Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024год (в соответствии с ФГОС ДО)
материал по аппликации, лепке

Белошицкая Ольга Александровна

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Умелые пальчики» (Пластилинография) для детей раннего возраста на 2023– 2024 год (в соответствии с ФГОС ДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

кружка дополнительного образования

«Умелые пальчики» (Пластилинография)

для детей раннего возраста

на 2023– 2024год

(в соответствии с ФГОС ДО)

Пояснительная записка

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

        Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

        Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

                Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

        

Направленность программы «Умелые пальчики» (Пластилинография):

  • по содержанию является художественно-эстетической;
  • по форме организации - кружковой;
  • по времени реализации - годичной.

Актуальность

        Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев».

        Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.

        Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

        Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки в технике пластилинографии.

        Задачи:

        - стимулировать пробуждение живого интереса к лепке;

        - познакомить с техническими способами изготовления поделок в технике пластилинография

  • способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
  •  формировать и развивать навыки ручного труда;
  •  воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

Структура занятий

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – рефлексия

Этапы:

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (кисточки, перышки, бросовый материал и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • У ребенка развит интерес к творческой деятельности – лепке в технике пластилинографии.
  • Ребенок достаточно овладел основными приемами лепки в технике пластилинографии (прием надавливания, вдавливания, отщипывания маленького кусочка пластилина от большого).
  • В достаточной мере развита мелкая моторика рук, усидчивость, желание выполнить работу до конца.
  • Развиты чувства сопереживания к близкому, доброты, желание помочь.

Перспективный план

месяц

неделя

Тема занятий. Задачи

Октябрь

3

Вводное: «Спрячем мышку»

Познакомить с пластилином и его свойствами.   Познакомить с правилами безопасного использования пластилина. Вызвать интерес к лепке.

4

«Пуговицы для пальто»Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами.   Познакомить с правилами безопасного использования пластилина. Вызвать интерес к лепке.

Ноябрь

1

«Дорожка из камешков»

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Вызвать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе.

2

"Красные ябочки»"

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

4

«Бусы для мамы»

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинография, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Развивать координацию

движения рук, мелкуюмоторику.

Вызвать интерес к лепке. Желание сделать маме подарок.

5

«Витаминки для мишутки»

Продолжать знакомить детей приёму надавливания пластилина указательным пальчиком. Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику.

Вызвать интерес к лепке. Вызвать желание помочь, чувство сострадания.

Декабрь

1

«Орешки для белочки»

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, приему надавливания пластилина указательным пальчиком. Вызвать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

2

«Укрась тарелочку»

Продолжать знакомить детей приёму надавливания пластилина указательным пальчиком.Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику.

 Вызвать интерес к лепке.

3

«Укрась снежинку» Закреплять прием

Надавливания и познакомить с приемом вдавливания.

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении.

4

«Игрушка новогодняя"

Закреплять прием надавливания и продолжать знакомить с приемом вдавливания.

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей. Создать праздничное настроение

Январь

1

«Новогодний салют»

Познакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. Учить располагать элементы на всей пверхности Учить передавать  простые образы, вызвать интерес к творчеству.

2

«Праздничные флажки»

Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина пальцем. Учить передавать простые образы, вызвать интерес к творчеству.Развивать координациюдвижения рук, мелкуюмоторику.

3

«Укрась шарфик для зайчонка»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести  начатое дело до конца.

4

«Варенье в банке (горшочке)»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести дело до конца.

Февраль

1

«Рыбки в аквариуме»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести  начатое дело до конца.

2

«Укрась петушка»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Вызвать желание довести  начатое дело до конца.

3

«Кораблик для папы»

Закреплять прием надавливания, учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Развивать координациюдвижения рук, мелкую

моторику.

Вызвать желание сделать папе (дедушке) подарок.

4

«Шубка дляёжика»

Познакомить с приемом размазывания пластилина. Побуждать интерес к творчеству, воспитывать аккуратность в работе.

Март

1

«Мимоза»

Закреплять прием надавливания, продолжать учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить скатывать между пальчиками в шарик вызвать желание сделать маме (бабушке) подарок.

2

«Укрась чашку с блюдцем»

Закреплять прием надавливания, продолжать учить отщипывать маленький кусочек пластилина от большого. Учить скатывать между пальчиками в шарик.Развивать координацию движения рук, мелкую

моторику.

Вызвать желание сделать маме (бабушке) подарок.

3

«Укрась платочек»

Продолжать знакомить с приемом размазывания пластилина. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.

Побуждать интерес к творчеству, воспитывать аккуратность в работе.

4

«Подснежники»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание.

Апрель

1

«Солнышко»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание.

2

«Звезды небе» (день Космонавтики)

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание.

3

«Шишка для мишки»

4

« Подарим Жирафику пятнышки»

Май

1

«Шарики»

2

«Одуванчик»

3

«Дерево с листочками»



Шайхутдинова, А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5942/ (дата обращения: 10.10.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"

Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие  навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки» ( 4 -5 лет)

Кружок рассчитан для детей от 4 до 5 лет.Цель:ü     Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.ü     Помочь ребёнку ощутить себя...

Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»

Актуальность программы:  вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве за...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Программа кружка дополнительного образования Волшебные пальчики

Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка...

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)

Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...