Главные вкладки

    Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
    статья по логопедии

    Костылецкая Наталья Николаевна

    1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.

    2) Первые слова аномальной детской речи.

    3) Типы нарушений слоговой структуры слова.

    4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой структуры слова:

    а) работа на вербальном материале;
    б) работа на вербальном материале;

    в) коррекционный этап:

    - уровень гласных звуков

    - уровень слогов

    - уровень слова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Слоговая структура слова. Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре.

    Нарушение слоговой структуры слова- это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании детей с ОНР, но может быть также и у детей с ФФН. Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам:

    1г.3 мес.-1г.8мес.  Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.

    1г. 8 мес.-1г. 10 мес. Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются один из слогов: мако (молоко).

    1г. 10 мес.-2г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4- сложных словах.

    2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).

    2г. 3 мес.- 3г.  Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

    В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 3 годам из речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный характер.

    Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

    - правильно произносимые слова: мама, дай;

    - слова- фрагменты: мако (молоко);

    - слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

    - абрисы слов папата (лопата);

    - слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

    Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

    Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

    Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

    1. Нарушение количества слогов в  слове:

    а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

    Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

    В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):

    - опускание слогообразующей гласной.

    Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

    б) Итерации:        

    - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

    2. Нарушение последовательности слогов в слове:

    - перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);        

    - перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

    3. Искажение структуры отдельного слога:

    - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

    Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

    - вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

    4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

    5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

    Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

    6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

    Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

    Вопросами коррекции слоговой структуры слова занимаются многие современные авторы. В методическом пособии С.Е.Большаковой “Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей” автор описывает причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры слова, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает приём мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Даётся порядок освоения слов со стечением согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учётом программ логопедического обучения. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии “Работа логопеда с дошкольниками”, где автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова. (Типы слогов по А.К.Марковой).

    В учебно-методическом пособии “Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания” Н.В. Курдвановской и Л.С. Ванюковой освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал подобран авторами таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведённый иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.

    В своём пособии “Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей” З. Е. Агранович также предлагает систему логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Автор складывает всю коррекционную работу из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и выделяет два основных этапа:

    - Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; На данном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

    Работа на невербальном материале.

    1. Игры и упражнения на концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти.

    2. Работа над ритмом: а) Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике; б) Сосчитай, сколько раз я хлопнула в ладоши; в) Воспроизведение определенного ритмического рисунка

    3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

    4. Упражнения на развитие динамического прасксиса рук: выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак-ребро-ладонь)

    5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой- ребро правой руки).

    6. Графические упражнения на переключение. (например, продолжи строчку)

    Работа на вербальном материале.

    1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало. Середина, конец; перед, за, после, первый, последний).

    2. Детей обучают различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

    3. Проговаривание прямых и обратных слогов, закрытых и открытых (да-да, ма-па, пап- ап ).

    - Собственно коррекционный этап. (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата.

    Работа на уровне гласных звуков.

    1. Произнеси А столько раз, сколько точек на кубике.

    2. Произнеси О столько раз, сколько логопед хлопнул в ладоши.

    3. Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда.

    4. Выделить ударный звук: АУА, АУА…

    5. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их  с голосом

    6. Логопед отстукивает ритм, а ребенок в соответствии с этим ритмом произносит гласные звуки.

    Работа на уровне слогов.

    1. Составление слогов из предложенных букв (Игра «Кто больше?»).

    2. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов.

    3. Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог)

    4. Сосчитай сколько слогов я произнесла.

    5. Назови ударный слог.

    6. Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше (меньше), чем я?»)

    7. Чтение цепочек слогов.

    8. Запоминание и повторение цепочки слогов.

    9. Придумай слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС

    10. Скажи наоборот.

    11. Игра «Кто быстрее?» Ребенок должен быстро найти и прочитать слог, заданный логопедом, среди других слогов.

    12. Запись цепочки слогов и подчеркивание гласных, согласных и т.д.

    Работа на уровне слова.

    На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности, а также расширение объема понимаемой речи.

    После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно- ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания- объединение двух слов в одно предложение.

    С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу, вводятся слова со стечением согласных звуков (все звуки ребенок должен произносить правильно). Работа над слоговой структурой слова подкрепляется наглядностью. Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает следующую последовательность:

    - Двусложные слова из открытых слогов (вата);

    - Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

    - Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

    - Двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

    - Двусложные слова со стечением согласных  в середине слова (банка);

    - Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

    - Трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

    - Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

    - Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

    - Односложные слова со стечением согласных  в начале и в конце слова (флаг, винт);

    - Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

    - Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза);

    В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

    Поезд

    Логопед предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:

      1 вагон - слова, состоящие из одного слога,

      2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

      3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

    Прятки

    Логопед демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слог

    Цветок

    Логопед предлагает составить слова из слогов, которые напечатаны на лепестках цветка.
    В саду распустился красивый цветок
    Он красный и синий имел лепесток,
    На каждом из них был написан слог,
    Чтобы слово составить каждый смог.
    ЗА-, МОК-, РО-,ТА-, ВА-. (замок, ваза, роза, вата и др.)

    Калейдоскоп слов

    Игра проводится в форме соревнования между командами или детьми. Логопед демонстрирует на листе картинки с разным количеством слогов. (от 1 до 4-х), после этого команды по очереди бросают кубик, где точками(от 1 до 4-х) обозначены количество слогов, дети называют слова с таким количеством слогов. Каждое правильно названное слово отмечается фишкой. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.

    Найди слог

    Логопед предлагает детям найти потерявшийся слог. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.
    Пример: Ма…на, иг…ка, те..визор, ка…даш, пира…да, во…та.

    Потерялся слог куда-то.
    Изменилось слово - ждёт.
    Может, слог найдут ребята,
    Кто же слово нам спасёт?

    Снежинки

    Детям предлагается составить слово из «снежинок».
    С неба падают снежинки,
    Не спеша, они летят.
    Ты поймай снежинку в руки,
    Составь слово для ребят.
    Ро-за, иг-ра, зи-ма, иг-ла, ла-па и др.

    Зашифрованные слова

    На доске или на карточках написаны «заколдованные»слова, нужно «расшифровать» слово, прочитав его правильно (без лишнего слога).Дошкольникам можно демонстрировать картинки, проговаривая слова.

    Сапохар, васуренье, балиранки, пиророжок, сухарири и др.

    Найди слово

    Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.

    Урожай

    Урожай собрать пора,
    Не зевайте, детвора,
    Слово верно называйте
    И картинки выбирайте!

    Каждый участник игры должен выбрать картинка с определённым количеством слогов (1, 2, 3). Картинки можно предложить по теме овощи и др. Пр.: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.

    Тематический марафон

    Логопед предлагает детям назвать слова с определённым количеством слогов по заданной теме: «посуда», «одежда», «игрушки», «транспорт», «дом» и т. д.. При трудностях можно выставить картинки по теме. Пример: «Игрушки»: 1слог-гном, мяч; 2 слога- кукла, домик; 3слога- коляска,машина;4 слога- пирамида, велосипед.

    Ласковое слово

    Нужно изменить слово так, чтобы в каждом стало 2 слога. Пример: дом-домик, гном-гномик. Сад, лист, куст, мак, дождь, мост и др.

    Кубик

    Логопед выставляет картинки (карточки со словами) с разным количеством слогов. Учащиеся по очереди бросают кубик, называют число и выбирают слово, состоящее из такого же количества слогов.

    Найди пару

    Каждый учащиеся чётко по слогам называет своё имя. Затем расходятся. По сигналу , каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьём имени столько же слогов.

    Пирамида

    На наборном полотне помещают ряд картинок. Детям предлагается построить пирамиду, где в первом ряду будут слова, состоящие из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех, в четвертом - из четырех. Слова: вата, дом, снегири, Буратино, кот, муха, машина.

    Кто дальше?

    Дети выстраиваются шеренгой, им предлагается вспомнить или придумать слова с разным количеством слогов. На 1 шаг нужно назвать слово, состоящее из одного слога, на второй - из двух и т. д.

    Закончи слово

    Логопед просит закончить начатое им слово. Можно разделить детей на 2 команды и проводить игру в виде соревнования.

    ра - ма
    - кета
    - бота
    - дуга
    -    дость и т.д.

    Помоги слову

    Придумай начало слова. Логопед говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:
    ... - рево,
    ... - ляна,
    ... -ха,
    ... - жама,
    ...- дочка,
    ...- ка,
    ... -мидор,
    ... -  лина,

    Поймай мяч

    Логопед подбрасывает мяч с детьми, называя первую часть имени ребенка, а ребенок - заканчивает. Ко-ля; Пе-;Ле-; Ка-.

    Угадай имя

    Логопед говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или 3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

    Мое имя

    Предлагается детям произнести свое имя по частям:

      а) прошагать его;

      б) протопать одной ногой.

      в) прохлопать.

    Найди игрушку

    Логопед выставляет карточки - схемы слов (1,2,3 слога). Детям предлагается в группе выбрать игрушки, название которых содержит такое количество слогов.

    Угадай-ка

    На наборном полотне выставляются картинки - отгадки. Логопед предлагает загадку и показывает схему слова - отгадки. Ребенок должен среди предложенных картинок выбрать отгадку, поставить рядом со схемой и назвать слоги.

    Загадки:
    Из трубы вьется, а в руки не дается.
    / дым/
    Когда мной умываются, то слезы появляются.
    /мы-ло/
    Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья.
    Мы за обедом - под столом, а ночью - под кроватью.
    /са-по - ги/
    Маленький, удаленький
    Сквозь землю прошел,
    Красную шапочку нашел.
    /гриб/

    Придумай имя

    Логопед предлагает картинки с изображением детей. Нужно придумать имена, состоящие из определенного количества слогов (2, 3). Схемы слов выкладывают на доске.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

    В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...

    Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

    Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

    Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...

    Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

    1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

    Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

    Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

    Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

    В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

    «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

    Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...