Главные вкладки

    Консультация для родителей "Нормы речевого развития"
    консультация по логопедии (младшая группа) на тему

    Кожара Юлия Сергеевна

    В публикации раскрыты для родителей детей раннего возраста нормы речевого развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл normy_rechevogo_razvitiya.docx867.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/044e/0000eead-f1a0c32f/hello_html_42994321.jpg

    Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

    Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни.

    Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин).

    Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз.

    В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова.

    В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

    Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

    Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов»,

    Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/044e/0000eead-f1a0c32f/hello_html_42994321.jpg

    из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

    Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

    • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
    • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
    • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

    Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

    К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

    • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
    • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
    • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
    • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
    • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.http://gameraft.ru/wp-content/uploads/2014/10/dlya-roditelej-v-detskom-sadu.jpg

            

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/044e/0000eead-f1a0c32f/hello_html_42994321.jpg

    Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

            Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

    • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
    • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
    • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
    • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
    • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
    • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

    Самостоятельная диагностика задержки речи

            Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет.

            Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

    • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
    • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
    • https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/044e/0000eead-f1a0c32f/hello_html_42994321.jpg
    • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул; ребёнок ловит мяч
    • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
    • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

    Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

    • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
    • умеет ли перешагивать через предметы;
    • как он ловит мяч,
    • умеет ли он лазать;
    • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
    • может ли застёгивать пуговицы,
    • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

    При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

    Упражнения для профилактики речевого развития

    Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/044e/0000eead-f1a0c32f/hello_html_42994321.jpg

    исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

    Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения.

    Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

    Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

    • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
    • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
    • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
    • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
    • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

    Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f2f/0000845e-da4254b2/hello_html_50641d81.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

    Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

    Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

    В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

    Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"

    Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...

    Консультация "Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников"

    В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников. Сообщение об особенностях речи детей разного возраста м...

    Консультация для родителей: «Речевое развитие трёхлетних детей»

    Данная консультация раскрывает нормы речевого развития ребёнка  трёх лет и подскажет  родителям, как помочь своему малышу!...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «Речевое развитие детей младшего возраста» «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду» / Е.И. Тихеева/

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. ...