Главные вкладки

    Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
    план-конспект занятия на тему

    Кобцева Елена Алексеевна

    Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4.docx102.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 станица Новопокровская муниципального образования Новопокровский район

    Консультация для педагогов дошкольных учреждений

    «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

    Выполнила:

    Кобцева Елена Алексеевна

    2017 г.

    Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

    "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.

    Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.

    Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

    Культура речевого общения – это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

    Культура речевого общения дошкольника – это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

    Обучение детей предполагает:

    • Введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
    • Объяснение их значения.
    • Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

    Основная цель технологии:

    • Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

    Основные задачи технологии:

    • Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.
    • Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
    • Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.
    • Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

    В основу технологии положены следующие принципы:

    • учет возрастных особенностей старших дошкольников;
    • у детей к 5-6 годам складывается в не ситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;
    • к старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.
    • Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.
    • Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.

    Особое внимание уделяется:

    • беседам с детьми;
    • использованию художественного слова;
    • комплиментам, как одному из видов поощрения;
    • проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;
    • драматизации отдельных произведений.

    Принцип сочетания различных форм организации деятельности:

    • совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей - непосредственная образовательная деятельность, занимательное дело; образовательная деятельность в режимные моменты в которых осуществляется решение поставленных задач.

    Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.

    • Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
    • Принцип этапности работы, на основе которого были выделены три этапа:
    • I этап: подготовительный (предварительный), в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.
    • II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:
    • введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;
    • формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.

    Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

    • III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.
    • Перспективный план работы, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями. 

    Таким образом, содержанием формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста является:

    • формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения (приветствия, прощания, благодарности, поощрения сопереживания);
    • с разными собеседниками: взрослыми и детьми;
    • в разных видах деятельности: совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельной деятельности детей.Страница-1

    Литература:

    1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации-2-е изд.,исп,и доп.М.: Мозаика-синтез, 2006 .
    2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд.,исп,и доп.М.: Мозаика-синтез, 2006 .
    3. Есаулова Н.А. Конспекты занятий по красноречию (старший дошкольный возраст). Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007 Петрова В. И., Мтульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: М.: Мозаика - Синтез, 2011.
    4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд.,исп,и доп.— М.: Мозаика-Синтез,2006.
    5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    6. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Просвещение, 1996.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

    Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

    «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»  Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...

    Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

    В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....

    Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

    Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....

    Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

     Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...