Конспект занятия Обитатели жарких стран
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шумова Светлана Викторовна

Конспект занятия "Обитатели жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_obitateli_zharkih_stran.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия

Тема: «Обитатели жарких стран»

 Составила:  

учитель-логопед МБДОУ №1

Шумова Светлана Викторовна

  

 

Цель: расширять и систематизировать знания детей о животных жарких стран.

Задачи

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков [Р],  [Р];

- расширять экспрессивный словарь словами-антонимами, однокоренными словами.

Коррекционно-развивающие:

- коррегировать и развивать грамматический строй речи: образование прилагательных при помощи суффиксов -онок-, - ёнок-  через упражнение «Назови друзей тигренка»; согласование прилагательных с существительными при помощи  упражнения «Сказочный телефон»; употребление простых и сложных предлогов через выполнение упражнения «Порхающая бабочка»;

- развивать артикуляционную моторику посредством комплекса артикуляционных упражнений;

- развивать мелкую моторику рук путем выполнения пальчиковой гимнастики «Помощники»;

- коррегировать и развивать диафрагмальное и речевое дыхание при помощи упражнения «Шарик», зрительный гнозис путем выполнения глазодвигательного упражнения «Уютный дом»;

- развивать навыки звукового анализа слов при помощи упражнения «Выложи звуковую схему», распространения предложений путем выполнения упражнения «Семейка слов».

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, инициативность.

Оборудование:

Мягкая игрушка – тигренок, настольная ширма, карточка из картона с изображением тигренка, картонный маленький         шарик, закрепленный ниткой к карточке, домик, умещающийся на ладони  ребенка, телефон с фигурками вместо цифр, магнитные доска, буквы, фишки для звукового анализа, материал для выкладывания схемы предложения, мягкие игрушки – ромашка, бабочка на палочке, аудиокассета с записью пальчиковой гимнастики «Помощники» и динамической разминки «У жирафов».

Форма занятия: подгрупповое

Методы: наглядный, словесный, практический.

Литература:

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – С-Пб., 1997.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. М., 2004.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. С-Пб, 2008.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед.  Каждое утро Землю освещает солнышко. Оно дарит всем свет, тепло и свою улыбку. Светит оно и всем сказкам, чтобы они заканчивались добром. И вот однажды в сказке, которая называется «Один дома», в одно прекрасное утро мама самого полосатого на свете тигренка сказала: «Ты уже большой для того, чтобы оставить тебя дома одного, но еще мал для того, чтобы охотиться. Поэтому я иду на охоту, а ты остаешься присматривать за нашим жилищем». Тигренок остался дома один.

   Заглянем в эту сказку и посмотрим, что же тигренок будет делать?

Артикуляционная гимнастика

Логопед. Чтобы не скучать, тигренок решил сделать зарядку, как учила его каждое утро мама. Любимые упражнения тигренка: наклоны вперед – упражнение «Качели»,  наклоны влево-вправо – упражнение «Чистим зубки». Разогрелся тигренок и решил пробежаться вокруг дома. Застучали его башмачки – упражнение «барабанщик». Бежит тигренок, а ветер так и шумит в его ушах – упражнение «Парус». Бодрый стал тигренок, как и его голосок, и он зарычал: р-р-р… (дети выполняют упражнения).

Дыхательное упражнение «Шарик»

Логопед. Вернувшись домой, тигренок увидел шарик и стал его надувать. (Дети кладут руки на живот.) Вдох через нос – шарик надувается, живот поднимается, грудь и плечи поднимаются, выдох через рот, шарик-живот сдувается.

   Надул тигренок шарик и стал с ним играть.

Сдувают картонный шарик с карточки (вдох через нос, выдох через рот, дуть на кончик языка, струя посередине языка, щеки не надувать).

Пальчиковая гимнастика – самомассаж «Помощники»  

Логопед. Увидел тигренок, что создал дома беспорядок. Решил прибраться. Давайте поможем ему.

Пыль мы везде протираем                            (дети  гладят тыльную сторону ладони

Мы даже под стол залезаем,                                  левой руки, затем – правой).

И тут протрем, и там протрем,

Еще под диваном найдем.

Дружно цветы поливаем,                                            (направляют вверх все пальцы левой                          руки, затем медленно раскрывают все пальцы).

И это мы не забываем:                    

Цветок один, цветок второй                              (склоняет все пальцы правой руки над

Польем мы прохладной водой.                         раскрытыми пальцами левой руки.)

Пол подметать обожаем,                          (гладят внутреннюю сторону ладони левой

руки, затем правой.)

И два раза в день подметаем,                            (выполняют движение «Моем руки»)

Метем, метем, метем, метем,

Ни капельки не устаем.

Упражнение «Скажи наоборот»

Логопед. Вот и прибрались. А теперь скажи наоборот: «До уборки было не чисто, а…»

Ребенок. Грязно.

Логопед. Поэтому тигренок был не веселый, а…

Ребенок. Грустный.

Логопед. Тигренок сделал уборку, потому, что он не плохой, а…

Ребенок.  Хороший.

Логопед. Не злой, а…

Ребенок. Добрый.

Логопед. Не неряшливый, а…

Ребенок. Аккуратный.

Глазодвигательное упражнение «Уютный дом»

Логопед дает в правую руку ребенка маленький домик-кубик.

Логопед. Посмотри на домик, глаза отводить от дома нельзя, держи домик перед собой на уровне глаз, на вытянутой руке.

У тигра в домике уют. Как красиво чисто тут! (дети выполняют движение глазами по кругу).

Посмотри-ка вверх, дружок! (вверх), Там увидишь потолок.

На полу лежит ковер (вниз), как красив на нем узор!

Смотрим прямо на буфет (моргают), много сладких там конфет!

Слева – здесь портрет висит (влево),

А правей диван стоит (вправо), чистота, уют везде (по кругу),

Жить приятно тут семье!

Можно теперь и друзей в гости пригласить.

Упражнение «Назови друзей тигренка»

Логопед. Назови друзей тигренка. Они не взрослые, а детеныши. У Кенгуру…

Ребенок. Кенгуренок.

Логопед. У верблюда…

Ребенок. Верблюжонок .

Логопед. У страуса…

Ребенок. Страусенок .

Упражнение «Сказочный телефон»

Логопед. В сказочном лесу был сказочный телефон – вместо цифр разноцветные фигуры. Набери номер телефона, называя цвет фигуру. После этого назови животное, которому звонили.

Динамическая музыкальная пауза «У жирафов»

Упражнение «Порхающая бабочка»

Логопед. Не смогли друзья прийти к тигренку. Вдруг тигренок заметил, что к его любимому цветку ромашке подлетела бабочка. Я начинаю говорить предложение, а ты продолжи. Бабочка перелетела…

Ребенок. Через ромашку.

Логопед. Бабочка вылетела…

Ребенок. Из-за ромашки.

Логопед. Бабочка села…

Ребенок. Под ромашку.

Затем ребенок самостоятельно управляет бабочкой и озвучивает действия бабочки.

Бабочка вылетела из-под ромашки.

Бабочка отлетела от ромашки.

Упражнение «Семейка слов»

Логопед. Бабочка сказала тигренку, что больше всего на свете любит играть, значит, это ее самое любимое слово. Поиграем с ним. Подбери слова из одной семейки к слову игра.

Ребенок. Игровой, игрушка, игрушечный…

Упражнение «Выложи звуковую схему»

Логопед. У бабочки есть еще одно  любимое слово – тигр. Но оно рассыпалось. Собери звуковую схему этого слова.

Ребенок.

[т] – согласный, глухой, мягкий;          [г] - согласный, звонкий, твердый;

[и] – гласный;                                         [р] – согласный, звонкий, твердый;

Логопед. А теперь выложи слово из букв.

Ребенок выполняет.

Упражнение «Составь схему предложения, увеличь предложение»

Логопед. Составь схему предложения. Увеличь его на одно, два слова.

Ребенок. Слон перешагнул через бревно.

Слон перешагнул через большое бревно.

Слон перешагнул через большое бревно и побежал.

Логопед. Тут тигренок услышал мамино рычание. Бабочка вспорхнула и улетела. А тигренок побежал ее встречать.

Итог занятия.

Логопед. А нам пора возвращаться в детский сад. Помогая во всем тигренку, ты выполнил много заданий. Вспомни их.

Оценка работы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...

конспект занятия " Животные жарких стран"

В конспекте используются  технологии : карусель , рефлексивный круг . работа в группах....

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект фронтального занятия в подготовительной компенсирующей группе на тему "Животные жарких стран"....

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Логопедическое занятие для подготовительной группы 6-7 лет. Цель: пополнение словарного запаса, дети должны научиться проговаривать сложные звуки, изучить названия животных и их детенышей, где жи...

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект занятия "Животные жарких стран"...