Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
консультация

Окунева Наталья Сергеевна

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov6.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюкание – копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «раба») приводит к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.

5. Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7. Если у ребенка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

        Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые из них:

а) болезни, перенесенные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

    Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на коррегирование общей и речевой моторики.

                Несколько слов о наследственности.

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые С, Сь, З, Зь, Ч; Ш, Ж, Ч, Щ – при их произношении конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок; нижние или щечные Ш, Ж, Ч, Щ, когда надуваются щеки; проторные Р, Рь или горловые – вибрирует не кончик языка, а мягкое небо или маленький язычок; Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы; боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь; отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.

    Взрослым следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше они обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.

    Ко второй группе стойких дефектов речи относятся замены и смешение оппозиционных звуков, особенно искаженных: С – Ш, С – Ц, З – Ж, Р – Л, Р – Ль, Р – Й, Ль – Й, К – Т, Г – Д; нарушение мягкости: тетя – «тота»; оглушение звуков: жук – «сук» и др.

    Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводит  к стойким искажениям звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов): аквариум – «акрям», кровать – «квалять».

    Если смешение и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребенок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.

Примеры: У Маши кукла. – «Умси кикла».

                    Дети играют во дворе. – «Тете плаката ватари».

     Такой ребенок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др. Все это неизбежно затрудняет усвоение школьной программы, так как дети-дисграфики оказываются недостаточно подготовительными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

     Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов. Ребенка с дисграфией следует направлять к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нарушение речи-  отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

21.09.22 Консультация для воспитателей" Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей " Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста."...

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...