Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"
консультация на тему
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razviv.esteticheskaya_sreda.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно - пространственная среда – это комплекс эстетических, психологических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на ребенка. Для этого необходимо создать определенные условия.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
· Иметь привлекательный вид;
· Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
· Снимать утомляемость;
· Положительно влиять на эмоциональное состояние;
· Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
· Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
В настоящее время развитие творческих способностей занимает значительное место в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Детям присуща способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, полное красок, движения, звуков, целое. В ДОУ, в ходе различных видов деятельности, дети и получают знания об искусстве, знакомятся с различными его видами, что дает детям возможность эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов, обеспечивающая разностороннее развитие и воспитание ребенка. В связи с этим необходимо учитывать некоторые требования, общие для организации предметно-развивающей среды в рамках различных направлений развития:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна способствовать развитию собственной активности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, мобильность предметно-развивающей среды.
3. Объекты предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Для наиболее успешной реализации художественно-эстетического направления развития следует предусмотреть сектор художественного творчества и сектор музыкально-театрализованной деятельности, которые интегрируются между собой и дополняют друг друга. Наполнение данных секторов может быть различным, в соответствии с образовательной программой ДОУ, календарно-тематическим планированием и возрастными особенностями детей.
Целью центров искусства является формирование творческого потенциала детей, эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь дети получают возможность знакомиться с новыми материалами, обогащаются их тактильные ощущения. В этих центрах дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги.
Исходя из задач данных образовательных областей, в секторах должны быть представлены различные музыкальные инструменты, доступные детям определённого возраста, необходимые атрибуты для театрализованной деятельности (игрушки настольного, пальчикового театра и т. д., материалы для художественного творчества. Очень важно, чтобы все материалы и атрибуты должны находиться в доступном для детей расположении, чтобы дать им возможность проявлять собственную активность и самостоятельно действовать с ними.
В группе должна быть создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
Центр художественно-эстетического развитие стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина.
-В центре творчества должны быть размещены бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон для аппликации, цветные карандаши, фломастеры, трафареты, лекала и различные линейки, а также природные материалы (засушенные листья, семена растений, желуди, каштаны, крупы и т.д.), пластилин. Это способствует разнообразным проявлениям самостоятельного творчества детей. Здесь же представлены красочные книги по детскому творчеству, где дети могут посмотреть образцы аппликации, поделок из пластилина и природных материалов; альбомы произведений известных художников; меняющиеся выставки детских работ, выставки народного творчества; представлена коллекция образцов народного декоративного искусства и небольшое собрание красочных книг и иллюстраций о народном творчестве; игры на развитие мелкой моторики рук.
Сектор музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Здесь дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
Музыкальный сектор должен быть оснащен:
Музыкальными инструментами фабричными и самодельными: металлофон, бубен, барабан, балалайка и т.д.
• Музыкально-дидактическими играми
• Атрибутами к подвижным музыкальным играм:
• Народными музыкальными инструментами: шумелками, деревянными ложками, птичками-свистульками
• Шумовыми инструментами для детского оркестра.
• Ленточками, цветными платочками, яркими султанчиками - атрибутами к танцевальным импровизациям по сезону.
• Ширмой настольной и набором игрушек.
• Фотоальбомом, текстами песен, музыкальными открытками и книгами.
• Магнитофоном и дисками с записями классической и народной музыки, звуками природы, различными сказками.
Сектора ряженья и различные виды театров, музыкальные стимулируют индивидуальные творческие проявления, позволяют ребенку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, помогают реализовать потребность в положительных эмоциях, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании, сопереживании.
Здесь находятся следующие материалы:
- театр настольный;
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
- персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
- уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
- для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Таким образом, предметно-развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического направления развития детей должна быть организована с учетом определенных требований, а также развития творческих способностей детей.
Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Конспект занятия по изобразительной деятельности: “Сказочные деревья”
Задачи: Научить детей передавать вымышленный образ дерева в своём рисунке, его характер посредствам использования различных оттенков и цветовой гаммы тёплых и холодных цветов. Закреплять умение самостоятельно выбирать изобразительный материал и технику исполнения. Развивать воображение и творчество.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу входит воспитатель в образе волшебницы.
– Здравствуйте ребята? Вы меня узнали? Я волшебница! Ребята, вы любите слушать сказки? А за что вы их любите? Вы правы, в сказках всегда есть чудеса, превращения, колдовство. А вы хотели бы стать волшебниками? Я знаю секрет, благодаря которому, каждый может им стать. Хотите его узнать? Мой секрет прячется вот в этой волшебной дудочке, он называется фантазия. Сейчас я дуну в дудочку, и фантазия окажется у каждого из вас, но она не видимая, её можно только почувствовать в своём воображении, то есть вы сможете придумывать, то чего нет на самом деле. А сейчас закройте глазки, и прислушайтесь, (дую в дудочку). Почувствовали? Но это ещё не всё, чтобы стать самыми лучшими волшебниками, нужно немного поучиться. Я приглашаю вас в школу лесных волшебников, (дети проходят на импровизированную полянку, украшенную цветами, садятся). Ой, что случилось? Я этого никак не ожидала (обращаю внимание детей на цветной лист ватмана с прикрепленными к нему шаблонами белого цвета). Мои деревья, совсем белые, а ведь они были такими красивыми! Я всё поняла! Это злой волшебник решил надо мной подшутить. Но что же мне теперь делать? Я одна не смогу превратить все эти деревья, ведь они были не обычные, а сказочные! Деревья умели танцевать, разговаривать. Моей волшебной силы не хватит на всех. Мои маленькие волшебники, вы мне поможете? Расскажите мне, пожалуйста, чем могут отличаться сказочные деревья от настоящих? Какие его части мы можем изменить, превратить? Правильно, мы можем изменить ветки, ствол, листву. Еще можем добавить не существующие детали. Совместить его с предметом или животным. А чтобы вам было легче фантазировать, каждый для себя придумай те предмет или животное. Ответьте на вопрос, какой он? Например, я загадала кошку, она пушистая и рыжая, значит и дерево моё будет пушистое и рыжее. Превращать деревья мы будем с помощью нетрадиционных техник. Какие вы знаете? Вы уже знаете технику кляксографию, оттиск листьями, печатками из картофеля, ластика, восковые мелки и акварель. Рисовать будем не только обычными цветами, но и их оттенками. Какие оттенки вы знаете? А с помощью чего мы можем передать настроение дерева в рисунке? Какие цвета мы можем назвать холодными, а какие тёплыми?
Игра “Холодный – тёплый”.
– А теперь приступайте к волшебству. Дети рисуют на шаблонах, под спокойную музыку. По мере выполнения прикрепляют на цветной ватман. – Какие вы молодцы! Вот как быстро ми все вместе справились с заданием. Посмотрите, какие разные деревья получились. Как вы думаете, какое настроение, у этого дерева? Почему вы так решили? А это дерево можно назвать сказочным? Почему? – Молодцы! Вы все стали настоящими волшебниками. Благодарю вас за помощь! Злой волшебник теперь лопнет от злости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...
консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по БДД в ДОУ»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке....
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Консультация для педагогов "Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей" (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г.В.)
Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей...
Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении".
Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении"....
Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»
Консультация для педагогов «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»...