Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данной публикации описаны отдельные виды игр, которые по разному влияют на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Представленные игры позволяют преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях и дают возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников
Большое внимание логопеда в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводятся в форме свободной непринуждённой познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнёр учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребёнок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность. Логопед помогает ребёнку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: "Развитие связной речи", "Развитие словаря", "Освоение грамматически правильной речи", "Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте".
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников выделим следующие составляющие:
- речь педагога дошкольного учреждения
- формирование представлений об окружающей жизни
- развитие любознательности
- сенсорное воспитание
- игра
- слуховое восприятие и внимание.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвется, льётся и др.), о материалах, из которых они сделаны. Одним из средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на познавательно-речевое развитие детей:
сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно-речевое развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует;
дидактические игры - обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Например, в играх "Что изменилось?", "Чего не стало?" ребёнок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх "Узнай по описанию", "Чудесный мешочек", "угадай по голосу" дети определяют предмет по одному из признаков.
Познавательно-речевое развитие детей посредством ИКТ технологий является новой формой организации образовательного процесса и даёт мне принципиально новые дидактические возможности. В нашем учреждении имеется вся необходимая техника для работы с применением ИКТ: ноутбук, проектор, музыкальный центр, принтер/копир, фотоаппарат, переносной экран, а также интерактивный стол. Опыт составления презентаций по различным темам позволяет сделать вывод, что правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, формированию у них более полных и точных представлений и умений в речевом развитии, включающим в себя:
- развитие связной речи - пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок;
- обучение грамоте - фонематический слух ("Угадай что звучит?", "Кто как кричит?", "Чей это голос?");
- формирование зрительно-пространственных отношений;
- работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков;
- формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение;
Применение ИКТ в проведении этих игр позволило повысить эффективность занятий, оживить их. В этом я убедилась при проведении занятий: "Моя малая Родина", "Перелётные птицы", "Флаг России". Для дифференциации зимующих и перелётных птиц использовала игру "Четвёртый лишний", а для закрепления умения образовывать родительный падеж множественного числа имён существительных игру "Чего не стало?" вместо привычных картинок использовала изображения на экране. Это сразу привлекло внимание, вызвало интерес у самых невнимательных детей.
Демонстрационные возможности компьютерной техники в старших и подготовительных к школе группах детского сада можно использовать при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картинок. Это задание можно выполнить тремя способами:
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображённые на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Логопедом задаются вопросы: что было до этого? Что может быть после?
3. Логопед показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличие у ребёнка в определённой степени сформировавшегося логического мышления.
К сожалению, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей-дошкольников. Что же касается интерактивных заданий на развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, то их практически нет.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/25/picture-24308-1514151825.jpg)
Интеграция образовательных областей в игровых технологиях как условие целостного развития дошкольников.
Конспек коррекционного интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Космическое путешествие"...
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы позн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317783-1382008382.jpg)
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.Современные требования к дошкольном...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-333916-1386436954.jpg)
Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-417901-1394598098.jpg)
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...
Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников
Большое внимание логопеда в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводятся в форме свободной ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1091757-1705417899.jpg)
Консультация для воспитателей "Игровые технологии в познавательно-речевом развитии дошкольников".
Консультация для педагогов....