Консультация для педагогов Особенности познавательной сферы и личностного развития дошкольников с ОНР
консультация по коррекционной педагогике по теме

Мусурчак Ольга Александровна

     В настоящее время  дошкольники с недостаточным речевым развитием составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Поэтому проблема сопровождения дошкольников с ОНР является значимой и актуальной во взаимодействии педагогов со специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 124

Консультация для педагогов

 

«Особенности познавательной сферы и личностного развития

дошкольников с ОНР (общим недоразвитием речи)»

Подготовил:

педагог-психолог О.А. Мусурчак

Калининград

2016

     (Слайд 1) В настоящее время  дошкольники с недостаточным речевым развитием составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Поэтому проблема сопровождения дошкольников с ОНР является значимой и актуальной во взаимодействии педагогов со специалистами.

     Если кратко, под термином «общее недоразвитие речи» понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

     В младшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, прежде всего, выявляется диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие этих детей опережает развитие речи. Находясь на первом уровне речевого развития и почти не владея словесными формами общения, эти дети отличаются:

 - эмоционально избирательным отношением к окружающему;

-  у них рано формируется критичность к своей речевой недостаточности;

- проявляется выраженный интерес и стремление к познавательной деятельности.

(Слайд 2) Несмотря на несколько замедленный темп интеллектуального развития в сравнении с возрастной нормой, у детей с ОНР постепенно формируются обобщенное мышление, функция сравнения, появляется возможность выделения предметов по их существенным признакам. Дети с общим недоразвитием речи хорошо используют элементы помощи, способны применять приобретенные знания в новой ситуации. Но детям данной категории всё же требуется помощь во время формирования у них обобщённого образа действия и обобщенного мышления.

 Недостаточность обобщённого, абстрактного мышления выявляется прежде всего в неспособности ребёнка с общим недоразвитием речи установить сходство и различие между предметами и явлениями по существенным признакам, в затруднениях при выполнении заданий на классификацию и выделение четвертой лишней картинки, в непонимании основного смысла рассказа, в больших трудностях формирования абстрактного счёта.

Интеллектуальные возможности часто оказываются крайне неравномерными: отчётливо выявляется диссоциация в выполнении речевых и безречевых заданий. Многим детям с ОНР требуется больше времени для овладения абстрактным счётом и решении арифметических задач.

  Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

У детей с ОНР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. У детей с ОНР наиболее всего страдает абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение. Дети с ОНР с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

     В целом, по данным И.Т. Власенко, мышление детей с ОНР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении какого-либо задания дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью.

     (Слайд 3) Для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна также недостаточная сформированость и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут восприниматьв  полном объёме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности.

О.Н. Усанова (1980) выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:

        - нарушения концентрации внимания как следствие утомления;

        - неадекватные колебания внимания;

    - ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные  её элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;

   - «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребёнок не может сосредоточиться на существенных признаках, из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;

   - персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладевания знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти (Слайд 4). У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

У детей с общим недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объёма и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счёт побочных факторов.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивает произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать, и оно coхраняется в течение длительного времени.

     (Слайд 5) Сенсорное развитие детей с нарушениями речи так же имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.

Слуховое восприятие детей с ОНР – слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство – также формируется у детей данной категории со значительной задержкой.

Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формирование личности (Слайд 6). Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития детей с ОНР, О.А. Слинька отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятного взаимоотношения в группе сверстников. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации, особенностях поведения.

Личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности (И.Ю. Левченко, 2003).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья ...

Консультация для педагогов: «Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных перегрузок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

В консультации рассматривается эмоциональное развитие дошкольника, причины напряжения и их профилактика, посредством игр и упражнений. Так же указан тест на проверку психологической комфортности ...

Консультация для педагогов «Роль сказки в социально-личностном развитии младших дошкольников»

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уров...

Консультация для педагогов "Подвижные игры для социально-личностного развития детей дошкольного возраста"

Данная консультация предназначена для педагогов. В ней раскрыты подвижные игры, направленные  на социально-личностное развитие дошкольников....

Консультация для воспитателей «Особенности познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит во...

Консультация для педагогов «Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте развитие познавательного характера имеет свои особенности, связанные с возрастной спецификой детей дошкольного возраста....