Конспект логопедического фронтального занятия на тему «Комнатные растения».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тверскова Ирина Анатольевна

Конспект логопедического фронтального занятия

на тему «Комнатные растения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического фронтального занятия

на тему «Комнатные растения».

I. Паспортная часть.

1. Дата проведения: 03.10.2018 г.

2. Время проведения: 9:00 - 9:30.

3. Продолжительность занятия:30 минут.

4. Тема: Комнатные растения.

5. Тип: Повторение пройденного материала.

6. Цели: Формировать лексический строй речи: продолжать учить употреблять притяжательные прилагательные с помощью суффикса-ин. Формировать грамматический строй речи: упражнять в правильном построении предложения.

7. Задачи:

–Дифференцировать обобщающее понятие «Комнатные растения».

–Развивать умение согласовывать существительные с числительными два и пять.

–Закреплять навык слогового анализа слов.

–Упражнять в правильном составлении предложения.

–Закреплять навык анализа предложений

8. Лингвистический материал:

слова – кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия;

словосочетание–комнатные растения;

предложения:

У меня два кактуса и пять кактусов.

У меня два фикуса и пять фикусов.

У меня две пальмы и пять пальм.

У меня две бегонии и пять бегоний.

У меня две фиалки и пять фиалок.

У меня две кливии и пять кливий.

В слове кактус два слога.

В слове фикус два слога.

В слове пальма два слога.

В слове бегония три слога.

В слове фиалка  два слога.

В слове кливия три слога.

Это Машин кактус.

Это Колин фикус.

Это Наташина пальма.

Это Катина бегония.

Это Вовина фиалка.

Это Ванина кливия.

Девочка поливает фиалки.

В этом предложении три слова.

9. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображениями комнатных растений (кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия)., палочки Кюизенера для слогового анализа и анализа предложения, сюжетная картинка - девочка поливает фиалки..

10. Предварительная работа: знакомство с названиями комнатных растений.

11. Занимательная форма занятия: Традиционная.

12. Место проведения: Логопедический кабинет.

II. Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей.

Инструкция: «Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу свои улыбки. Какое у вас сейчас настроение? А если настроение хорошее, то мы можем начать наше занятие».

2. Основная часть (начало).

1) Коррекционное задание: «Назови одним словом».

Цель: Дифференцировать обобщающее понятие «Комнатные растения».

Лингвистический материал: слова - кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия, словосочетание-комнатные растения.

Оборудование: предметные картинки с изображениями комнатных растений (кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия).

Ход: 

Логопед предлагает детям пройти за стол, на котором лежат предметные картинки с изображениями растений, просит их назвать.

Инструкция: «Назовите растения. Как их можно назвать одним словом?»

Дети называют растения и обобщают понятие комнатные растения.

Дети: «Это комнатные растения»

Оценка: «Правильно, все это – комнатные растения. Молодцы»

2) Коррекционное задание: «Два и пять». 

Цель: Развивать умение согласовывать существительные с числительными два и пять. Упражнять в правильном составлении предложения.

Лингвистический материал: слова - два, пять, предложения.

Оборудование: предметные картинки с изображениями комнатных растений (кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия).

Ход: 

Логопед  предлагает назвать два и пять растений.

Инструкция: «Вы назвали комнатные растения. Представьте, что у него на картинке не одно, а два и пять растений, и расскажет об этом».

1-й ребенок: «У меня два кактуса и пять кактусов».

2-й ребенок: «У меня два фикуса и пять фикусов».

3-й ребенок: «У меня две пальмы и пять пальм».

4-й ребенок: «У меня две бегонии и пять бегоний».

5-й ребенок: «У меня две фиалки и пять фиалок».

6-й ребенок: «У меня две кливии и пять кливий».

Оценка: «Молодцы! Вы отлично умеете называть два предмета и пять предметов».

3) Коррекционное задание: «Сколько слогов в слове?».

Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов. Упражнять в правильном составлении предложения.

Лингвистический материал:

Оборудование: предметные картинки с изображениями комнатных растений (кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия), палочки Кюизенера.

Ход: Логопед предлагает разделить название растения на слоги ..

Инструкция: «Разделите название растения на своей картинке на слоги и положите под картинку столько белых палочек, сколько в слове слогов»

Дети выполняют, считают количество слогов.

1-й ребенок: «В слове кактус два слога».

2-й ребенок: «В слове фикус два слога».

3-й ребенок: «В слове пальма два слога».

4-й ребенок: «В слове бегония три слога».

5-й ребенок: «В слове фиалка  два слога».

6-й ребенок: «В слове кливия три слога». 

Оценка: «Молодцы! Вы умеете делить слова на слоги».

3. Физкультминутка «Наши красные цветки».

Инструкция: «Приготовься к физкультминутке»

Наши красные цветки

Распускают лепестки (плавно поднимаем руки вверх).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет (качание руками влево - вправо).

Наши красные цветки

Закрывают лепестки (присели, спрятались)

Головой качают, (движение головой влево – вправо)

Тихо засыпают (присели, заснули).

4. Основная часть (продолжение).

4)Коррекционное задание «Чей цветок?».

Цель: Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных с помощью суффикса-ин. Упражнять в правильном составлении предложения.

Лингвистический материал: Предложения:

Это Машин кактус.

Это Колин фикус.

Это Наташина пальма.

Это Катина бегония.

Это Вовина фиалка.

Это Ванина кливия.

Оборудование: Предметные картинки с изображениями комнатных растений (кактус, фикус, пальма, бегония, фиалка, кливия).

Ход: Логопед предлагает разделить название растения на слоги.

Логопед предлагает назвать, чье это растение.

Инструкция: «У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чье это теперь растение».

Оценка: «Чудесно. Это было трудное задание, вы умеете составлять предложения».

5) Коррекционное задание «Составь схему предложения».

Цель: Упражнять в правильном составлении предложения. Закрепить навык анализа предложений.

Лингвистический материал: предложение: Девочка поливает фиалки.

Оборудование: Картинка (Девочка поливает фиалки), палочки Куизенера.

Ход:

Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол палочки Куизенера для анализа предложения.

Инструкция: «Посмотрите на картинку и составьте простое предложение».

Дети: «Девочка поливает фиалки».

Инструкция: «Возьмите палочки и составьте схему предложения»

Дети выполняют задание.

Логопед проверяет выполнение задания и задает детям несколько контрольных вопросов.

Инструкция: «Сколько слов в этом предложении?»

Дети: «В этом предложении три слова». 

Инструкция: «Произнесите второе по счету слово».

Дети: «Поливает».

Инструкция: «Какой знак вы поставили в конце предложения?»

Дети: «Точку».

Оценка: «Вы умеете определять количество слов в предложении. Молодцы!».

5. Итог:

Логопед: «Чем мы занимались?»

1-й ребенок: «Составляли предложения».

2-й ребенок: «Выделяли первое слово, второе».

4-й ребенок: «Делили слова на части».

Логопед: «Выбери карточки–пиктограммы, которые соответствуют тому, что тебе помогало в работе?»

Ребенок должен выбрать карточки с изображением глаз, ушей и рта.

6.Самоанализ.

    .Занятие проводилось в подготовительной группе компенсирующей направленности. В структуре занятия я старалась реализовать направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Для совершенствования навыка слогового анализа слов я предложила задание «Сколько слогов в слове?», для развития речевого слуха, совершенствования навыка анализа предложений – упражнение «Составь схему предложения», используя новую технологию палочки Кюизенера.

    Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора, использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по теме: «Комнатные растения»

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».Открытый городской просмотр логопедического занятия. Год обучения: второйВозраст: 5-6 летФорма занятия: итог...

Конспект логопедического фронтального занятия по теме "Зимние забавы" (старшая логопедическая группа)

Расширить словарный запас детей. Закрепить знания о зимних забавах, уточнить признаки зимы. Развивать речь, память, мышление, воображение....

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

Логопедическое домашнее задание на тему " Комнатные растения"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение– детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида  г. Кызыла  Республики Тыва...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Комнатные растения»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Комнатные растения»...

Конспект группового логопедического занятия на тему "Комнатные растения".

Расширять представления детей о комнатных растениях.  Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Закреплять  знания детей о потребности растений  в воде, ...