Консультация для педагогов Тема: «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)

Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его

духовного и физического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 муниципального образования

Усть-Лабинский район

Консультация для педагогов

Тема:  «Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ»

                                                                                                              Воспитатель:

Курмилёва Л.Н.


  Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его

духовного и физического развития.

Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств

обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

  Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенка.

   Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
 Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде
возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.

 

Требования к предметно-развивающей речевой среде:


Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;


Трансформируемость пространства;


Полифункциональность материалов;

Вариативность среды;

Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий,
обеспечивающих все основные виды деятельности);


Безопасность
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы

 Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную
направленность. Качества речи педагога: правильность, точность,
логичность, чистота, выразительность.

«В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую
очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои
важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Группы должны быть оснащены
современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.

Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи

     На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на
поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.
    На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые
инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для
определения звучащих инструментов и т.д.
    Дидактические игры для активизации словаря;
     Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок,
разные виды театра, литературные уголки;
    На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Речевая развивающая среда первой младшей группы

- грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
- самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).

Речевая развивающая среда второй младшей группы

- грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
- методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение); организация деятельности детей с целью -стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок,
игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.

 Речевая развивающая среда средней группы

- грамотная речь педагога;
- методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
- методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
- активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
- организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп
- грамотная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений;
- умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей;
- трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к
пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
-организация восприятия с последующим обсуждением).


 Создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования
детского словотворчества и повышения качества детских
речевых высказываний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...

Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

 Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при п...

Консультация для педагогов тема: «Организация предметно-развивающей среды в группе, способствующей сенсорно-математическому развитию дошкольников»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так да...

Педагогический проект на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС».

Педагогический проектна тему«Организация  развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с  ФГОС»....

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии дошкольников».Подготовила: старший воспитатель Курбанова А.В Одна из важных задач современного д...

Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»

Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»...