Статья на тему: Использование мяча в работе логопеда. Игры и упражнения.
статья по логопедии на тему

Шкаева Екатерина Александровна

В статье представлены игры и упражнения с мячом, массажным шариком Су-Джок , направленные на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия, на закрепление правильного произношения, обобщение и расширение словарного запаса. Материал может быть использован на  коррекционно-развивающих занятиях, в индивидуальной работе с ребенком, на занятиях по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_ispolzovanie_myacha_v_rabote_logopeda.docx56.43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Использование мяча в работе логопеда.

Игры и упражнения.

   Мяч – одна из древних и любимых игрушек всех стран и народов. С древних времен играли в игры с мячом. В Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. А значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой.

                                                           

   Пожалуй, каждый малыш знаком с мячом. Игры с мячами достаточно популярны и встречаются у многих народов мира.

   У нас в России делали мячи из тряпья и им же мячи  набивали. В северных районах страны – мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы, ивы. Эти  мячи внутри заполнялись песком или были совершенно пустыми. Если мяч изготавливался из овечьей шерсти, то он был мягким, легким и очень упругим - почти как резиновый.

   Современные мячи различаются по размерам и назначению. Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

   Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений и т.п.

   В своей работе я люблю использовать мягкий тканевый или резиновый мяч, а также большое внимание уделяю массажным резиновым мячам и массажному шарику Су-Джок.

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ И ШАРАМИ НАПРАВЛЕНЫ НА:

- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м];

 [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с массажным мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика 

Мячик 
Катаем мячик между ладонями: 
Покатаю я в руках 
Мячик мой хороший. 
Чтоб всегда здоровым быть, 
Ловким и весёлым. 

 Мяч 
Я мячом круги катаю,               (катаем мячик между ладонями круговыми движениями) 
Взад вперед его гоняю,             (гоняем мячик между ладонями по столу) 
Им поглажу я ладошку,            (гладим одну ладошку мячиком) 
Будто бы сметаю крошку,         (гладим другую ладошку мячиком) 
И помну его немножко,              (сжимаем мячик одной рукой) 
Как сжимает лапу кошка.           (меняем и сжимаем мячик другой рукой) 

Ежик  

Ежик в руки мы возьмем,            (берем массажный мячик) 
Покатаем и потрем.                       (катаем между ладошками) 
Вверх подбросим и поймаем,      (подбрасываем вверх и ловим) 
И иголки посчитаем.                     (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) 
Пустим ежика на стол,                  (кладем мячик на стол) 
Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик) 
И немножко покатаем …              (ручкой катаем мячик) 
Потом ручку поменяем.                 (меняем ручку и тоже катаем мячик) 

Еж 
Катаем массажный мячик от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова: 
Катится колючий ёжик, 
Нет ни головы, ни ножек, 
Мне по пальчикам бежит, 
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. 
Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да! 
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь! 

Шарик 
Движения выполняются по тексту: 
Этот шарик не простой 
Весь колючий, вот такой. 
Меж ладошками кладем 
Им ладошки разотрем. 
Вверх и вниз его катаем 
Свои ручки развиваем! 
Можно шар катать по кругу 
Перекидывать друг другу. 
1, 2, 3, 4, 5 – 
Всем пора нам отдыхать! 

Су-Джок терапия в логопедической работе

   Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В методе лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению создателя метода Су-Джок южно-корейского профессора Пак Чжэ Ву кисти и стопы являются "пультами дистанционного управления" здоровья человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.


Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными:

- круговые движения шарика между ладонями;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- вращение шарика кончиками пальцев;

- сжимание шарика между ладонями;

- сжимание и передача из руки в руку;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

 

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)


Этот шарик непростой,       (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.      (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть     (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем         (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем,   (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.      (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.       (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

2. «Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

3. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)


«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в работе логопеда.


Специалистам и родителям необходимо помнить, что умелыми пальцы становятся не сразу. Основное правило в работе с мячом - игры и упражнения, пальчиковые игры должны проводиться систематически и с хорошим настроением.

Литература:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1997.
  3. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.
  4. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013.
  5. Панина Н.А. Су-Джок терапия. Здоровье, доступное каждому. –М.,  Рипол-Классик, 2017.
  6. http://www.thinglink.com/scene/609544919249321986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Использование инновационных методов работы педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ»

Ключевые слова: инновационные технологии, педагог-психолог, учитель-логопед, ДОУ, сказкотерапия, сенсорная комната, песочная терапия, комплекс EdyPlay.Подготовили: педагог-психолог Морозова Е.А.учител...

Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"

Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие  как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без это...

Статья на тему "Использование мультфильмов в работе с детьми с целью реализации педагогических задач"

Живя в современном мире, в нашу жизнь все более прочно наступают информационно-коммуникативные средства, такие  как компьютер, интернет, телевидение. Мы даже сейчас и не представляем, как без это...

презентация на тему: использование самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи и работоспособностьмышц массируемой части тела....

Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....

Статья на тему: "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет"

Статья на тему: "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет"...