Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Яцишин Мария Николаевна

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность.

Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

 Компетентностный подход в образовании акцентирует внимание педагогов на новом результате образования - способности ребенка действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.

Для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения.

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.  

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

   В настоящее время повышается актуальность игры  из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия - важной задачей обучения дошкольников  является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой  использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

 

В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

    

        После введения  ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx75.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития старших дошкольников»

Выполнила: воспитатель МБДОУ №52

г.Нижневартовска

Яцишин Мария Николаевна

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ІІ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Значение игровых технологий  в интеллектуальном развитии дошкольника.
  2. Исследование игровой деятельности в педагогике и психологии.
  3. Анализ современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников
  4. Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
  5. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобович
  6. Игровая педагогическая технология - ТРИЗ
  7. Игры – занятия с блоками Дьенеша

ІІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель работы с детьми, аргументация выбора
  2. Направления,  формы организации работы, принципы  использования игровых образовательных технологий по интеллектуальному развитию старших дошкольников при формировании элементарных математических представлений.
  3. Использование дидактических игр современных игровых технологий Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С.Альтшуллера в интеллектуальном развитии дошкольников при формировании элементарных математических представлений
  4. Создание в группе предметно-развивающей среды по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) для интеллектуального развития старших дошкольников.
  5. Планирование и организация НОД по формированию элементарных математических представлений на основе дидактических игр современных игровых технологий Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С.Альтшуллера.
  6. Организация кружковой работы с детьми
  7. Диагностика уровня сформированности интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», ЗУН детей по образовательной области «Познание» (формирование  элементарных математических представлений).
  8. Взаимодействие с родителями по вопросу интеллектуального развития дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

                                                ВВЕДЕНИЕ.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность.

Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

 Компетентностный подход в образовании акцентирует внимание педагогов на новом результате образования - способности ребенка действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях.

Для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения.

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.  

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

   В настоящее время повышается актуальность игры  из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия - важной задачей обучения дошкольников  является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой  использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

 

В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

     

        После введения  ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи  не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель работы: интеллектуальное развитие старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Развивать психические познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста.
  2. Стимулировать умственную активность детей
  3. Формировать основные математические представления и понятия (как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения)
  4. Научить детей пользоваться приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
  5. Развить понимание математической речи.

   І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Значение игровых технологий  в интеллектуальном развитии дошкольника.

Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения: 
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.

  1. Исследование игровой деятельности в педагогике и психологии. 

Проблема игровой деятельности широко и в разных аспектах исследовалась в педагогике и психологии:

- анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы различные классификации игр (Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова);

- определено место и роль игры в развитии и становлении личности (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.).

Механизм передачи и освоения опыта мыслительной деятельности дошкольников в процессе игры  разработан в рамках следующих научных концепций:

- Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, С.Л.Рубинштейн), которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:
- формировании активного отношения к познавательной деятельности;
- подачи учебного материала в определённой последовательности, поэтапно;
- демонстрация и закрепление материала в различных приёмах умственной и практической деятельности;
- применение знаний на практике.
-Развивающая технология (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), которая предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности:
- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;
- материальное (материализованное) действие;
- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;
-этап внутренней речи, осмысление проблемы;
-этап автоматизированного действия (навык).

  1. Анализ современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников

В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников:

1. Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.

1.1. Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности необходима организация предметно-развивающей среды: создание уголков экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформление большого количества наглядно-демонстрационного материала (тематических картинок, карточек с символическим изображением методов исследования, схем последовательного проведения опытов и экспериментов).

1.2. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

2. Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

2.1. В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

2.2. Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

2.3. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

3. В процессе применения развивающей игровой технологии необходимо создание игротеки, содержащей огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

3.1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

3.2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

3.3. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:

  • «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
  • Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.
  • В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

3.4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

  1.  Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.

Рассмотрим самые известные игровые технологии интеллектуального развития.

Одной из таких технологий является педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.

Технология развивающих игр направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и создает условия для опережающего развития способностей детей.
Данная педагогическая технология не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о
технологии развивающих игр -специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и формирование компетентностно-ориентированных умений детей дошкольного возраста.

Характеризуя технологию развивающих игр, особо важным моментом мы считаем рассмотрение ее целевых ориентаций.

Направление: формирование у ребенка готовности к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

Задачи:
1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.
2. Развивать творческие способности, воображение детей.
Немаловажным в понимании и функционировании данной технологии является описание ее концептуальной части: руководящих идей, гипотез, принципов.
Концептуальной основой педагогической технологии развивающих игр являются следующие идеи:
- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
- Игра – форма психогенного поведения, то есть внутренне присущего, имманентного поведения личности (Д.Н. Узнадзе).
- Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
- Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
- Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).
- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д.Б. Эльконин).
- В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Одним из важнейших компонентов структуры анализа любой технологии является
процессуальная характеристика педагогической технологии, или описание особенностей методики, средств обучения, форм образовательного процесса в рамках данной технологии.
Так технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата интенсифицирующего развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой
набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами подачи информации.
Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют широкий
диапазон трудностей: от доступных двух-трехлетнему малышу, до непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором формируются исполнительские черты в ребенке. Содержание большинства игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх один из основных принципов обучения, «от простого к сложному», объединяется с принципом творческой деятельности, «самостоятельно по способностям». Таким образом, ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Процесс организации развивающих игр обеспечивает решение нескольких проблем, связанных с развитием интеллектуальных способностей:

  1. развивающие игры могут дать «пищу» для развития интеллектуальных способностей с самого раннего возраста;
  2. их задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
  3. поднимаясь каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;
  4. развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  5. не вторгаясь в игру ребенка, взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.

В процессе реализации педагогической технологии развивающих игр ярко прослеживается принцип активности ребенка в деятельности, характеризующийся высоким уровнем мотивации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технология развивающих игр не является исключением.
Мотивационная характеристика технологии

  • Постоянно обеспечивается игровая привлекательность игр: игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень доступных и привычных.
  • Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры.

  1. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобович

Следующей современной игровой технологией  Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей.
Авторы:
В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Следовательно,
цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

 Данная цель достигается с помощью комплекса задач:
- формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» совершенствует память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Внедрение технологии в педагогический процесс позволяет перейти от привычных занятий к игровой деятельности; осуществляет интеллектуально-творческое развитие детей, психологическую, специальную подготовку их к школе.
Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей являются:
-связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения).
Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес) и сквозных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и другие).
-система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
Этапы технологии:
На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления.
 На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы.
На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия (увеличение-сложение-трансформация), планирует свои действия.
Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, реализуется принцип потенциального развития ребенка.
Методы и приемы: проблемные вопросы, ситуации, эксперименты, создание моделей словоформ, прием продолжения сказки и др.

Характеристика развивающих игр Воскобовича:

1. Многофунциональность.

В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

2. Широкий возрастной диапазон участников игр

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

3. Сказочная «огранка»

Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

4. Творческий потенциал.

Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

5. Конструктивные элементы.

Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.

  1. Игровая педагогическая технология - ТРИЗ

Рассмотрим целевые ориентации ещё одной игровой педагогической технологии - ТРИЗ.
Направление - становление основ творческой личности.
Цель - обучение способам творческой деятельности.
Задачи:
1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям.
2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам.
3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.
4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы), с помощью которых можно решать проблемы.
5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков.
6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований.
7. Научить детей решению творческих задач.
Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют следующие психолого-педагогические теории и положения:
-
Положение теории творчества Я.А. Пономарева: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.
-
Теоретические положения Н.Е. Вераксы о развитии основ диалектического мышления дошкольников.
-
Теоретические положения ТРИЗ Г.С. Альтшуллера:

  • Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем.
  • Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
  • Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.
  • Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.

- Теоретические положения ОТМС Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук о том, что в основе ТРИЗ - технологии лежат:

  • Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ-развитие творческого воображения).
  • Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных жизненных задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления).
  • Воспитательная система, построенная на ТРТЛ (теории развития творческой личности).
  • ОТСМ базируется на классической ТРИЗ, развивает и дополняет ее с целью разработки универсальных, не зависящих от конкретной области знаний, инструментов анализа и решений сложных комплексных проблем. В состав аппарата ОТСМ входят три блока: аксиомы, модели, технологии.

Система аксиом задает допущения и ограничения в процессе мышления. Выполняет функцию максимально общих инструментов решения проблем.
В ОТСМ разработаны две базовые
модели. Первая модель «ЭЛЕМЕНТ-ИМЯ ПРИЗНАКА ЭЛЕМЕНТА - ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ПРИЗНАКА». Вторая модель «МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ».
В ОТСМ и ТРИЗ используется комплекс четырех
технологий: технология «Типовое решение», технология «Новая проблема», технология «Противоречие», технология «Поток проблем». Каждая из технологий предназначена для решения определенной задачи в процессе анализа проблемной ситуации и построения приемлемого решения.
На этапе дошкольного образования первая модель является базовой. Осваивая ее, ребенок учится представлять объекты через их признаки и значения этих признаков. В дальнейшем осваиваются более развернутые формы моделей. Основная характеристика творческих способностей по ТРИЗ - ОТСМ: способности познавать признаки объектов и способности преобразовывать признаки объектов.

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, как и любая технология имеет свои этапы, для которых конкретно определена деятельность педагога и детей. От четкости следования этапов и целенаправленности деятельности детей и взрослых во многом зависит результат применения данной технологии.

Особую роль в ходе реализации игровой педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, играют методы, приемы, методики, модели, технологии, техники, адаптированные для работы с детьми дошкольного возраста:

-Метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) и метод «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке).

-методика работы с именами признаков (авторы Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук).

-модель «Элемент – Имя признака – Значение признака».

-метод «Системный оператор» (автор Г.С. Альтшулер),

-«Метод фокальных объектов» (автор Чарльз Вайтинг).

-технику сужения поля поиска решения проблемы. Для этого хорошо подходит метод сужения поля поиска (дихотомия: числовая, пространственная, классификационная) (авторы: Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук).

-игры «Да–Нет».

-метод синектики (автор У.Гордон).

-Типовые приемы фантазирования (ТПФ), разработанные Г.С. Альтшуллером, адаптированы для дошкольников Т.А. Сидорчук.
-приемы формирования чувствительности к противоречиям (авторы Н.Е. Веракса, Т.А. Сидорчук).
Перечисленные
методы, приемы, методики, модели, технологии, техники технологии, основанной на ТРИЗ, построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать и применять имеющуюся в собственном опыте, отсекать неактуальную в данный момент информацию, получать ее из разных источников, порой даже неожиданных. Многие методы построены на необходимости задавать вопросы. Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, позволяет работать по алгоритму, осваивать модели разных явлений и применять их к различным жизненным ситуациям.
В результате дети учатся получать информацию из разных источников: из литературных произведений, телевидения, радио, рассказов людей о жизненных ситуациях, из наблюдений жизненных ситуаций.
На основе каждого
метода, приема, методики, модели, технологии или техники разработана система игр и творческих заданий, которые мотивируют детей на познавательную деятельность.
Педагогическая игровая технология, основанная на ТРИЗ, отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования, способствует формированию у детей умения выводить из конкретной ситуации жизненное правило, которым можно воспользоваться в аналогичных ситуациях, а так же использовать его в другом месте и времени; чувствительности к ситуациям; желания разобраться в причинно-следственных связях; умения оценивать социальные привычки, самостоятельно выводить жизненные правила и использовать их в будущей жизни.

7. Игры – занятия с блоками Дьенеша

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем  для подготовки мышления детей к усвоению математики.  Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления.   Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности для математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства.

Особенности содержания данной технологии в развитии детей дошкольного возраста:

- Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами;

- Формирование у детей мыслительных умений: умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или"

- Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме

- Развитие у детей внимания, памяти, восприятия;

- Развитие у детей способности к моделированию и замещению свойств

          

ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Цель работы с детьми, аргументация выбора

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Дошкольники же с развитым интеллектом, быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

         В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его  познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.  П. Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием - это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

   В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Поэтому главной целью моей работы стало интеллектуальное развитие ребенка через использование игровых технологий, методов и приёмов в непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.

  1. Направления,  формы организации работы, принципы  использования игровых образовательных технологий по интеллектуальному развитию старших дошкольников при формировании элементарных математических представлений.

Были определены следующие направления работы:

• подбор игровых технологий в формировании математических представлении детей дошкольного возраста;

• составление перспективного плана работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов в непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений

• подбор и изготовление дидактических материалов и пособий, подбор дидактических игр, игр с правилами, направленных на развитие интеллектуальных способностей из современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С. Альтшуллером ;

• создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательных интересов, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;

• разработка и внедрение методики проведения НОД по интеллектуальному развитию в процессе формирования математических представлений с использованием игровых приемов.

Формы организации работы:

- специально организованное обучение в форме НОД по формированию элементарных математических представлений (комплексные, интегрированные, обеспечивающих наглядность, систематичность и доступность, смену деятельности;

- совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме (подгрупповая, индивидуальная работа) ;

- совместная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями.

При использовании игровых образовательных технологий опиралась следующие принципы.

1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.

    Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы  игровая ситуация подбиралась "под материал", а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства  материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.

2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.

    Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена : на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий " на тему материала"

3.Принцип интерактивности

3. Использование дидактических игр современных игровых технологий Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С.Альтшуллера в интеллектуальном развитии дошкольников при формировании элементарных математических представлений.

 Для активизации мыслительной деятельности, для придания интереса, активного участия детей в НОД, для расширения, углубления и закрепления знаний, придания НОД игрового характера, я использовала разнообразный дидактический, игровой материал и пособия, созданные своими руками.

Применяя в НОД игры, игровые упражнения с использованием данных пособий, обучала детей самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам и др.

Особое место в развитии интеллектуальных способностей у дошкольников, формировании математических представлений занимали разнообразные дидактические игры. Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры из современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С. Альтшуллера помогли обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в этих дидактических играх закреплялись полученные знания и умения; развивались восприятие, мышление, память, внимание. При использовании дидактических игр также широко применялись различные предметы и наглядный материал, который способствовал тому, что непосредственно образовательная деятельность проходила в веселой, занимательной и доступной форме.

Так, дидактические игры «Точечки», «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Танграм», «Внимание», «Чудо-ковёр» и др. - знакомили детей с новыми для них заданиями, учили проявлять смекалку, развивали сообразительность, упражняли ребенка в анализе геометрических фигур, в воссоздании фигур – символов, ориентировке в пространстве.

Предлагая пособия с таким игровым заданием, как например, «Сколько детей спряталось у папы под плащом?», «Сколько зайцев за забором?», «Найди отличия» - мы побуждали детей думать, рассуждать, анализировать, давать правильные умозаключения; в играх типа «Лабиринт» - дети учились «читать» знаки-символы, развивали практически-действенное мышление, умение контролировать внимание, самоконтроль; игры с использованием пособия «Соберем чемоданчик», «Подбери фигуры», «Какая фигура пропущена», развивали у детей умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, учили осуществлять зрительно-мыслительный анализ, развивали ориентировку в пространстве, внимание; логическое мышление и т. д.

Тематика игровых заданий была выбрана с учетом материала, представляющего определенные трудности для дошкольников, но являющегося необходимым для их дальнейшего обучения и развития.

Материал был распределен по следующим направлениям:

I. Пространственная ориентировка

II. Величина

III. Действия с множествами

IV. Игры с геометрическим материалом

V. Упражнения в пересчете объектов

Игровой материал использовался во время проведения подгрупповой, фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности.

Наиболее эффективным пособием, которое я частично использовалась в НОД по математике для развития интеллектуальных способностей, являлись логические блоки Дьенеша. На основе логических блоков был разработан и изготовлен игровой материал. Игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали интересам детей, уровню сложности задания.

Эти игры, например «Заполни квадрат», «Рассели жильцов», «Разложи фигуры», «Помоги Чебурашке» решали задачи, которые позволят детям в дальнейшей учебной деятельности успешно овладеть основами математики и информатики.

Итак, использование разнообразных игр, игровых упражнений с применением дидактического наглядного пособия из современных игровых технологий интеллектуального развития дошкольников Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С. Альтшуллера стимулировали умственную активность детей, формировали основные математические представления и понятия (как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения, вооружали детей приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением, развивали психические познавательные процессы, а значит, способствовали более успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

4. Создание в группе предметно-развивающей среды по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) для интеллектуального развития старших дошкольников.

Единство содержания обучения и развития обеспечивала созданная в группе предметно-развивающая среда, продуманная таким образом, что весь материал давал возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивал развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Созданная предметно-развивающая среда соответствовала возрастным особенностям детской деятельности. В группе был оборудован дидактический уголок, мини-лабораториии по обучению детей математике.

Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.

5. Планирование и организация НОД по формированию элементарных математических представлений на основе дидактических игр современных игровых технологий Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С.Альтшуллера.

Успешной реализацией задач интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений помогло составление перспективного плана игр по развитию познавательных психических процессов, тщательная разработка планов НОД, применение новых форм игровых развивающих занятий, подбор игровых технологий.

При планировании и организации НОД, для активизации мыслительной деятельности, для повышения интереса у детей учитывала тематику совместной работы по математике, придумывала различные учебно-игровые ситуации, каждая непосредственно образовательная деятельность была посвящена одной теме или сюжету, все части ее взаимосвязаны, дополняют друг друга или вытекают одна из другой и направлены на эмоциональное, речевое, интеллектуальное развитие ребенка.

Гостями НОД были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. А также проводила НОД по таким темам, как «Веселые приключения», «Путешествие в страну чудес», «Прогулки в сказочный лес», «Космическое путешествие по планетам математики» и др., где дети были непосредственными участниками игры и выполняли интересные, познавательные задания, самостоятельно находили выход из учебных ситуаций; а также использовали элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает) .

Играя, дети учились управлять своим поведением в соответствиями учебной и воображаемой ситуациями.

Непосредственно образовательную деятельность попыталась сделать царством смекалки, фантазии, игры и творчества. Образовательная деятельность, по форме являющаяся игровой, по своей направленности носила учебный характер. Такая работа повысила эффективность обучения. Наряду с задачами по формированию элементарных математических представлений, взятые из программы, включала игры, упражнения, игровые комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

В ходе НОД у детей выработались навыки и умения, необходимые для учебной деятельности: способность анализировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно.

На мой взгляд, необходимым условием, определяющим успешное математическое и интеллектуальное развитие, является моделирование проблемно-игровой ситуации, позволяющей соединить элементы познавательного, учебного и игрового общения, а также позволяющей ребенку занять субъективную позицию и обеспечивающей рост его самостоятельности и творчества.

Главные компоненты проблемно-игровой ситуации тесно связаны между собой: активный осознанный поиск способа достижения результата осуществляется на основе принятия цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Для обеспечения активной деятельности детей в НОД предлагала им своеобразную реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, освоение средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.)

В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.

Чтобы заинтересовать ребенка, активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения». После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.

В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д., но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивала у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.

Другая игровая ситуация с элементами проблемности («Космический вирус нарушил работу компьютеров и наше путешествие далее становится невозможным») подвела детей к размышлениям - «Что же можно сделать? ». Дети решают – «вылечить» компьютер, ввести программы, уничтожить вирус. Была предложена игра «Кто следует за тобой». Ребята работали самостоятельно в индивидуальных тетрадях, им предлагалось навести порядок в числах, пользуясь стрелками. В этой игре дошкольники определяли прямую и обратную последовательность чисел, место чисел в натуральном ряду, ориентировались в пространстве, у них развивались память, мышление.

Следующий этап игры – «Поступил сигнал с планеты «Геометрических фигур»: сильный ураган разбросал фигурки по всей планете». В игре «Рассели жильцов» дети поспешили на помощь и поселили фигурки в уютном многоэтажном доме. Игра развивала умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, развивала ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Также в НОД детям предлагалось «пройти сквозь метеоритный поток». Через игру «На что похоже? » дети учились придумывать свои разнообразные оригинальные ответы, понимать и «читать» схематичное изображение предмета, развивалось воображение, способность к замещению, созданию новых образов.

Новая проблемная ситуация встала перед детьми в конце НОД: «Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю». Но чтобы вернуться надо дать правильные ответы на задачи, типа: «Сколько солнышек на небе? », «Сколько концов у одной палки? А у двух?», «Найди отличие», «Цепочка закономерностей».

 Занимательные задачи способствовали развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивалось произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учились выявлять закономерности.

И, конечно же, в НОД были включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяло переключить активность (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходило прививание ребенку знания в области математики, он обучался выполнять различные действия, умственные операции, развивал память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности. А проблемность обучения способствовала развитию гибкости, вариативности мышления, формировала активную творческую позицию ребенка.

В такой совместной работе закладывалась мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность.

В образовательной деятельности по математике постоянно обращала внимание на речевую работу (у многих детей отмечались нарушения согласования в роде, числе, смешении падежных форм, из-за бедности словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи при составлении арифметических задач дети допускали грубые нарушения логики изложения, отмечалась стереотипность в выборе сюжета, построении фраз и т. д., в процессе обучения стремилась обогатить речь детей математическими терминами, учила ребят четко выражать свои мысли, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать полные и краткие ответы.

Подводила детей к пониманию того, что полный ответ необходим, когда надо сделать вывод, умозаключение, объяснить, почему получается тот или иной результат.

Варьируя вопросы и задания, обеспечивала включение новых слов в активный словарь детей. Так им предлагалось рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Терпеливо выслушивали ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. При необходимости мы давали образцы ответов, иногда начинали фразу, а ребенок ее заканчивал. Правильный ответ (вместо ошибочного) детям предлагалось повторить.

Следовательно, если постоянно обращать внимание на речь, корректировать ее, ребята и сами учатся следить за своей речью, она становится богаче, содержательнее.

В ходе НОД осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Своевременная помощь оказывалась детям, которые испытывали трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход – к детям с опережающим развитием.

Также поощрялось взаимодействие детей со сверстниками. Специально рассаживала детей таким образом, чтобы за одним столом был ребенок высокого и ребенок низкого уровней развития. Такое взаимодействие детей друг с другом способствовало развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей (со стороны слабого ребенка) возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей.

Здесь воспитывались такие важные качества, как взаимоуважение и сопереживание.

Полученные знания, навыки и умения автоматизировались в индивидуальных и коррекционных работах.

Индивидуальная работа проводилась во второй половине дня один раз в неделю в соответствии с индивидуальным планом. В эту работу я включала дидактические игры, упражнения, схемы, логико-математические задания, а также речевой материал для закрепления знаний программных задач: это загадки, веселые стихи о цифрах, геометрических фигурах, сказки, в которых обязательно присутствуют числа или пересчет героев произведения и др. Все это повысило познавательную активность детей, развило кругозор, внимание, память.

Как в НОД, так и в индивидуальной работе использовала индивидуальные тетради. В них дети выполняли различные задания, содержание которых было тесно связаны с сюжетом НОД.

Все интересные, забавные, занимательные задания, упражнения (раскрась, дорисуй, нарисуй недостающие геометрические фигуры, продолжи узор, проведи кораблик, найди фигуру, что лишнее и др.) направлены на развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, а усложняющие задания были направлены на умственное и эмоционально-волевое развитие ребенка.

6. Организация кружковой работы с детьми

С целью развития мыслительных операций, расширения математических представлений детей организовала работу кружка «Игралочка». Работа с детьми в кружке строилась на играх с блоками Дьенеша.

В рамках кружковой деятельности дети не были ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывало постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носила форму «изучения и обучения», а превращалась в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменялись по принципу постепенного усложнения материала.

Цель: создание условий для всестороннего развития детей, развития интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.

Задачи кружка:

• вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с ними;

• развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре;

• повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом.

Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход на основе идей Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребёнка.

У каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он справляется сам, за пределами этого круга - дела, которые доступны для него только при участии взрослого или недоступны вообще.

Выготский показал, что по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра он будет делать сам то, что сегодня делал вместе с воспитателем, родителями.

Поэтому работа на занятиях кружка велась на высоком уровне трудности, (то есть в зоне их «ближайшего развития» или «максимума»): детям предлагалось, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности.

В итоге все дети без перегрузки осваивали необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозилось развитие более способных детей.

  1. Диагностика уровня сформированности интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», ЗУН детей по образовательной области «Познание» (формирование  элементарных математических представлений).

Оценка результативности проведённой работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов при формировании элементарных математических представлений проводилась на основе мониторинга овладения детьми интегративным качеством личности «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» и диагностики уровня усвоения раздела «ФЭМП» (образовательная область «Познание») по «Программе обучения и воспитания в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой).

Диагностика проводилась 2 раза – в сентябре и мае. Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что увеличилось количество детей с высоким уровнем интеллектуального и математического на 45%, уменьшилось на 10 % количество детей со средним уровнем интеллектуального и математического развития, дети с низким уровнем  отсутствуют.  Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств.

  1. Взаимодействие с родителями по вопросу интеллектуального развития дошкольников.

Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствовала совместная работа с родителями. Для этого я старалась заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являлись открытые мероприятия по математике. Родители видели динамику развития математических представлений у детей, как они проявляли инициативу в процессе усвоения программного материала. После этого проводилось обсуждение просмотренного, родители делились впечатлениями. Опыт работы показал, что родители с большим удовольствием посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми. Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности. Одной из методических находок стал выпуск информационной газеты «Домашняя игротека», где давались практические рекомендации по работе с детьми дома, предлагались разнообразные игровые упражнения по развитию интеллектуальных способностей. Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника. Таким образом, совместная работа родителей и воспитателей способствовала успешному развитию интеллектуальных способностей у дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённой работы у детей повысился уровень знаний в области математики, появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшилась память, внимание, развилась способность к умственным действиям, фантазия, воображение, мышление, понимание математической речи, что является составляющими компонентами интеллектуального развития дошкольников.

Поскольку в ходе реализации педагогической технологии развивающих игр очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр, хочется дать методические советы, которые помогут любому педагогу эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою работу:
- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.
- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.
- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».
- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.
- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.
- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.

Системная работа по интеллектуальному развитию старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности, сформированности элементарных математических представлений.  

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  3. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  4. Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.»
  5. Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ»
  6. Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра»
  7. Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ)
  8. Страунинг А.М. «Методы активизации мышления»
  9. Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»
  10. Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет»
  11. Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я. Гуткович, И.М. Костракова, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1994, - 65 с.
  12.  Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск : Симбирская книга, 2001. - 64 с.
  13.  «Золотой ключик» творческого мышления: сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 84 с
  14. Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. - Ульяновск, 1991. - 52 с.
  15. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. - Ульяновск, 1995. – 44 с.
  16. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  17. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000.
  18. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004.
  19. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  20.  Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996.
  21. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы позн...

Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников

Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.Современные требования к дошкольном...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников

Игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников...

ГМО "Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников"

ГМО "Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников"...

Игровые технологии как фактор музыкального развития дошкольников.

Игровые технологии как фактор музыкального развития дошкольников. Игры и упражнения для развития речевого дыхания, диапазона и силы голоса на музыкальных занятиях. ...

Консультация для воспитателей «Развивающие игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» - 2023

  Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навык...