Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

В данной публикации описаны отдельные виды игр, которые по разному влияют на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Представленные игры позволяют преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях и дают возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_igrovyh_tehnologiy.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников

Большое внимание логопеда в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводятся в форме свободной непринуждённой познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнёр учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребёнок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность. Логопед помогает ребёнку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: "Развитие связной речи", "Развитие словаря", "Освоение грамматически правильной речи", "Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте".

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников выделим следующие составляющие:

- речь педагога дошкольного учреждения

- формирование представлений об окружающей жизни

- развитие любознательности

- сенсорное воспитание

- игра

- слуховое восприятие и внимание.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвется, льётся и др.), о материалах, из которых они сделаны. Одним из средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

 Отдельные виды игр по-разному воздействуют на познавательно-речевое развитие детей:

 сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно-речевое развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует;

дидактические игры - обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Например, в играх "Что изменилось?", "Чего не стало?" ребёнок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх "Узнай по описанию", "Чудесный мешочек", "угадай по голосу" дети определяют предмет по одному из признаков.

Познавательно-речевое развитие детей посредством ИКТ технологий является новой формой организации образовательного процесса и даёт мне принципиально новые дидактические возможности. В нашем учреждении имеется вся необходимая техника для работы с применением ИКТ: ноутбук, проектор, музыкальный центр, принтер/копир, фотоаппарат, переносной экран, а также интерактивный стол. Опыт составления презентаций по различным темам позволяет сделать вывод, что правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, формированию у них более полных и точных представлений и умений в речевом развитии, включающим в себя:

- развитие связной речи - пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок;

- обучение грамоте - фонематический слух ("Угадай что звучит?", "Кто как кричит?", "Чей это голос?");

- формирование зрительно-пространственных отношений; 

- работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков;

 - формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение;

Применение ИКТ в проведении этих игр позволило повысить эффективность занятий, оживить их. В этом я убедилась при проведении занятий: "Моя малая Родина", "Перелётные птицы", "Флаг России". Для дифференциации зимующих и перелётных птиц использовала игру "Четвёртый лишний", а для закрепления умения образовывать родительный падеж множественного числа имён существительных игру "Чего не стало?" вместо привычных картинок использовала изображения на экране. Это сразу привлекло внимание, вызвало интерес у самых невнимательных детей.

Демонстрационные возможности компьютерной техники в старших и подготовительных к школе группах детского сада можно использовать при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картинок. Это задание можно выполнить тремя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображённые на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Логопедом задаются вопросы: что было до этого? Что может быть после?

3. Логопед показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличие у ребёнка в определённой степени сформировавшегося логического мышления.

К сожалению, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей-дошкольников. Что же касается интерактивных заданий на развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, то их практически нет.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в игровых технологиях как условие целостного развития дошкольников.

Конспек  коррекционного интегрированного  занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Космическое путешествие"...

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы позн...

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.Современные требования к дошкольном...

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

Особенности игровых технологий в познавательно-речевом развитии дошкольников

Большое внимание логопеда в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводятся в форме свободной ...