Программа кружка дополнительного образования
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета. Заведующий МАДОУ д/с №7
Протокол №____ от___________ ______________Н.Д. Зимина
Приказ №120 от 31.08.18.
Программа кружка
дополнительного образования:
«Болтушка»
(логопедический)
(средняя группа)
Срок реализации: 2018- 2019 учебный год
Составила: Сулейманова Е.М.,
учитель- логопед МАДОУ д/с №7
Оглавление
- Информационная часть программы 3 стр.
- Пояснительная записка 4 стр.
- Календарно- тематическое планирование и 6 стр.
содержание программы
- Информационно- методическое обеспечение 7 стр.
программы
- Информационная часть программы
Вид программы- образовательная.
Период обучения- 2018- 2019 учебный год.
Возраст обучающихся воспитанников: 4-5 лет (средняя группа), 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут.
Состав обучающихся воспитанников- постоянный.
Используемые методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:
- словесные;
- наглядные;
- кинетические.
Форма реализации программы: организованная совместная образовательная деятельность педагога и воспитанника в рамках логопедического кружка.
Развивающая среда:
- зеркала;
- предметные картинки;
- картинки артикуляционной, дыхательной гимнастики;
- вата, кораблики, бабочки, чашечки, домики, цветочки, мячи, рыбки, соломинки, стаканы и т.д.
Условия реализации программы- естественная среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
- Пояснительная записка.
Программа кружка дополнительного образования «Речецветик» рассчитана 2018-2019 учебный год, возраст детей 4-5 лет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программы МАДОУ д/с №7.
Программа предназначена для организации коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нормального интеллекта и с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нарушенного интеллекта (ЗПР), но сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).
Актуальность
Дошкольный возраст- важный период становления личности. Без сформированной чистой и правильной речи невозможно приобретать новые навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются, искажаются, или заменяются другими.
Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи. Чем раньше началась коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной и старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность своевременно реагировать на любые изменения возможностей и потребностей ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо восполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости- артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными практиками в логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.)
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых фонем (звуков) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длинны фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и дыхания, создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у воспитанников с нарушениями речи.
Основные задачи для реализации данной программы:
- Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков);
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- Способствовать развитию фонематического слуха;
Содержание программы опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизма, согласно которому воспитанники, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
- Принцип научности, предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
- Принцип доступности, предусматривает дифференциальный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
- Культурологический принцип, согласно которому воспитанник развивается в определенном социокультурном пространстве с учетом общенациональных ценностей региона и отношения воспитанника к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).
Коррекционно- логопедическая работа по данной программе осуществляется на кружковых занятиях, с учетом возрастных нормативов развития речи, уровнем психологического развития воспитанника, с определением тяжести речевого нарушения.
Ожидаемые результаты
- Сформированные произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- Укрепленные мышцы артикуляционного аппарата;
- Подготовленный речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков;
- Правильное физиологического и речевого дыхания;
- Развитый фонематический слух.
- Постановка и автоматизация звуков [ш], [л].
- Календарно- тематическое планирование и
содержание программы
Месяц | Неделя | Содержание |
Октябрь | 1 | Подготовительный этап к постановке звука [Ш] |
2 | Постановка звука [Ш] | |
3 | Автоматизация изолированного звука [Ш] | |
4 | Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах | |
Ноябрь | 1 | Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах |
2 | Автоматизация звука [Ш] в слогах со стечением согласных | |
3 | Автоматизация звука [Ш] в словах | |
4 | Автоматизация звука [Ш] во фразах | |
Декабрь | 1 | Автоматизация звука [Ш] в предложениях |
2 | Автоматизация звука [Ш] в стихах | |
3 | Автоматизация звука [Ш] в рассказах, текстах | |
4 | Автоматизация звука [Ш] в скороговорках | |
Январь | 3 | Подготовительный этап к постановке звука [Л] |
4 | Постановка звука [Л] | |
Февраль | 1 | Автоматизация изолированного звука [Л] |
2 | Автоматизация звука [Л] в прямых слогах | |
3 | Автоматизация звука [Л] в обратных слогах | |
4 | Автоматизация звука [Л] в слогах со стечением согласных | |
Март | 1 | Автоматизация звука [Л] в словах |
2 | Автоматизация звука [Л] во фразах | |
3 | Автоматизация звука [Л] в предложениях | |
4 | Автоматизация звука [Л] в стихах | |
Апрель | 1 | Автоматизация звука [Л] в рассказах, текстах |
2 | Автоматизация звука [Л] в скороговорках | |
3 | Подготовительный этап к постановке звука [Р] | |
4 | Постановка звука [Р] | |
Май | 1 | Автоматизация изолированного звука [Л |
2 | Итоговое занятие |
- Информационно- методическое
обеспечение программы
- А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»;
- Логико- смысловая модель по речевому развитию.
- Е.М. Косинова «Домашний логопед».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-45545-1519747263.jpg)
Как разработать программу кружка дополнительного образования
Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265680-1371055221.jpg)
Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-394735-1391361166.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-394735-1391361166.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....