Статья «Процесс овладения слоговой структурой слова»
статья по логопедии на тему

В данной статье изложены этапы формирования слоговой структуры слов, а также варианты её нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Процесс овладения слоговой структурой слова»

Подготовила учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна, ГБОУ Школа №1383 ДО

В передаче ребёнком звукового состава слов на первом месте следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и их сочетаний.

Слог занимает особое место в языковой системе на ранних стадиях усвоения языка. В качестве элементарной и универсальной модели лингвисты выделяют открытый слог (СГ). Такие слоги первыми появляются в детской речи и последними сохраняются при речевых расстройствах. Анализируя начальный детский лексикон, можно заметить, что открытые слоги в нём преобладают. Первыми из открытых появляются слоги, в состав которых помимо гласных входят губные согласные. Из закрытых слогов первыми появляются слоги, оканчивающиеся сонорными.

Наиболее тщательно процесс усвоения детьми слоговой структуры слова был изучен А.Н. Гвоздевым.

Ребёнок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила (распределение слогов по месту в слове по отношению к ударению). Обычно различают ударные и безударные слоги, а среди последних – сильно редуцированные и слабо редуцированные.

Наблюдения показывают, что ударный слог, как правило, сохраняется ребёнком. Это особенно отчётливо сказывается в том, как сокращаются ребёнком до одного слога двухсложные и трёхсложные слова.

Рассмотрим варианты сокращения ребёнком до одного слога двухсложных и трёхсложных слов.

В двухсложных словах остаётся один ударный слог:

1. и тогда, когда ударение падает на конечный слог, т.е. слово состоит из первого предударного и ударного («ди» - иди; «кой» - открой);

2. и в тех случаях, когда ударение падает на первый слог, т.е. слово состоит из ударного и заударного («бу» - булка; «пла» - плачет).

В трёхсложных словах остаётся один ударный слог при любом месте ударного; так:

1. когда ударение падает на конечный слог («ко» - молоко, «си» - принеси);

2. когда ударение падает на средний слог («пе» - копейка);

3. когда ударение падает на первый слог («йа» - яблоко, «ма» -  маленький).

Так же отчётливо пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до двух слогов трёхсложного слова с ударением на последнем слоге («маки» - башмаки); особенности представляют слова, когда у них в предударном слоге согласный относится к нешумным (и; л, р, в), а во втором предударном – к смычным или шумным: тогда, сохраняя динамическую структуру двухсложного слова с ударением на конце, слово сохраняет первый (смычный), опускает второй («мака» - молоко; «хасо» - хорошо).

Китерман считает, что в таких случаях опускается предударный слог, но произносимый безударный гласный не соответствует редуцированному гласному 2 – го слога. А так же отчётливо пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до двух слогов трёхсложного слова и с ударением на первом слоге, но первый заударный является более слабым, чем конечный («пупка» - пуговка; «бати» - волосы). Известным отступлением являются случаи, когда ударение падает на средний слог. Здесь обычно опускается первый слог, хотя нет оснований допускать, что произносимый конечный безударный сильнее первого безударного («мага» - бумага; «бака» - собака). По – видимому, такое сохранение конечного безударного слога стоит в связи с тем, что он воспринимается последним, первый же слог оказывается заслонённым последующими слогами, а также исключительным семантическим весом конца слова в русском языке, обладающего разнообразной системой флексий.

Что касается времени усвоения слов с разным количеством слогов, то первым слоем слов можно признать односложные («на» - на; «дай» - дай) и двусложные, состоящие из повторения одного слога, причём оба слога равноударные («бо – бо»; «га – га», «ам – ам»). В самое раннее время появляются также двухсложные слова с одним ударением: мама; баба; «лала» - ляля; «нига» - книга.

Место ударения усваивается очень рано. Так из 87 первых слов ударение только в одном случае не совпадает по месту с ударением взрослых («Тана» - Таня). Ряд отступлений в усвоении места ударения, наблюдающихся в течение всего детства, объясняется влиянием одних форм слова на другие. Всё же некоторые колебания в усвоении места ударения и различий в силе ударных и безударных слогов наблюдаются в это самое раннее время.

Со структурой слога связано сокращение групп соседних согласных. Наиболее простую структуру слога представляет сочетание согласного и гласного, так что в слове происходит попеременное произношение согласных и гласных, выражающееся в чередовании смыкания и размыкания рта.  

Многие сочетания согласных (кластеры) трудны для детского произношения. В начальном лексиконе ребёнка их почти нет. Особенность передачи ребёнком согласных групп состоит в том, что вместо двух согласных ребёнок произносит один, а другой опускает, тогда как в иных условиях этот опускаемый звук произносится или заменяется другим звуком. В группах из трёх согласных сокращение выражается в произношении одного или двух звуков.

Сокращение групп согласных отличается едва ли не наибольшей последовательностью по сравнению с другими явлениями фонетики. Главным образом это относится к способам сокращения групп согласных. Основной принцип сокращения групп согласных состоит в том, что сохраняется более узкий звук, а опускается более широкий. Это даёт возможность наметить следующие категории согласных:

1. наиболее широкие звуки – нешумные й, р, л, в;

2. среднее место занимают фрикативные – шумные ф, с, з, ш, ж, х;

3. наиболее узкие – смычные звуки.

Порядок сокращения групп из двух звуков, как наиболее многочисленных следующий:

а) в сочетании нешумный + фрикативный шумный (или с обратной последовательностью), шумный звук в начале слова – («зал» - взял) сохраняется в 41 случае (68%), нешумный – в 19 случаях (32%); в середине слова шумный  - («басой» - большой) сохраняется в 43 случаях (96%), нешумный – в 2 случаях (4%);

б) в группах, состоящих из смычного и фрикативного звуков, смычный в начале слова («дугуйу» - другую), сохраняется в 174 случаях (95%), фрикативный – в 10 случаях (5%); смычный в середине слова («соки» - свёклы), сохраняется в 80 случаях (92%), фрикативный – в 7 случаях (8%);

в) в группах, состоящих из фрикативного и смычного, смычный в начале слова («пать» - спать), сохраняется в 104 случаях (92%); фрикативный – в 9 случаях (8%), в середине слова смычный («катука» - катушка), сохраняется в 125 случаях (89%), фрикативный – в 16 случаях (11%);

г) в группах, состоящих из двух смычных, заметно колебание в способах сокращения, это может объясниться равенством широты затвора у обоих звуков. Колебание сказывается в том, что одна и та же группа, даже одно и тоже слово, сокращается по – разному.

В некоторых случаях способ сокращения отступает от указанных здесь норм, вследствие чего процент «нормальных» сокращений не достигает 100. Но это, по – видимому, находится в зависимости от особых условий. Так, большое количество отступлений падает на группы, оба звука которых – одного и того же места образования, благодаря чему артикуляция одного непосредственно переходит в артикуляцию другого. Сюда относятся такие группы: дл, тр, сп, зл, сл, шл, лс, лз; при их сокращении наблюдается колебание и довольно часто сохраняется более широкий звук.

Относительно порядка усвоения ребёнком групп согласных можно отметить следующее:

1. Определённая группа звуков передаётся в разных словах одинаково, или всё время отмечается несокращённой (например, пл, кл), или сокращается до определённого возраста (например, ск, кт).

2. Усвоение групп согласных в начале и в середине слова проходит не параллельно. Некоторые разряды групп в этих положениях имеют противоположную судьбу; так до 2,2 лет группы со вторым смычным звуком в начале слова являются все без исключения сокращёнными (84 случая); в середине слова эти группы с самого раннего возраста ребёнка (до 2,1) отмечаются в большинстве своём несокращёнными (135 случаев несокращения и 24 случая сокращения). Различна и судьба групп из взрывного и плавного звуков. Следовательно, для усвоения групп согласных начало слова представляет особые фонетические условия по сравнению с положением в середине слова; отличие этих положений состоит в том, что согласные в начале слова входят в один слог, тогда как в середине слова они могут распределяться между двумя слогами.

3. Порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Его этапами было одновременное появление нескольких групп, звуки которых родственны по способу образования.

Так, в середине слова намечается (в самом суммарном виде) такая последовательность появления групп:

1) из двух смычных к 1,9 годам;

2) из фрикативного и смычного к 2,0;

3) из смычного и фрикативного к 2,1;

4) из двух фрикативных к 2,5 годам.

Спорадически наблюдается пропуск одиночных согласных звуков  в начале и в середине слова между гласными («ала» - Валя). Главную массу таких опускаемых звуков составляют нешумные й, л, р, в, в которые чаще всего опускаются и в группах согласных. У некоторых детей этот пропуск почти не встречается, у некоторых, наоборот, очень распространён. Например, в начале слова опускается (йот): «абика» - яблоко; в середине слова опускается л: «каоха» - калоша, р – « в каать» - кровать.

В конце слова в начальный период усвоения ребёнком звуков довольно часто опускаются согласные. У отдельных детей встречается и противоположное явление – присоединение в конце слова согласного звука, который, таким образом, замыкает слово.

Рассмотренные до сих пор закономерности передачи ребёнком звуков родного языка распространяются на звуки вне зависимости от окружающих их звуков. Но имеется ряд положений, когда передача звука меняется в зависимости от окружающих этот звук условий. Сюда относятся:

1. различные виды ассимиляции (уподобления);

2. сокращение согласных групп (рассмотрено ранее).

Ассимиляция проявляется в разных условиях. Она бывает регрессивной и прогрессивной. Первая встречается гораздо чаще, чем вторая. Полная регрессивная ассимиляция, состоящая в том, что предыдущий звук под влиянием последующего становится тождественным ему, распространяется:

1) на соседний звук: анна (одна), аннас (от нас);

2) на согласный звук, отделённый одним гласным: ма места (на место), сламок (замок);

3) на согласный, отделённый согласным и гласным, и наоборот: дундук (сундук), мафкофа (морковь).

Неполная регрессивная ассимиляция, когда предыдущий звук становится похожим на последующий в каком – либо одном отношении, например, по месту образования, сохраняя другие различия, отмечена реже: наса (мясо), ниска (миска).

Прогрессивная ассимиляция, когда последующий звук уподобляется предыдущему. Она бывает полной («пайпаиу» - поймаю) и неполной («писно» - письмо).

К регрессивной ассимиляции надо отнести случая необычного появления вставочного н перед смычными зубными при наличии в следующем слоге носового н: танкан (стакан), пинцена (печенье). Это наблюдается у ряда детей.

Распространённость ассимиляции имеет значительные индивидуальные различия. Ассимиляция всегда остаётся только спорадической, хотя в некоторых условиях в известные периоды оказывается очень распространённой. Правильную передачу звуков, но нарушение структуры слова представляют различные виды перестановок звуков (метатезисы). Сюда относится перестановка:

а) двух соседних согласных: онко (окно);

б) соседних гласного и согласного, превращающая закрытый слог в открытый и наоборот: кано (окно), икнула (кинула);

в) двух согласных, разделённых гласным: вали (лови), кавола (корова);

г) двух гласных, разделённых согласными: маху (муха);

д) двух согласных, разделённых гласными и согласными: черпатка (перчатка);

е) двух соседних согласных, причём последний произносится раньше предшествующего им гласного: отробали (отобрали).

Как и ассимиляция, перестановки являются спорадическими. Перестановки такого рода свидетельствуют об известной самостоятельности отдельных звуков внутри слова, о том, что они являются такими единицами произношения, которые используются говорящими, несмотря на нарушение общей фонетической структуры слова в целом. Такое пользование «рассыпанными» звуками подтверждает, что именно отдельные звуки становятся средством для различения разных слов, т.е. они выступают как фонемы.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

Возраст

Слоговая структура слов

1г. 3 мес. – 1г. 8 мес.

Ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га – га; ту – ту.

1г. 8 мес. – 1г. 10 мес.

Воспроизводятся двухсложные слова; в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко).

1г. 10 мес. – 2г. 1 мес.

В трёхсложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу), может сокращаться количество слогов в четырёхсложных словах.

2г. 1 мес. – 2г. 3 мес.

В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась).

2г. 3 мес. – 3 года

Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В работах Н.Х. Швачкина содержатся некоторые замечания о связи процесса усвоения слогового состава слова с общим развитием ребёнка. Так, общей ритмико-интонационной настроенностью речевого выражения и восприятия, присущей ребёнку 1 – 2 летнего возраста,  он объясняет возможность усвоения этим ребёнком слоговой структуры слова при полной искажённости его звукового состава, а также случая опускания слогов, так называемой слоговой элизии; другие причины слоговой элизии он видит в артикуляционной недостаточности ребёнка раннего возраста.

Т.Г. Егорову принадлежат замечания о связи усвоения слоговой структуры слова и фонетической стороны речи в целом. Анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, этот автор наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую его структуру: ребёнку легче выделять звуки из двухсложных слов с открытыми слогами двухбуквенного или однобуквенного строения и труднее анализировать слова с одним закрытым трёхбуквенным слогом и ещё труднее со стечением согласных.

И.А. Сикорский приводит факты из своих наблюдений, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения И.А. Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

Библиография

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

2. Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи.// Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей. Сб. статей под ред. Р.Е. Левиной. – Киев, 1979.

3. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда

1. Изучение современных подходов по использованию дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в логопедической работе.2. Планирование работы по использованию дидактических игр в...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Статья "Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией"

Данная статья затрагивает один из вопросов, относящихся к проблеме формирования произношения, а именно вопрос об овладении произношением слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитие...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...