Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
консультация на тему
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов дошкольных учреждений
«Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
МБДОУ «Детский сад №10 «Брусничка»
Э.Р. Наурусова
Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.
"Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.
Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.
Обучение детей предполагает:
- Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
- Объяснение их значения.
- Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
Основная цель технологии:
- Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи технологии:
- Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
- Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
- Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
- Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
В основу технологии положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей старших дошкольников;
- у детей к 5-6 годам складывается в не ситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;
- к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
- Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
- Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.
Особое внимание уделяется:
- беседам с детьми;
- использованию художественного слова;
- комплиментам, как одному из видов поощрения;
- проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
- драматизации отдельных произведений.
Принцип сочетания различных форм организации деятельности:
- совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей - непосредственная образовательная деятельность, занимательное дело; образовательная деятельность в режимные моменты в которых осуществляется решение поставленных задач.
Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
- Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
- Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
- I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.
- II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
- введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
- формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.
Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
- III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
- Перспективный план работы, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями.
Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:
- формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания);
- с разными собеседниками: взрослыми и детьми;
- в разных видах деятельности: совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельной деятельности детей.
Литература:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации-2-е изд.,исп,и доп.М.: Мозаика-синтез, 2006 .
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд.,исп,и доп.М.: Мозаика-синтез, 2006 .
- Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию (старший дошкольный возраст). Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007 Петрова В. И., Мтульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: М.: Мозаика - Синтез, 2011.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд.,исп,и доп.— М.: Мозаика-Синтез,2006.
- Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/28/picture-894421-1488310099.jpg)
Консультация для педагогов Особенности познавательной сферы и личностного развития дошкольников с ОНР
В настоящее время дошкольники с недостаточным речевым развитием составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Поэтому проблема сопровождения дошкольников с ОНР является...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/26/picture-657998-1440606713.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Влияние классической музыки на развитие дошкольника"
Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни, и в особенност...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071339-1539855007.jpg)
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1010229-1586358359.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/23/picture-1295166-1616524070.jpg)
Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497276-1413311835.jpg)
Консультация для педагогов "Трудовое воспитание дошкольников и речевое развитие. Точки соприкосновения"
Материал заимствован из журнала "Молодой ученый". Раскрываются особенности влияния трудового воситания на речевое развитие. Достаточно подробно раскрываются точки соприкосновения и точки рос...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/02/picture-1435569-1669971973.jpg)
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...