Рабочая программа кружка дополнительного образования художественно- эстетической направленности для детей 2 – 3 лет «Волшебные пальчики»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Шемонаева Татьяна Геннадьевна

Программа кружка «Волшебные пальчики, знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebnye_palchiki.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 2 «Светлячок»

Принята на заседании                                                                    Утверждаю

педагогического совета                                                                  Заведующий

МБДОУ д/с №2 «Светлячок»                                                        МБДОУ д/с №2 «Светлячок»                                                                                          

Протокол №       от                                                                           _____________С.Б. Перова                                                            

                                                                                                           Приказ №        от  

Рабочая программа

кружка дополнительного образования художественно- эстетической направленности

для детей 2 – 3 лет

«Волшебные пальчики»

на 2024-2025 уч. год

Автор – составитель: Шемонаева Т.Г.,

воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»

2024 г.

Содержание

Раздел 1

Целевой

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи реализации рабочей программы

1.3.

Структура занятий

1.4.

Принципы формирования рабочей программы

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2.

Содержательный

2.1.

Описание материально-технического обеспечения программы

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3.

Взаимодействие с семьями

Раздел 3.

Организационный

3.1.

Режим работы кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики»

3.2.

Список литературы

3.3.

Перспективное планирование

3.4.

Список детей, посещающих кружок

                               

Раздел 1.  Целевой

1.1.    Пояснительная записка

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
     Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только.

Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования -важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное -самовыражаться.

Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.

Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования. С помощью нетрадиционного способа рисования, рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Программа кружка «Волшебные пальчики, знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

1.2. Цель и задачи программы

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Цель:

ознакомление детей со способами нестандартного рисования; развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • образовательные:

1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

2. Знакомить детей с цветовой гаммой,

3. Знакомить детей со свойствами материалов (гуашью, бумагой и т. д.)

4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.

5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

  • развивающие:

1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.

3. Развивать мелкую моторику рук.

  • воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.

1.3. Структура занятий:
      Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.
     Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. Дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и так далее). Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, то есть повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.
     На третьем этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.

 

1.4. Принципы формирования программы.

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Подходы и методы результативности программы:

  • Систематические занятия.
  • Игры, игровые приемы.
  • Беседы, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Чтение и заучивание художественной литературы.
  • Рассматривание репродукций картин.
  • Организация и оформление выставок детских работ.
  • Индивидуальная работа.
  • Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Используемые  методы позволяют:

  • развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

1.5. Планируемые результаты освоения программы:

- создают дети образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
– формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
- проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.

Раздел 2.  Содержательный

2.1. Описание материально-технического обеспечения программы.

  • Альбом для рисования
  • Гуашь
  • Стаканчики-непроливайки
  • Набор ватных палочек
  • Клеенка для стола
  • Палитра
  • Кисти
  • Картофель для печати
  • Салфетки
  • Осенние листья
  • Поролоновые тампоны
  • Пластиковые вилки
  • Дидактический материал: игрушки, тематические картинки

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

        Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр и постепенного подведения к изобразительной деятельности. Работа кружка  организуется в следующих игровых формах:

  • игра –развлечение
  • игра – экспериментирование
  • игра – занятие
  • игра – инсценировка
  • индивидуальные выставки
  • консультации с родителями
  • коллективное творчество

2.3. Взаимодействие с семьями

Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Реализация кружковой деятельности «Волшебные пальчики» направлено на активное вовлечение родителей наших малышей.  Проведение консультации на тему: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования малышей».

Вовлечение родителей для создания индивидуальной выставки ребенка, который с удовольствием рисует и дома.

Также, знакомство родителей с нетрадиционными методами рисования на примере образцов, дать родителям возможность вместе с малышом создать свой рисунок нетрадиционным способом в совместной игре – развлечении.

Поощрять родителей рисовать с детьми дома, объяснить важность рисования, его неразрывную связь с активной речью, развитием воображения.

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим работы кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики»

Сроки реализации кружковой программы:
Программа кружка «Волшебные краски» предназначена для детей 2-3лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Волшебные пальчики», проводится во вторую половину дня 1 раз – в 2 недели. Количество занятий в год: 18
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 10 минут.

3.2. Список литературы:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений

3.3. Перспективное планирование

Название мероприятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Спелый виноград»

Познакомить с техникой рисования пальчиками, показать приёмы получения точек; развивать аккуратность, творчество детей

«Морская звезда» (рисование ватной палочкой)

Учить детей рисовать ватными палочками; развивать интерес к работе; воспитывать усидчивость; развивать мелкую моторику рук

«Горошек»

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей

Октябрь

«Жираф» (рисование ватной палочкой)

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность

«Осенние листочки» (отпечаток от листьев)

Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе.

Ноябрь

«Пятнистый щенок»

Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей

«Ежик» (рисование пластиковой вилкой)

Познакомить детей с техникой рисования пластиковой вилкой; вызвать интерес к работе; развивать чувство цвета

Декабрь

«Разноцветные шары» (тампонирование, рисование  тампоном из пароллона)

Учить детей рисовать поролоновым тампоном; развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость

«Слон» (рисование ладошкой)

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; закреплять умение дополнять изображение деталями 

Январь

«Белка орешки грызет»(тампонирование, раскрашивание и рисование орешек тампоном из поролона)

Учить детей рисовать поролоновым тампоном; развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость

«Цветок в вазе» (кляксография)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография; развивать любознательность; воспитывать интерес к рисованию

Февраль

«Дерево» (оттиск картофеля)

Учить рисовать  с помощью печаток из картофеля.

«Кактус» (рисование ладошкой)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство - делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями 

Март

«Цветы проснулись после сна» (рисование ватными палочками)

Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка; учить рисовать ватными палочками

«Закапал дождик»

Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов.

Апрель

«Бабочка»

Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов.

«Ежевика и малина»

Учить детей рисовать поролоновым тампоном; развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость

«Хлопушка»

Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Май

«Пушинки-парашютики одуванчика»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

 «Салют» (рисование ватными палочками)

Упражнять в рисовании ватными палочками

3.4. Список детей, посещающих кружок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно - эстетической направленности 2020-2021

Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности 2019-2020

Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....

Программа кружка дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Праздник детства»

Структура дополнительнойобщеобразовательной программыБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст воспитанников – 3-4 года Срок реализации - 1 год

Пояснительная записка  Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взг...

Отчет о рабочей программе по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики"

В начале года была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, чт...