Консультация для педагогов "Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей" (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г.В.)
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Роль предметно-развивающей среды в преодолении общего недоразвития речи у детей

(из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г.В.)

Одним из условий полноценного развития личности ребенка является организация предметно-развивающей среды. Это подтверждается исследованиями психологов: на развивающийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда.

Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, становится особенно актуальна в работе с детьми с нарушением речи. Поэтому в соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ОНР в групповой комнате мы стараемся рационально расставлять мебель, выделять разнообразные уголки с использованием подвижных ширм-перегородок. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.

Отставание от нормы в развитии речи у данной категории детей проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Довольно часто, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Для них мало доступен рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.

Таким образом, экспрессивная речь детей может служить средством общения лишь в особых условиях: для этого детям требуются постоянная помощь и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поучительных суждений. Лишь в редких случаях дети сами являются инициаторами общения. Как правило, они не общаются со сверстниками, не обращаются с вопросами ко взрослым, не сопровождают рассказами игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность речи. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Второе условие для речевой практики — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

В зависимости от характера отклонений в развитии детей выделяются специфические задачи и требования к набору дидактического материала. Имеются и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

Чтобы систематизировать все виды работы по развитию речи, в групповой комнате оборудовали уголок развития речи, где подобрали методические материалы для педагогов и подобрали различные атрибуты для проведения разных видов занятий с детьми. Все пособия мы распределили по разделам: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.

Особо хочется остановиться на использовании дидактических игр и упражнений для развития речи.

Для обогащения словаря детей мы используем иллюстративно-графический материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются с предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми стараемся включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Даем предметы для речевого описания. Чтобы у ребенка сформировалось представление о предмете, а только затем используем картины, муляжи, модели и схемы.

Для организации различных форм речевой деятельности применяем кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений. В группе мы совместно с родителями сделали подборку мнемотаблиц на стихотворения различной тематики, так как использование мномотаблиц помогает запомнить детям логическую последовательность образов, а это способствует заучиванию стихотворных текстов в игре весело и надолго.

Также в группе у нас есть библиотека, видиотека, наборы фильмов, которые успешно используем в работе по развитию речи детей.

Учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, повышенное внимание уделяем обогащению речевой микросреды. Так, дети, не мешая друг другу, одновременно могут рассматривать и классифицировать карточки с изображением животных, птиц, растений, решать кроссворды и рассматривать альбомы. Библиотечка с набором художественной литературы по изучаемым темам, серия игр развивающего характера, разнообразные игры по освоению элементов грамоты, развитию звукопроизношения помогают ребятам познавать окружающий мир и совершенствуют их речь, делая ее более содержательной и выразительной. Весь игровой материал мы стараемся эстетически оформить. Такие игры позволяют не только решать проблемы развития речи, но и развивать внимание и память, поэтому каждая коробочка и карточки в ней выдерживаются в определенной световой гамме. Для развития слухового анализатора применяем слуховые коробочки, с помощью которых дети определяют на слух, что в них находится: горох, пшено и др.

На занятиях мы с воспитателями уделяем большое внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей – согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого используем различные упражнения, связанные с лексическими темами; задания на отвинчивание и завинчивание пробок различных конфигураций; штриховки контуров, расположенных на клетках тетрадей; применяем пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо, вкладыши.

Для повышения познавательной активности детей стараемся, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие развитию их интеллекта, знакомство с языком музыки, движение с художественным словом. В группе организована художественно-творческая микросреда с различным материалом: пособиями с использованием фланелеграфа, масками сказочных героев, музыкально-дедактическими играми, музыкальными инструментами. В особом сундучке хранятся предметы ряженья: шляпы, кулоны, бусы, короны и др. Все эти материалы побуждают ребят к включению в игру, речевому общению и творческой деятельности. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

Учитывая недоразвития эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР, стараемся соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников. Организуя деятельность детей, следим, чтобы каждый ребенок во время работы с материалами имел свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике, за индивидуальным столом. Игрушки, развивающая игровая среда являются средством получения не только новых знаний, но и применения их на практике, то есть в игре. Успешная организация такого игрового пространства способствует использованию предметно-игровых сред – «Лего», «Квадро», «Либерти», «Модуль-игра» и др. С их помощью дети могут перестраивать игровое пространство, создавая постройки и наделяя их той или иной функцией.

Эффективное упражнение для развития речевого общения детей – работа перед зеркалом с переодеванием и общением самим собой. Это может быть особенно интересно для детей с нарушением психо-эмоциональной сферы. Детям предлагаются задания типа «Расскажи стихотворение», «Расскажи о себе», «Спой песню». Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

Мы считаем, что важную роль в организации речевой деятельности играет проведение литературных салонов. Здесь дети   слушают   записи произведений,   выступают   сами,   демонстрируют   перед   родителями   и воспринимают образцы красивой литературной речи.

Очень нравятся детям вечера шуток, юмора, смеха, вечера задушевных бесед и воспоминаний о праздниках, прошедших в детском саду, летнем отдыхе, семейных праздниках, экскурсиях и походах с просмотром фотографий. Подобные беседы благоприятно влияют не только на развитие речи, но и на совершенствование речевого общения. В свойственной им атмосфере психологического комфорта, непринужденности и общего позитивного настроя у участников естественно усиливается эмоциональная окрашенность речи, появляется свобода изложения, возникает непроизвольный интерес к обмену информацией. Ведь поделиться приятными воспоминаниями с друзьями — значит не только найти у них положительный отклик в конкретной ситуации, но и стать ближе и понятнее друг другу. А это и есть путь к становлению свободной коммуникативной речи как средства активной социальной адаптации.