Главные вкладки

    Статья на тему «Использование инновационных методов работы педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ»
    статья по коррекционной педагогике

    Морозова Екатерина Андреевна

    Ключевые слова: инновационные технологии, педагог-психолог, учитель-логопед, ДОУ, сказкотерапия, сенсорная комната, песочная терапия, комплекс EdyPlay.

    Подготовили: педагог-психолог Морозова Е.А.

    учитель-логопед Щербакова Е.В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morozova_e.a._shcherbakova_e.v.docx18.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему «Использование инновационных методов работы педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ»

    Ключевые слова: инновационные технологии, педагог-психолог, учитель-логопед, ДОУ, сказкотерапия, сенсорная комната, песочная терапия, комплекс EdyPlay.

    Подготовили: педагог-психолог Морозова Е.А.

    учитель-логопед Щербакова Е.В.

    Образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ предусматривает создание специальных условий, коррекционно-развивающей среды, наличие специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинского персонала), воспитателей, которые обеспечат равные условия для получения образовательных потребностей, социальную адаптацию.

    Профессиональная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда будет неполноценной и малоэффективной только при использовании традиционных методов работы, поскольку не будет возможности для профессионального и личностного развития педагога. Для эффективной коррекционно-развивающей работы к традиционным методам работы можно добавить инновационные технологии, поскольку они близки подрастающему поколению малышей и имеют дополнительные сенсорные стимулы для познавательной активности и коррекционной работы.  В профессиональной деятельности также необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого воспитанника. На основании индивидуальных особенностей выстраиваться коррекционная работа: переход из зоны актуального развития на зону ближайшего развития ребенка по Л.С. Выготскому.

    Для наиболее эффективного коррекционного воздействия работа специалистов, воспитателей, родителей, администрации ДОУ должна быть системной, взаимосвязанной и дополнять друг друга,  для того, чтобы коррекционный эффект был максимальным, ребенок не перетруждался и смог полноценно развиваться.

    К инновационным технологиям, которые активно используются в работе специалистов ДОУ можно отнести: песочную терапию, сенсорную комнату, сказкотерапию, средства ИКТ, программу EdyPlay и другие технологии.

    Применение ИКТ способствует повышению мотивации  детей с ОВЗ к коррекционным занятиям, поскольку сначала возникает игровой интерес, а затем он перерастает в учебно-воспитательную и развивающую деятельность.  Использование КТ помогает предоставить информацию в более интересной и привлекательной форме, что способствует наилучшему запоминанию и осмыслению.

    Сказкотерапия способствует активизации в ребенке с ОВЗ творческого начала: развитие творческого воображения, оригинальности мышления, стимулирования творческого самовыражения, формирование положительного отношения к себе и к окружающем вокруг, принятие себя.

    Сказкотерапия это направление психотерапии, которое помогает ребенку с ОВЗ развивать не только творческие способности, но и справляться с страхами, негативными чертами (старшие дошкольники); способствует развитию личности и коррекции поведения. Направление сказкотерапии считается одним из самых древних методов воспитания, обучения и терапии и любимым у детей.

    Сенсорная комната используется специалистами для более эффективного развития речевой активности детей, поэтому необходима система занятий и упражнений, включающих развитие и взаимодействие всех сенсорных каналов ребенка, по следующим направлениям:

    - развитие зрительного восприятия;

    - развитие слухового восприятия;

    - развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног);

    - развитие вестибулярного аппарата.

    Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного напряжения и тревожности; нормализации сна; активизации мозговой деятельности; ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Сенсорная комната может использоваться для релаксации детей с нарушением слуха, а также для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций, речи).

    Согласно теории когнитивного развития Пиаже, детское мышление развивается от конкретного к абстрактному. Интеграция предметной среды и абстрактного мира компьютера является основополагающим принципом системы Eduplay. Предметные компоненты системы гармонично взаимосвязаны с виртуальной средой программного обеспечения. Одним из уникальных аспектов системы EdyPlay является сбалансированность между направляемыми видами деятельности, при которых дети следуют четким инструкциям и вместе с тем имеют возможность свободно действовать, т.е. детям дается возможность получения знаний в свободной форме и системе.

    В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики. Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка. На всех этапах логопедического занятия можно использовать песочную терапию.

    Использование инновационных технологий стимулирует развитие познавательного интереса, активизирует все психические процессы, компоненты речевой системы и эффективны, поскольку они «яркие», «красочные» и необычные, что привлекает внимание дошкольников и желание заниматься.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные направления и методы работы педагога-психолога

    Основные направления и методы работы педагога-психолога        Моя основная функция, как психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслежи...

    Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей

    Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....

    "Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

    В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

    РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    статья : РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

    Обобщение опыта работы на тему: Использование инновационных методов снятия агрессии в условиях ДОУ

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ СНЯТИЯ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...

    Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

    Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....