчисленное;

видимо-невидимо — очень много;

тьма — множество, бесчисленное множество;

пруд пруди — о чем-нибудь, имеющемся в изобилии.

Кукольный домик

Кукольный домик мне подарили,

Кукол в него мы заселили.

Маленький домик и мебель мала:

Крохотный столик стоит у окна,

Махонький стульчик, такой же комод,

Малюсенький коврик,

Спит на нем кот.

Мелкая миска рядом стоит,

Крошечный корм в ней для кошки лежит.

Миниатюрное все, как и дом.

С куклами дружно

Мы в нем заживем.

При работе с синонимами используют такие приёмы, как:
• Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.
• Подбор синонимов к данному слову.
• Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)
• Упражнение «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и т.д.

Упражнение " Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

 - Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

-  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.



Упражнение «Доскажи словечко».


Простое слово промежуток
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…..антракт.

На время что-то прекратив,
Мы объявляем …перерыв
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам…перемена.

Синонимия

Свежий вечер — прохладный вечер.

Свежий воздух — чистый воздух.

Свежий воротник — чистый воротник.

Свежий журнал — новый журнал.

Свежий хлеб — мягкий хлеб.

Упражнение "Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

 

   Послушайте стихотворение:

  "Плакала Снегурочка, зиму провожая,

   Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

   Там, где шла и плакала, трогая березы,

   Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

                                                                  Т. Белозерова "Подснежники".

- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая) 

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ....(льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

      Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

Упражнение "Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

- Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

 - Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

- Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха".

Используемая литература:

Алябьева Е.А. - Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет. Методическое пособие М,2016

 Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина М., 2003. – 125 

 Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии / С.Н. Шаховская. – М.: Экономика, 2009. – 240 с

Мещерякова, Л.В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова. - Логопед. – 2004. – №6

http://kladraz.ru/blogs/nazhija-arslanovna-momogid/doklad-iz-lichnogo-opyta-na-temu-obogaschenie-slovarnogo-zapasa-doshkolnikov-antonim

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/11/didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po-obogashcheniyu-aktivizatsii-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ – слова-друзья и слова-неприятели

Будет интересно и познавательно родителям для проведения занятий в домашних условиях....

Игры по формированию синонимов и антонимов в речи дошкольника

Подборка игр по формированию синонимов и антонимовв  речи детей дошкольного возраста с ОНРIII. Использование игр на занятиях систематически применять на занятиях по развитию речи как части заняти...

синонимы и антонимы в стихах о родной природе

С помощью данных стихов, воспитатель развивает у детей умение находить антонимы, подбирать синонимы к определенным словам....

игры на обогащение и активизацию речи синонимами и антонимами

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами...

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами.Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностног...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...