рабочая программа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Елена Романенкова

Представлена Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет(включительно) в рамках логопедического сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.docx76.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 «Солнышко» города Смоленска

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет (включительно)

в рамках логопедического сопровождения

 Составитель: учитель-логопед

1-ой квалификационной категории – Романенкова Е.В.

Смоленск 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

  • Нормативно-правовая база организации образовательного процесса
  • Цели и задачи реализации Программы
  • Принципы дошкольной коррекционной педагогики, реализуемые в Программе
  • Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет.

Целевые ориентиры освоения детьми с ОВЗ коррекционно-развивающей программы

  • Целевые ориентиры освоения программы детьми с ФФНР
  • Целевые ориентиры освоения программы детьми с  ОНР
  • Целевые ориентиры освоения программы детьми с системным

недоразвитием речи

2. Содержательный раздел

  • Организационно-педагогические условия реализации программы
  • Порядок комплектования детей для логопедической коррекции
  • Направления работы учителя-логопеда
  • Содержание  логопедической работы с детьми с ФФНР
  • Характеристика нарушения
  • Основные направления работы
  • Перспективный план логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи
  • Содержание логопедической работы с детьми с ОНР
  • Характеристика детей  ОНР III и IV уровня
  • Основные направления работы
  • Перспективный план логопедической работы по устранению общего недоразвития речи
  • Содержание логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи
  • Характеристика детей  с системным недоразвитием речи
  • Основные направления работы
  • Перспективный план логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у детей

3. Организационный раздел

  •  Календарно-тематическое планирование
  • Календарно-тематический план логопедической

работы (ФФНР)

  • Календарно-тематический план логопедической

работы (ОНР III-IV)

  • Календарно-тематический план логопедической

работы (системное недоразвитие речи)

  • Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
  • Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

4. Литературно-методическое обеспечение коррекционно-логопедической работы

5. Тезаурус

6. Приложение

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

В МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ОП ДО определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, с учётом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей (законных представителей), социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.      

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи. В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.

Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально - личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда дошкольной образовательной организации. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя- логопеда рассчитана на 2015-2016 учебный год и предназначена для детей 6– 7 лет(включительно) с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, системное недоразвитие речи), зачисленных решением ТПМПК и ПМПк ДОУ на логопедическую коррекцию.

Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса. С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда по логопедической коррекции в ДОУ.

Нормативно-правовая база организации образовательного процесса

Международно-правовые акты:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1959г.);

Законы РФ:

  • Конституция РФ от 12.12.1993г.;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 14.07.1998г. №124-Ф-3;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;

Документы Федеральных служб:

  • СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. (СанПиН 2.4.1.3049-13);
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г.регистрационный №30384 от 14 ноября 2013г. Министерства юстиции РФ);
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно -  эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»»;
  • Положение об организации работы логопедического пункта в МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко»;

В основу логопедической работы (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены традиционные, классические  программы:

  • Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей (для дошкольников старшей и подготовительной группы) Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина - М.: Просвещение, 2010.
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей. Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова - М.: Просвещение, 2010.
  • Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Сост.: Г.А. Каше, Т.Б.Филичева - М.: Просвещение, 1978.
  • Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Н.В.Нищева - СПб.: 2006.;
  • Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2001.
  • 2.Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.

Цель программы – создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ, способствующего максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Достижению данной цели будут способствовать задачи:

  • раннее выявление детей, имеющих отклонения в речевом развитии, учет детей с нарушениями речи;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными нормами; умением различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам; самостоятельным выполнением звукового анализа и синтеза слов; умением грамматически правильно оформлять собственные высказывания;  
  • развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, как социализация ребенка;
  • формирование компонентов устной речи у детей
  • развитие речевого творчества;

 В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы  дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого  дизонтогенеза;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и  выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
  • принцип развивающего подхода, основывающийся на идее Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»;
  • принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  • принцип сознательности и активности детей;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и  двигательных образов детей.


 Характеристика возрастных особенностей детей 6-7лет.

6-7 лет – период активного познания, творчества, общения, подготовки к школьному обучению. Ребенок проявляет познавательные интересы, интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Он способен к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способен проявить настойчивость, преодолевать трудности.

Возраст 6-7 лет – период активного созревания организма. Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес – 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством развития речи, мышления и подготовки к письму.

Повышается ловкость, быстрота, сила, точность, координация движений, дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде, способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. П.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Восприятие продолжает развиваться, становится осмысленным. Но у детей 6-7 лет могут встречаться ошибки при необходимости учета одновременно нескольких различных признаков. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2).

Развивается зрительно-пространственное восприятие: дети способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т. П.): определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. П.), различать и выделять буквы и цифры.

Память. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, в результате чего появляются элементы произвольной памяти. Ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Целесообразно в этот период обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

В 6-7 лет преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания (до 20-25 минут), объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Но быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой ребенку еще достаточно трудно, требуется дополнительное время и инструкция взрослого.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений (на первых этапах – с помощью взрослого). Дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. Обогащается словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. Д.

Дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов, обладают хорошим словарным запасом, грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать.

В этом возрасте очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания. Причем не только эмоциями, но и словами, предложениями, в которых может быть важным каждое слово. Расширить словарь ребенка, развить его логическое и образное мышление поможет знакомство с пословицами и поговорками,

объяснение их смысла.

Воображение. Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется активизацией функции воображения – в начале воссоздающего, а затем и творческого. Этот период – сензитивный для развития фантазии. В то же время отмечается снижение скорости развития воображения по сравнению с периодом 5-6 лет.

Планируют свои действия, предвосхищают результат и следят за действиями партнера. Игровое пространство детей 6-7 лет усложняется. Именно в процессе игры развиваются необходимые в школьной жизни психические процессы: внимание, память, логическое мышление, речь. Старшие дошкольники стараются четко придерживаться правил игры и контролируют их выполнение другими участниками. Одна и та же игра может продолжаться в течение дня или даже занимать несколько дней.

Представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью и могут игнорироваться ребенком под влиянием оценочных воздействий взрослого. Но по мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и в 5-7 лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему его личным опытом.

   Для социального развития детей 6-7 лет характерным является умение общаться со сверстниками и взрослыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; умение управлять своим поведением (знание границ дозволенного). Однако нередко дети экспериментируют, проверяя,

нельзя ли расширить эти границы.

Дети 6-7 лет стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. У ребенка проявляется познавательный интерес к миру.

Развивается творческий потенциал и способности, появляется желание заниматься творческими видами деятельности (способность к сочинительству и творческому перерабатыванию текстов).

   Дошкольник способен сосредоточиться не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая требует некоторых волевых усилий. Однако произвольная сфера сформирована не полностью. К семи годам ребенок может сосредотачиваться на 35-40 минут. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. У ребенка могут формироваться такие интегративные качества, как инициативность и самостоятельность.

   Ребенок в 6 лет быстро утомляется при однообразной деятельности, поэтому необходимо обеспечить ему разнообразную деятельность. Но, помня о трудностях переключения внимания, необходимо подвести ребенка к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом.

Возрастной период 6-7 лет завершает дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться

Целевые ориентиры освоения детьми с ОВЗ коррекционно-развивающей программы

Целевые ориентиры освоения программы детьми с фонетико-фонематическом недоразвитием речи

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;        
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез

     Целевые ориентиры освоения программы детьми ОНР

       

  • уметь оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи
  • уметь различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • уметь называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  •  уметь находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  •  знать и уметь производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками рассказа, пересказа
  •  грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал

Целевые ориентиры освоения программы детьми с системным

недоразвитием речи

  • проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
  •  понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
  •  понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.
  • воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
  • воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов

2.Содержательный раздел

Организационно-педагогические условия реализации Программы

Алгоритм выявления детей с ОВЗ

Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:

  • проведение психолого - медико – педагогического анализа индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
  • определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
  • определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
  • определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах.
  • проектирование индивидуальной программы реабилитации к условиям МБДОУ.
  • организация развивающей предметно-пространственной среды.

Порядок комплектования детей для логопедической коррекции

Структура дефектов у дошкольников неоднородна.  

Для логопедической коррекции зачисляются дети ОВЗ, имеющие следующие речевые заключения:

- дети с фонетико-фонематическим нарушением речи с дизартрич. компонентом

- дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР I, II и III уровней, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, системное недоразвитие речи), и с другими отклонениями в развитии (задержкой психического развития, нарушением зрения, слуха, интеллекта и т.д.).

Эти дети направляются на городскую ТПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в детском саду компенсирующего вида (компенсирующей направленности) или для логопедической коррекции в МБДОУ.

   Формами организации коррекционно-развивающей работы являются микрогрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность микпрогрупповых занятий 25 минут (для детей 6-7 лет) с предельной наполняемостью группы  до 6 человек. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут в зависимости от возраста и психофизических особенностей ребенка.

   Логопедические занятия проводятся как в часы, свободные от групповых занятий в режиме дня, так и во время их проведения по согласованию с администрацией учреждения.

    Продолжительность коррекционного обучения ребенка и периодичность занятий определяются характером и степенью выраженности недостатков речевого развития и составляют:

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – от 9 месяцев до 1 года, коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю;

-  с детьми ОНР, системным недоразвитием речи – 2-3 года, коррекционно-развивающие занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

    При необходимости период коррекционно-развивающих занятий продлевается учителем-логопедом до полного исправления речи (в случае длительного отсутствия ребенка по болезни, при наличии медицинской справки или по другим уважительным причинам).

Направления работы учителя-логопеда

Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

  1. Работа с детьми
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с родителями
  4. Работа по повышению квалификации

1)  Работа с детьми

 диагностическое направление

   Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.  Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы:

-первичный;

-промежуточный;

- итоговый.

   С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанником МБДОУ.

   Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

 коррекционно-развивающее направление

   Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия;

-Совершенствование слоговой культуры речи;

-Коррекция звукопроизношения;

 Общее недоразвитие речи

- Обогащение словаря;

-Совершенствование грамматического строя речи;

-Совершенствование связной речи;

-Развитие фонематического восприятия;

-Совершенствование слоговой структуры слова;

-Коррекция звукопроизношения.

Системное недоразвитие речи

- Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);

- Развитие слухового восприятия, внимания;

- Развитие зрительного восприятия, памяти;

- Развитие ритма;

- Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;

- Совершенствование лексических грамматических средств языка;

- Развитие навыков связной речи;

- Обогащение коммуникативного опыта.

           

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и микрогрупповых занятиях. При комплектовании подгрупп учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.  

2)  Работа с педагогами

- критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия (ПМПк)

-консультации для воспитателей согласно плану и по индивидуальным запросам;

- семинары – практикумы;

- выступления на педсоветах, методических объединениях;

- наблюдение занятий, игр, режимных моментов в группах с их последующим анализом;

- качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия, определение общей и речевой готовности к школьному обучению.

Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от координации и взаимодействия в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Задачи взаимодействия:

Логопед

максимальная коррекция речевых отклонений

  • определение структуры и степени выраженности дефекта
  • постановка и автоматизация звуков
  • оказание консультативной помощи родителям
  • методическая помощь работникам ДОУ

Воспитатель

  • контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов
  • развитие мелкой моторики

Родитель

  • автоматизация поставленных звуков в домашних условиях
  • контроль за речью ребенка

Педагог-психолог

  • коррекция основных психических процессов
  • снятие тревожности

Музыкальный руководитель

  • работа над темпоритмической стороной речи
  • автоматизация звуков в распевках

Инструктор по физической культуре

  • упражнения на мышечную релаксацию
  • развитие общей моторики и координации движений.

3)  Работа с родителями

- индивидуальное консультирование по результатам логопедического обследования

- проведение индивидуальных бесед, консультаций, практикумов по необходимости и по запросу родителей

- выступления на родительских собраниях

- посещение родителями индивидуальных занятий по звукопроизношению

- оформление «Логопедических уголков», информационных стендов, папок-передвижек

- ведение индивидуальных тетрадей детей для привлечения родителей к процессу коррекции

- размещение консультаций для родителей, материалов по речевому развитию детей на сайте ДОУ

- участие родителей в работе ПМПк

4)  Работа по повышению квалификации

- изучение новинок методической литературы

-участие в проведении методических объединений

- прохождение курсов повышения квалификации

-аттестация на квалификационную категорию

-разработка новых методических пособий

-создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете

- активное использование в работе ИКТ

- самообразование

Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с ФФНР

Характеристика речи детей с ФФН

      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

      Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

      Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

      • заменой звуков более простыми по артикуляции;

      • трудностями различения звуков;

      • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

      Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Кроме того при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

      Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими ФФНР

Цель: Формирование полноценного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, развитие просодической стороны речи.

Задачи:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:
  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Перспективный план логопедической работы по преодолению               фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

I период

 сентябрь, октябрь, ноябрь  

Содержание работы

Развитие общих    речевых навыков

  • Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 
  • Развитие речевого дыхания.
  • Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом
  • Выработка у детей умения говорить в спокойном темпе
  • Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Уточнение правильного произношения сохранных звуков 
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
  • Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
  • Автоматизация поставленных звуков;
    • изолированно;
    • в слогах
    • в словах

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  • Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 
  • Различение односложных и многосложных слов.
  • Выделение звука из ряда других звуков. 
  • Выделение ударного гласного в начале слова
  • Выделение последнего согласного звука в слове.

 Закрепление лексико-грамматических категорий   и развитие связной речи

  • Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.
  • Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. 
  • Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными
  • Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени, категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. 
  • Закрепление навыка употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Согласование глагола и существительного в числе.
  • Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом
  •  Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

II период    

декабрь, январь, февраль

Содержание работы

Развитие общих    речевых навыков

  • Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи
  • Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации
  • Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  • Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
  • Постановка отсутствующих звуков
  • Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах
  • Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;
• в  слогах
• в словах                                  

• в  предложениях

  • Дифференциация поставленных правильно произносимых звуков

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

  • Определение наличия звука в слове.
  • Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук.
  • Определение места звука в слове
  • Выделение согласного звука в начале слова    
  • Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге
  • Распределение предметных картинок, названия которых включают:
    • дифференцируемые звуки;
    • определенный заданный звук.
  • Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
  • Определение количества слогов в слове.
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Осуществление анализа и синтеза обратного и прямого слога

 Закрепление лексико-грамматических категорий  и развитие связной речи

  • Закрепление в самостоятельной речи навыка:
    • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

• образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительными.

  • Закрепление умения:

• подбирать определения к предметам и объектам;
• образовывать сложные слова, названия детенышей животных;
• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

• распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

• составлять простые распространенные предложения с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. 

• составлять предложения по опорным словам;

• заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.

  • Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

III период

март, апрель, май  

Содержание работы

Развитие общих    речевых навыков

  • Продолжение работы над речевым дыханием
  • Продолжение работы над четкостью дикции, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
  • Дифференциация звуков по месту образования:
    • [с] — [ш], [з] — [ж];
    • [р] — [л];
    • в прямых и обратных слогах;
    • в слогах со стечением трех согласных;
    • в словах и фразах;
    • в стихах и коротких текстах;
    • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
  • Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 

Формирование фонематического восприятия, звукового  анализа и синтеза

  • Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».
  • Определение количества и порядка слогов в слове. 
  • Выделение гласного звука в конце слова под ударением.
  • Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
  • Анализ и синтез односложных слов.
  • Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков
  • Дифференциация на слух сохранных звуков

       • по твердости — мягкости

       • по глухости — звонкости

  • Составление предложений с определенным словом; 
  • Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов

 Закрепление лексико-грамматических категорий        и развитие связной речи

  • Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• образования притяжательных прилагательных

• употребления приставочных глаголов

• употребления предложных конструкций

• образования существительных от глаголов и наоборот

•употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными

  • Закрепление умения:

• подбирать слова с противоположным значением

• подбирать однокоренные слова;

  • Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
  • Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи

Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с ОНР

Характеристика детей с III уровнем общего недоразвития речи

      Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

          Для III уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.

      Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
      Важной особенностью речи ребенка является недостаточная  сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Высказывания детей
 изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные),  пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын —абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
      Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам.
      Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми.

      В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

       

Характеристика детей с I Vуровнем общего недоразвития речи(по Т.Б. Филичевой)

    Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т.Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

    Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи:

- появлением обиходной фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

- недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко

проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением.

- при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела.

- при ответах смешиваются родовые и видовые понятия.

- при обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал.

- имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети

испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.

- при грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в

употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков).

- в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся

существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными.

- слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов.

- также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков.

- в беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные

предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

- присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

- дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов.

- для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.

- многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики

артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

- с расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:

недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими ОНР

Цель: Формирование и совершенствование лексико-грамматических категорий связной речи.

Задачи:

  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению звуковым анализом и синтезом.

Перспективный план логопедической работы по преодолению               общего недоразвития речи у детей

I период  - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь  

Содержание работы

Совершенствование произносительной стороны речи 

  • Закреплять навыки четкого произношения звуков, имеющихся в речи детей.
  • Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки.
  • Корригировать произношение нарушенных звуков
  • Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.).
  • Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  • Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.
  • Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. 
  • Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Развитие лексико-грамматических средств языка

  • Расширять лексический запас
  • Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, длинноволосая девочка; прилагательных с различными значениями соотнесенности: черепичная крыша и т. д. 
  • Учить употреблять существительные с увеличительным значением.
  •  Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов .
  • Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру
  • Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи
  • Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги. 
  • Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, дальше)
  • Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений.
  • Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница). 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

  • Совершенствовать навыки сравнения предметов; составление рассказов-описаний о них
  • Учить подбирать слова-рифмы.
  • Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.
  • Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов
  • Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы). 
  • Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок. 

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

  • Закреплять понятия «звук», «слог».
  • Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д.
  • Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением.
  • Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков. 
  • Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога
  • Формировать умение выделять последний согласный звук в слове
  • Учить выделять первый согласный звук в слове.
  • Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного.
  • Учить производить анализ и синтез прямых слогов

II период  - январь, февраль, март, апрель, май

Содержание работы

Совершенствование произносительной стороны речи

  • Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.
  • Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки
  • Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.
  • Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков
  • Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
  • Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски.

Развитие лексико-грамматических средств языка

  • Уточнять и расширять значения слов.
  • Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище). 
  • Закреплять употребление обобщенных понятий
  • Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов.
  • Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением
  • Совершенствовать умение подбирать синонимы
  • Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже.

Развитие самостоятельной фразовой речи

  • Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения.
  • Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: 
  • Заучивать стихотворения, потешки.
  • Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний
  • Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

  • Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»;
  • Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.
  • Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов
  • Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены звуков, удаления или добавления звука
  • Учить определять количество слов в предложении, их последовательность.

Содержание коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи

Характеристика детей с системным недоразвитием речи

Системное недоразвитие речи обусловлено стойким нарушением познавательной деятельности.

Для детей характерно:

-      полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение произношения;

-      недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);

-      аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);

-      нарушение сложных форм словообразования;

-      недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.

Первая группа – это дети с системным недоразвитием речи минимально выраженным. Трудности детей этой группы связаны с недостаточностью интеграции фонематических, лексических и грамматических операций, проявляющихся при выполнении заданий на сложном речевом материале.

 Вторую группу составляют детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности. У дошкольников второй группы импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование, синтаксис предложений Диалогическая и монологическая связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи

Цель: Преодоление пограничной формы интеллектуальной недостаточности, негрубого нарушения познавательной сферы, синдрома временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

Задачи: 

  • Развитие и совершенствование общей моторики;
  •  Развитие и совершенствование ручной моторики;
  • Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
  • Развитие слухового восприятия, внимания;
  • Развитие зрительного восприятия, памяти;
  • Развитие ритма;
  • Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;
  • Совершенствование лексических грамматических средств языка;
  • Развитие навыков связной речи;
  • Обогащение коммуникативного опыта.

Перспективный план логопедической работы по преодолению               системного недоразвития речи у детей 

I период  - сентябрь, октябрь, ноябрь

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков 

  • Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 
  • Развитие речевого дыхания.
  • Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом
  • Выработка у детей умения говорить в спокойном темпе
  • Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Уточнение правильного произношения сохранных звуков 
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
  • Постановка отсутствующих в речи звуков
  • Автоматизация поставленных звуков (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях)

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
  • Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 
  • Выделение ударного гласного в начале слова
  • Выделение последнего согласного звука в слове.
  • Анализ звукосочетаний типа  уа, ау

Развитие  лексико-грамматических средств языка

  • Учить детей вслушиваться в обращенную речь. 
  • Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. 
  • Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). 
  • Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода,
  • Учить детей использовать некоторые формы словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). 
  • Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

  • Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. 
  • Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке.
  • Формировать навык составления короткого рассказа.

II период - декабрь, январь, февраль

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

  • Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи
  • Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации
  • Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  • Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата.
  • Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах
  • Постановка отсутствующих звуков, автоматизация их на уровне слогов, слов, предложений.
  •  Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

  • Определение наличия звука в слове.
  • Выделение звука из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. 
  • Выделение согласного звука в начале слова    
  • Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге
  • Распределение предметных картинок, названия которых включают:
    • дифференцируемые звуки;
    • определенный заданный звук.
  • Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
  • Различение слов, близких по звуковому составу
  • Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Развитие  лексико-грамматических средств языка

  • Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках.
  • Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный»«каменный», «деревянный»«бумажный» и т. д.).
  • Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
  • Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
  • Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
  • Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами сущ-х
  • Лексические темы:  Продукты питания.  Одежда, обувь, головные уборы.  Зима.  Новогодний праздник.  Зимующие птицы.   Дикие животные.  Домашние животные.  Домашние птицы.    День Защитника Отечества.   Мебель.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

  • Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога
  • Расширять навык построения разных типов предложений. 
  • Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. 
  • Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 
  • Учить составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

III период - март, апрель, май  

Содержание работы

Развитие общих речевых навыков

  • Продолжение работы над речевым дыханием
  • Продолжение работы над четкостью дикции, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Автоматизация поставленных звуков в собственной речи в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах, предложениях.
  • Дифференциация звуков по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]) в прямых и обратных слогах; в словах и фразах; в стихах и коротких текстах;
  • Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

  • Определение количества слогов в слове. 
  • Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков
  • Анализ и синтез  прямых и обратных слогов, односложных слов.
  • Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.
  • Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
  • Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости

Развитие  лексико-грамматических средств языка

  • Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий
  • Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов--ин-, -ев-, -ан-, -ян).
  • Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные,
  • Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
  • Уточнять значения обобщающих слов.
  • Развивать детскую самостоятельность при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи
  • Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже 
  • Расширять значения предлогов: к −употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

  • Учить составлять разные типы предложений:  простые распространенные,  предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте, с противительным союзом «или»,  сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). 
  • Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи
  • Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. 
  • Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин.

Литературно-методическое обеспечение коррекционно-логопедической работы

Направления

коррекционно-

логопедической

работы

Автор, название методики, технологии, пособия

Диагностика

Иншакова О.Б.  Альбом для логопеда

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста

Володина В.С. Альбом по развитию речи

Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста

Косинова Е.М. Логопедические тесты

Волкова  Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей

Бессонова Т.П., Грибова О.Е.  Дидактический материал по обследованию речи детей

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Сборник методических рекомендаций

Развитие звукопроизношения

Лопухина И.С.  Логопедия (упражнения для развития речи)

Парамонова Л.  Упражнения для развития речи

Успенская Л.П., Успенский М.В.  Учитесь говорить правильно

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков: [л]'] [р]'] [с]'] [з]'] [ц][ш] [ж][ч] [щ]

 Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки. Логопедические альбомы

Азова Е., Чернова О.  Учим звуки: [л]'] [р]'] [с]'] [з]'] [ц][ш] [ж][ч] [щ] (домашние логопедические тетради)

Баскакина И.В., Лынская М.И.  Логопедические игры  (звуки [л]'] [р]'] [с]'] [з]'] [ц][ш] [ж][ч] [щ])

Комарова Л.А.  Автоматизация звуков [л]'] [р]'] [с]'] [з]'] [ц][ш] [ж][ч] [щ] в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника.

Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю.  Занимательные упражнения для развития речи- 4 альбома (Ш Ж Ч Щ;   Р Л;   С З Ц;    П Б Т Д К Г Х В Ф)

Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говори правильно (альбомы для логопеда)

Авторские компьютерные игры

Развитие

слоговой

структуры слова

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова.

Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова

Курдвановская Н., Ванюкова Л. Формирование слоговой структуры слова

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в

логопедической группе

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия (альбом дошкольника)

Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки

В.В.Коноваленко,  С.В.Коноваленко 
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН

Развитие

лексико-грамматического строя речи

Теремкова   Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Пятница Т.В. Лексика + грамматика

Васильева С.А., Соколова   Н.В.  Логопедические игры для дошкольников

Арушанова А. Формирование грамматического строя речи

Быстрова, Сизова, Шуйская  Логопедические игры и задания

Скворцова  Логопедические игры

Яцель О. Учимся правильно употреблять предлоги в речи

Агранович З.Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР (сборник домашних заданий). 

Авторские компьютерные игры

Развитие связной речи.

Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов

Теремкова   Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Гомзяк О.Е. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи 

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...