Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР в старшей группе «Жилища животных».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Занятие направлено на расширение и обогащение словарного запаса детей по теме "Жилища животных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жилища животных».

Цель занятия: обогащение словаря предметов, признаков, глаголов. Составление предложений.

Задачи:

1.Образовательные:

- расширение словаря по теме «Название жилищ животных»;

- образование имен прилагательных;

- составление предложений.

2.Коррекцонные:

- закрепление умения воспринимать словесные инструкции и чётко выполнять          задания в соответствии с ними;

- расширение возможностей фонематического восприятия;

- развитие внимания, памяти;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного восприятия;

- развитие общей моторики;

3.Воспитательные:

- воспитание навыков правильного адекватного поведения на занятиях;

- воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки по теме «Дома животных» (лиса – нора, медведь – берлога, волк – логово, заяц – куст, собака – будка, лошадь – конюшня, ласточка – гнездо, скворец – скворечник, кошка – дом, курица – курятник, бобр – плотина, пчела – улей, белка – дупло, мышка - норка), лото «Кто где живёт», игрушки домашних животных; деревяшка, веточки, солома, земля.

Словарь предметов: жилище, дом, конюшня, загон, гнездо, плотина, куст, будка, берлога, нора, курятник, скворечник, улей, веточки, доски, деревья, земля, кошка, собака, волк, лиса, лошадь, птица, белка, заяц, ласточка, пчёлка, оса, бобр, курица, скворец.

Словарь признаков: природный, надёжный, хлипкий, крепкий, домашний, уютный, светлый, тёмный, новый, старый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, глубокий, плоский, металлический, деревянный, земляной.

Словарь глаголов: строить, рыть, копать, сколачивать, выдалбливать, плести, собирать, жить, обустраивать, обживать.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

2. Загадки:

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь-берлога )

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.

(Ласточка — гнездо)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо.

Ловко вылепит гнездо,

Высоко висит оно.

      (Оса — гнездо)

Роет, роет,

Ход подземный строит,

Роет-строит ловко

Спальню и кладовку.

(Мышка – норка)

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

(Бобр — хатка)

3. Обогащение словаря именами существительными.

Детям раздаются игрушечные животные, птицы, насекомые.

- Посмотрите на свои игрушки, кто это? (Дети называют игрушки)

- Теперь давайте вспомним, кто из них в каком домике живёт? В этом вам помогут картинки на доске. (Дети по очереди подходят к доске и снимают для своей игрушки картинку с предполагаемым домиком. Логопед следит за правильностью выполнения задания.)

- Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли вы выбрали домики для наших друзей.

Лиса живёт?.. (В норе)

Заяц живёт?.. (Под кустом)

Медведь живёт?.. (В берлоге)

Ласточка живёт?.. (В гнезде)

Курица живёт?.. (В курятнике)

Лошадь живёт?.. (В конюшне)

Вол живёт?.. (В логове)

Мышка живёт?.. (В норке)

Бобр живёт?.. (На плотине)

Оса живёт?.. (В гнезде)

Пчёлка живёт?.. (В улье)

Белка живёт?.. (В дупле)

Собака живёт?.. (В будке)

Скворец живёт?.. (В скворечнике)

Кошка  живёт?.. (В доме, на подстилке)

- А теперь возьмите лото и подберите самостоятельно домики для каждого животного, птицы, насекомого.

4. Образование имен прилагательных.

 - Сейчас у каждого из вас есть картинки, на которых изображены жилища разных животных, птиц, насекомых. Все ли они похожи между собой? Давайте попробуем их сравнить.

- Нора большая, а норка … (маленькая).

- Курятник светлый, а берлога … (тёмная).

- Улей круглый, а будка … (квадратная).

- Плотина широкая, а гнездо … (узкое).

- Подстилка мягкая, а скворечник … (твёрдый).

5. Динамическая пауза.

Стоит в поле теремок, теремок,        (Поднимают руки над головой.)

Он не низок не высок.                        (Приседают и поднимаются на носочки.)

На двери висит замок.                        (Пальцы рук складывают в замок.)

Кто его открыть бы смог?                 (Делают движения запястьями вперёд – назад.)

Слева – зайка, справа – мишка –       (Поворачивают голову.)

Отодвиньте-ка задвижку!                  (Пробуют потянуть замок в стороны.)

Слева – ёжик, справа – волк –          (Делают повороты головой.)

Нажимайте на замок!                        (Сжимают, разжимают запястья.)

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. (Разводят руки в стороны.)

6. Образование глаголов.

- А как наши звери строят себе домики?

Лиса (что делает?)… (Роет нору)

Люди для скворцов и собак (что делают?) … (Сколачивают скворечники и будки)

Бобры (что делают?) … (Строят плотину)

Ласточка (что делает?) … (Вьёт гнездо)

Мышка (что делает?) … (Выгрызает норку)

Дятел для белки (что делает?) … (Выдалбливает дупло)

7. Знакомство с природными материалами.

- Теперь мы с вами знаем, в каких домах живут наши друзья. А знаете ли вы, из каких материалов они состоят? Посмотрите, я принесла некоторые из них. (Детям даётся возможность посмотреть, потрогать деревяшку, веточки, землю и солому.)

8.Образование относительных прилагательных.

Будку строят (из чего?) - Из дерева. Значит, она (какая?) – Деревянная.

Нору роют (где?) – В земле. Значит, она (какая?) – Земляная.

Подстилку для кошки шьют (из чего?) – Из ткани. Значит, она (какая?) – Тканевая.

У лошади в конюшне подстилка (из чего?) – Из соломы. Значит, она (какая?) – Соломенная.

Скворечник мастерят (из чего?) – Из дерева. Значит, он (какой?) – Деревянный.

9.Итог занятия.

О чём мы говорили сегодня на занятии? Встанет тот, кто придумает предложение про любых животных, птиц, насекомых и их домики.