Конспект по теме "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Никитина Ольга Николаевна

Закрепление знаний по теме "Семья", расширение и активизация словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_semya.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Семья»                                                                      

Цель  занятия:  
 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья».

Коррекционно-развивающие задачи:

 - продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие;  логическое мышление;

 - развивать фонематический слух

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- упражнять в  употреблении существительных Дательного, Творительного  падежа с предлогом С;

-  продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом,  картинки дедушки, бабушки и других членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи.

                                                Ход НОД

1. Организационный момент

    -  Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их?

(картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

2.Развитие артикуляционной моторики

-Вот дедушка и бабушка нас встречают.              

             Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

             С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

             Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

(Губы в широкой улыбке, видны верхние  и нижние зубы.)        

            Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

- упражнение  «Вкусное варенье» -10 раз 
-               упражнение  "Чашечка" - 3 раза по 10 сек.

Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

 - упражнение  "Маляр"– 10 раз

- упражнение «Фокус» На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

3. Дыхательная гимнастика

-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.- «Бабушка устала»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!»  3 – 4 раза- «Дедушка сердится»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» 3 – 4 раза

4. Пальчиковая гимнастика:

Расскажем про нашу большую семью

  Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик - бабушка,

  Этот пальчик - папочка,

  Этот пальчик - мамочка,

  Этот пальчик - Я,  Вот и вся моя семья.                      

                     поочерёдное загибание пальцев, сжимание-разжимание кулачка

5.Лексико-грамматические упражнения

Д/и « Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Д/и  «Кто кому кто?» развитие речевого внимания и логического мышления

- Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Семья.

1. В большой, дружной семье, всех называют ласково.

Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

Баба- бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька

Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

Папа- папочка, папулечка, папуля

Дочь- дочка, доченька,  дочурочка

Сын - сынок, сынуля, сынулечка

Внук- внучок, внучек

Внучка-внученька, внучечка

2. Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой. 

Кто кому кто?             Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два её братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

-  Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка? (внук, внучка)

- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика? (брат и сестра)

- Кто девочка для мамы? Для папы? (дочка)

- А мальчик для папы и мамы? (сынок)

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

- А мама и папа для дедушки и бабушки?

-Кто для дедушки папа?

-Кто для бабушки мама?

6. Физминутка

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

7. Д/и «Чьи вещи?» - употребление существительных Дательного падежа;

-  упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

- Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

- Эти духи отдадим маме, это  -… мамины духи.

Газету – папе,  - … папина газета

Очки – дедушке, - … дедушкины очки

Фартук – бабушке, - …бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, - … Танина кукла

Кубики – сыну Саше,  - … Сашины кубики

Д/и «Ещё больше» образование качественных  прилагательных сравнительной степени.

- Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

Таня умная, а мама ещё …

Мама строгая, а папа ещё …

(красивый - красивее, быстрый – быстрее, седой - седее, кудрявый – кудрявее, …)

Д/и «Кто с кем?» упражнение в употреблении существительных Творительного  падежа с предлогом С.

- Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Какими?

 - читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.

- Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются?

(мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

Мама с дочкой читают книжки.

Папа с сыном строят дом.

Бабушка с внуком пекут пирожки.

Дедушка с внучкой смотрят мультики.

Саша с Таней рисуют.

Рефлексия.

 - Молодцы, ребята! О чём мы с вами беседовали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектпо математике в подготовительной группе.

Конспектпо математике в подготовительной группе....