Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости. В программе есть грамотно составленный перспективный план, отражающий основное содержание работы, определены критерии диагностики результативности работы по реализации данной программы. 

Задачи:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umnye_palchiki_na_sayt_ns-portal.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 370» г. Перми

Утверждаю____________

Заведующий МАДОУ № 370

Шапко О. А.

 

  Программа дополнительного образования

«Умные пальчики»

для детей 5 – 6 лет

                       Руководитель кружка:  

                                  Новикова Ольга Николаевна

воспитатель I кв. категории

Принято на заседании

методсовета

протокол №1

от 30.09.2011 г

 

Пермь, 2011

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Перспективный план
  4. Уровни освоения программ кружка
  5. График работы кружка
  6. Табель посещаемости
  7. Диагностика
  8. Список литературы

                                                Пояснительная записка

     

Актуальность

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно  развиты память и внимание, связная речь.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления  в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьно обучения.

Цель:

Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  2. Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
  3. Формировать у детей навыки графического письма.
  4. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
  5. Продолжать учить правильно держать карандаш.
  6. Воспитывать уважение друг к другу.

                                              Уровни освоения программы кружка.

  1. Обвести узор по точкам

Высокий уровень – обводят точно по точкам линия ровная, самостоятельно дети пишут узор, соблюдая размеры образца.

Средний уровень – обводят не всегда аккуратно, линия не всегда ровная, самостоятельно дети пишут не всегда точно по линейке.

Низкий уровень – проводят по точкам не аккуратно, самостоятельно повторить узор не могут.

  1. Раскрашивание

Высокий уровень – раскрашивают, не выходя за контур, штрихуют карандашом в одном направлении.

Средний уровень – раскрашивают не всегда аккуратно, мелкие предметы – выходят за контур, штрихуют карандашом, меняя направления.

Низкий уровень – раскрашивают не аккуратно, часто выходят за контур, картинку раскрашивают не полностью, оставляя белые пятна, не доводят работу до конца.


График работы кружка

Кружок «Умелые пальчики»

по пятницам в 15.30

один раз в 2 недели

(2 занятия в месяц)

                                                          Список литературы:

  1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Дошкольные прописи в линию.
  3. Картотека пальчиковых игр.
  4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. «Театрализованные игры в детском саду» - М.: Школьная пресса, 2000.
  5. Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.


Месяц

Кружковая работа

Задачи

Методические приемы

Материалы

Работа с родителями

Сентябрь

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 2-3)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя.

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 4-5)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя.

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Октябрь

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 6-7)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей старшего возраста».

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 8-9)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Ноябрь

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 10-11)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 12-13)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Декабрь

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 14-15)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Консультация для родителей «Пальчиковый массаж»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 16-17)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Январь

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 18-19)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 20-21)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Февраль

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 22-23)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Консультация для родителей: «Как научить ребенка писать?»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 24-25)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Март

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 26-27)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

День открытых дверей для родителей. Цель: знакомство с работой кружка «Умелые пальчики»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 28-29)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Апрель

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 30-31)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Беседа с родителями «Итоги работы кружка»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 32-33)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Май

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 34-35)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.

Индивидуальные беседы с родителями «Дети, которых показали средний  уровень диагностики»

Тетрадь «Дошкольные прописи в линию» (стр. 36-37)

Учить правильно держать карандаш, писать прямые линии узоры по точкам и самостоятельно, раскрашивать аккуратно, не выходя за контур.

Индивидуальный показ воспитателя, объяснение воспитателя

Пропись, простой карандаш, цветные карандаши.


                                                     Диагностика детей кружка «Умелые пальчики»

Первичная

Промежуточная

Итоговая

Узоры по точкам

Раскрашивание

Узоры по точкам

Раскрашивание

Узоры по точкам

Раскрашивание

                                         Промежуточная диагностика

Промежуточная диагностика уровня знаний детей, посещающих кружок «Умелые пальчики» показала, что:

  1. 2 детей показали высокий уровень – умеют раскрашивать, не выходя за контур; обводят узор точно по точкам, ровной линией; выполняют штриховку аккуратно в разных направлениях; в пальчиковых играх движения выполняют точно.
  2. 12 детей показали средний уровень – раскрашивают не всегда аккуратно, выходят за контур; обводят узор не всегда точно по точкам; в штриховке расстояния между линиями не всегда соблюдаются; в пальчиковых играх движения повторяют, но не точно.
  3. 1 ребенок показал низкий уровень – начинает раскрашивания в разных местах картинки, не доводит работу до конца; обводит узор, не попадая по точкам; штриховку выполняет короткими линиями, беспорядочно; в пальчиковых играх движения повторяет, но не всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Как разработать программу кружка дополнительного образования

Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...

Программа кружка "Наши волшебные пальчики"

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая органи...

Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики

Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)...