"Конспект занятия "Прогулка по рекам и мостам Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Артёмова Наталья Игоревна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с речевым диагнозом ФНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Прогулка по рекам и мостам Санкт-Петербурга»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и фонематических функций на материале познавательной темы «Санкт-Петербург».

Задачи: 1. Развивать лексико-грамматический строй речи детей по теме «Санкт-Петербург»;

2. Развивать фонематические функции;

3. Развивать общую и мелкую моторику пальцев кистей рук;

4. Развивать зрительное внимание и дыхательную функцию;

5. Формировать связную речь по теме «Санкт-Петербург»;

6. Способствовать укреплению здоровья детей с помощью использования здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: картины с видами Санкт-Петербурга, зеркало, магнитофон, зубная паста, бумажные кораблики, соломинки, 2 таза с водой, лазерная указка, фигурка «Чижик-Пыжик» на кубике, монетки, презентация, экран, ноутбук, сигналы для фонематического анализа, бум, шапочки с изображениями мостов и статуй на них, верёвочки, ленты цветные, влажные и сухие салфетки, флешка с музыкой, стулья, стол.

Ход занятия:

Оргмомент.

Дети входят в кабинет под звуки гимна Санкт-Петербурга. (Трек 1). (Презентация – герб СПб).

Приветствие гостей.

Логопед: Дети, скажите, гимн какого города звучит?

Дети: звучит гимн Санкт-Петербурга.

- Упражнение: речь с движением – стихотворение с элементами психогимнастики.

Л: прочитайте стихотворение про Санкт-Петербург и покажите его движениями рук.

Д: читают стихотворение с движениями рук.

Санкт-Петербург мы загадали

И к счастью нашему попали

В чудесный город островов,

Каналов, разводных мостов,

Соборов, парков и дворцов,

Военных и речных судов.

Продуман город ювелирно:

Текут в каналах воды смирно;

Постройки лучших мастеров

Связали сорок островов,

А между них Нева бурливо

Несётся к Финскому заливу.

Л: сегодня мы с вами совершим прогулку по рекам Санкт-Петербурга.

Основная часть.

  1. Дети садятся на стульчики, изображающие кораблик. Презентация. Музыка (Трек 2).

Л: Дети, на чём мы можем совершить путешествие по рекам Санкт-Петербурга?

Д: мы можем путешествовать на лодочке, на катере, на кораблике.

Л: мы поплывём на кораблике.

- Упражнение на развитие дыхания, длительного выдоха. (Трек 2).

Дети дуют через соломинки на бумажные кораблики в тазах с водой. Следим за правильным вдохом через нос.

Л: что мы делали?

Д: мы запускали бумажные кораблики.

  1. – Упражнение «Зрительный лабиринт» - путешествуем глазами за лазерной указкой по схеме рек центра Санкт-Петербурга. (Презентация – схема рек СПб).

Л: Ребята, по какой реке мы путешествуем?

Д: мы плывём по реке Фонтанке.

Л: через какие мосты мы проплываем?

Д: мы проходим под мостом Ломоносова, АнИчковым мостом, доплыли до Инженерного моста, который соединяет реки Фонтанку и Мойку.

Л: до какого памятника мы добрались, который находится около Инженерного моста?

Д: мы добрались до Чижика-Пыжика. (Презентация – Чижик-Пыжик).

  1. – Упражнение на развитие мелкой моторики и ловкости. Дети кидают монетки на постамент Чижика-Пыжика и загадывают желание, если попадут. (Музыка. Трек 3).

Л: ребята, что любят делать жители и гости нашего города около Чижика-Пыжика?

Д: люди кидают монетки в Чижика-Пыжика, чтобы загадать желание.

Дети кидают монетки, загадывают желания.

Л: что мы делали?

Д: мы кидали монетки и загадывали желание.

  1. – Упражнение на развитие фонематических функций.

Дети сидят на стульчиках-кораблике.

Л: ребята, а я загадала желание, чтобы вы правильно выполнили следующее задание. Прочитайте слово по первым звукам названий картинок: музей, остров, собор, танк. (Презентация).

Д: первый звук в слове «музей» - «м». и т.д.

Д: получилось слово «мост».

  1. – Речь с движением (стихотворение с элементами психогимнастики).

Л: прочитайте стихотворение про мосты и покажите его движениями рук.

Д: Есть в Питере другое диво…

Как это зрелище красиво!

В определённый час ночной

Мосты, что дремлют над Невой,

Проснутся, тяжело вздохнут

И к небу руки вознесут.

  1. – Упражнение на развитие фонематических функций (анализа). Дети с помощью сигналов выкладывают схему слова «мост»: СГСС. Разбор слова «мост»: какой первый звук, сколько гласных, согласных, сколько всего звуков в слове, и т.д.?
  2. – Упражнение на биоэнергопластику. Дети сидят на стульчиках-кораблике.

Л: покажите руками все звуки слова «мост».

Д: «М» - смыкание 4 пальцев к большому. «О» - сомкнуть перед собой округлённые руки. «С» - кисти рук полусогнуты, пальцы расставлены, движения кистью вправо-влево. «Т» - пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

  1. – Упражнение на общую моторику и развитие грамматического строя речи, формирование связной речи.

Дети по очереди проходят по буму. Это – мост.

Л: давайте пройдём по мосту.

Д: Мы к мосту подошли, мы на мост зашли, мы по мосту прошли, мы мост перешли, мы с моста сошли, мы от моста отошли.

  1. – Упражнение на развитие лексического строя речи, мелкой моторики. Игра «Протяни верёвочки от статуй к их мостам». (Музыка. Трек 4).

Логопед надевает детям шапочки с изображениями кому-то мостов, кому-то статуй с них. Дети должны завязать верёвочки между подходящими друг к другу изображениями и протянуть их.

Д: грифоны находятся на Банковском мосту на канале Грибоедова. Львы находятся на Львином мосту на канале Грибоедова. Кони находятся на Аничковом мосту на реке Фонтанке.

  1. Физминутка. (Трек 5. Шум волн), (Презентация).

Л: вот мы приплыли к Неве. Давайте прочитаем про неё стихотворение и покажем с помощью лент, как плещутся волны в этой реке.

Д: под стихотворение машут лентами.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несёт Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

  1. – Упражнение на речь с движением (психогимнастика).

Л: Дети, что же мы видим с Невы? Прочитайте стихотворение, покажите его руками.

Д: Есть в Петербурге чудо-сад,

Украшен кружевом оград.

Дворец в нём есть царя Петра,

И статуи, как божества

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад… (Летний сад).

Л: что видно с Невы?

Д: с Невы хорошо видно решётку Летнего сада. (Презентация). 

  1. – Упражнение на развитие мелкой моторики.

Л: на зеркале зубной пастой дорисуйте решётку Летнего сада. (Музыка. Трек6).

Дети зубной пастой дорисовывают на зеркале решётку Летнего сада.

           

             Заключительная часть.

Логопед: давайте  с вами завершим нашу прогулку в Летнем саду. Погуляем там. Мы в следующий раз совершим путешествие в Летний сад. А сейчас поговорим о том, чем мы занимались сегодня?

Д: Мы путешествовали по рекам Санкт-Петербурга. Составляли схемы слов, делали упражнения руками под стихотворения. Знакомились с реками и мостами Санкт-Петербурга. Слушали музыку. Запускали кораблики, кидали монетки, загадывали желания.

Л: оценивание детей, похвалы.

Награждение детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации "Мосты Санкт-Петербурга".

Я создала презентацию по ознакомлению детей подготовительной группы с мостами нашего города. Показывая фотографию моста, я даю краткое описание его, в чём его особенностсть, почему он так называется. ...

Конспект НОД "Мосты Санкт - Петербурга"

Конспект занятия по петербурговедению с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Мосты Санкт-Петербурга» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цели: познакомить детей  с разными видами мостов.Задачи:образовательные:обогащать представления детей об истории возникновения города Санкт-Петербург;познакомить детей с разными видами мостов (ар...

Конспект занятия в старшей группе с ИКТ Тема:Мосты Санкт-Петербурга

Дать представление детям о своем родном городе....

Конспект НОД в подготовительной группе «Мосты Санкт-Петербурга»

Конспект НОД  в подготовительно группе по теме: "Мосты Петербурга"...

Уважаемые родители советуем вам совершить удивительное путешествие с детьми к мостам Санкт -Петербурга. Выберите мосты и в путь.

Санкт-Петербург не зря называют Северной Венецией. Приблизительно, общая длина рек, протоков и каналов Санкт-Петербурга составляет 300 км, в городе так же имеются около 100 водоемов (оз...

Картотека стихов и загадок о реках и мостах Санкт-Петербурга

Картотека поможет воспитателям, педагогам при подготовке к занятию по ознакомлению старших дошкольников с реками и мостами Санкт-Петербурга....