Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"
консультация

Жижина Ольга Владимировна

Нарушение речи-  отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.» 

     Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

            Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
  2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и   выражением незнания языка;
  3. Связаны с отклонениями в функционировании   психофизиологических механизмов речи;
  4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

  • соматическая ослабленность;
  • замедленное психофизическое развитие;
  • отягощенная наследственность, травмы;
  • неправильное строение органов речевого аппарата;
  • невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
  • двуязычие в семье и др.

     В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Не различение на слух звуков в своей и чужой речи.
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу   и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

   У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

     Дети с ОНР и заиканием обучаются в специализированных детских садах – логопедических, где существуют группы для детей с ОНР и для детей с заиканием. Однако, переводить ребенка в этот сад или нет – решают родители. Поэтому эти дети могут встречаться в группах общеобразовательного детского сада.

     Все дети, которым исполнилось 3 года, проходят диагностику. Это помогает определить уровень развития ребенка. Диагностику проводят как специалисты, так и воспитатели. На основе проведенной мной диагностики речевого развития, вы все получили сводный таблицы, отражающие состояние речи группы в целом. Так как дети пришли в большинстве «домашние», то вы видите, что существует много пробелов в лексико-грамматическом строе речи этих детей. Это не ОНР, а недостатки, связанные со своего рода «педагогической изоляцией» детей. Многие родители просто не занимались с детьми или просто пропустили какие-то разделы в занятиях, что и привело к такой ситуации.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

21.09.22 Консультация для воспитателей" Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей " Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста."...

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

В тексте говорится о причинах и видах отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста...