Рабочая программа кружка дополнительного образования художественно- эстетической направленности для детей 2 – 3 лет «Волшебные пальчики»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Программа кружка «Волшебные пальчики, знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Светлячок»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Заведующий
МБДОУ д/с №2 «Светлячок» МБДОУ д/с №2 «Светлячок»
Протокол № от _____________С.Б. Перова
Приказ № от
Рабочая программа
кружка дополнительного образования художественно- эстетической направленности
для детей 2 – 3 лет
«Волшебные пальчики»
на 2024-2025 уч. год
Автор – составитель: Шемонаева Т.Г.,
воспитатель МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»
2024 г.
Содержание
Раздел 1 | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Цель и задачи реализации рабочей программы |
1.3. | Структура занятий |
1.4. | Принципы формирования рабочей программы |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Описание материально-технического обеспечения программы |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.3. | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим работы кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики» |
3.2. | Список литературы |
3.3. | Перспективное планирование |
3.4. | Список детей, посещающих кружок |
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нам взрослым, необходимо пробудить в ребёнке положительные эмоции и чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребёнка в рисовании, побуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей ребёнка в рисовании, возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только.
Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования -важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное -самовыражаться.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования. С помощью нетрадиционного способа рисования, рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Программа кружка «Волшебные пальчики, знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Цель:
ознакомление детей со способами нестандартного рисования; развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- образовательные:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (гуашью, бумагой и т. д.)
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
1.3. Структура занятий:
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. Дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и так далее). Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, то есть повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.
На третьем этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.
1.4. Принципы формирования программы.
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Подходы и методы результативности программы:
- Систематические занятия.
- Игры, игровые приемы.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Рассматривание репродукций картин.
- Организация и оформление выставок детских работ.
- Индивидуальная работа.
- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Используемые методы позволяют:
- развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
- создают дети образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
– формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
- проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Описание материально-технического обеспечения программы.
- Альбом для рисования
- Гуашь
- Стаканчики-непроливайки
- Набор ватных палочек
- Клеенка для стола
- Палитра
- Кисти
- Картофель для печати
- Салфетки
- Осенние листья
- Поролоновые тампоны
- Пластиковые вилки
- Дидактический материал: игрушки, тематические картинки
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр и постепенного подведения к изобразительной деятельности. Работа кружка организуется в следующих игровых формах:
- игра –развлечение
- игра – экспериментирование
- игра – занятие
- игра – инсценировка
- индивидуальные выставки
- консультации с родителями
- коллективное творчество
2.3. Взаимодействие с семьями
Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
Реализация кружковой деятельности «Волшебные пальчики» направлено на активное вовлечение родителей наших малышей. Проведение консультации на тему: «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования малышей».
Вовлечение родителей для создания индивидуальной выставки ребенка, который с удовольствием рисует и дома.
Также, знакомство родителей с нетрадиционными методами рисования на примере образцов, дать родителям возможность вместе с малышом создать свой рисунок нетрадиционным способом в совместной игре – развлечении.
Поощрять родителей рисовать с детьми дома, объяснить важность рисования, его неразрывную связь с активной речью, развитием воображения.
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим работы кружка дополнительного образования «Волшебные пальчики»
Сроки реализации кружковой программы:
Программа кружка «Волшебные краски» предназначена для детей 2-3лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Волшебные пальчики», проводится во вторую половину дня 1 раз – в 2 недели. Количество занятий в год: 18
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 10 минут.
3.2. Список литературы:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
- Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений
3.3. Перспективное планирование
Название мероприятия | Задачи занятия |
Сентябрь | |
«Спелый виноград» | Познакомить с техникой рисования пальчиками, показать приёмы получения точек; развивать аккуратность, творчество детей |
«Морская звезда» (рисование ватной палочкой) | Учить детей рисовать ватными палочками; развивать интерес к работе; воспитывать усидчивость; развивать мелкую моторику рук |
«Горошек» | Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей |
Октябрь | |
«Жираф» (рисование ватной палочкой) | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность |
«Осенние листочки» (отпечаток от листьев) | Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение работать гуашью, водой, кистью, салфеткой; покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. |
Ноябрь | |
«Пятнистый щенок» | Познакомить с техникой рисования пальчиками, развивать аккуратность, творчество детей |
«Ежик» (рисование пластиковой вилкой) | Познакомить детей с техникой рисования пластиковой вилкой; вызвать интерес к работе; развивать чувство цвета |
Декабрь | |
«Разноцветные шары» (тампонирование, рисование тампоном из пароллона) | Учить детей рисовать поролоновым тампоном; развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость |
«Слон» (рисование ладошкой) | Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить с техникой «печать». Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; закреплять умение дополнять изображение деталями |
Январь | |
«Белка орешки грызет»(тампонирование, раскрашивание и рисование орешек тампоном из поролона) | Учить детей рисовать поролоновым тампоном; развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость |
«Цветок в вазе» (кляксография) | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография; развивать любознательность; воспитывать интерес к рисованию |
Февраль | |
«Дерево» (оттиск картофеля) | Учить рисовать с помощью печаток из картофеля. |
«Кактус» (рисование ладошкой) | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство - делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями |
Март | |
«Цветы проснулись после сна» (рисование ватными палочками) | Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка; учить рисовать ватными палочками |
«Закапал дождик» | Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. |
Апрель | |
«Бабочка» | Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. |
«Ежевика и малина» | Учить детей рисовать поролоновым тампоном; развивать мелкую моторику рук; воспитывать отзывчивость |
«Хлопушка» | Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета. |
Май | |
«Пушинки-парашютики одуванчика» | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию |
«Салют» (рисование ватными палочками) | Упражнять в рисовании ватными палочками |
3.4. Список детей, посещающих кружок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно - эстетической направленности 2020-2021
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности 2019-2020
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....

Программа кружка дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Праздник детства»
Структура дополнительнойобщеобразовательной программыБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы&r...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст воспитанников – 3-4 года Срок реализации - 1 год
Пояснительная записка Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взг...

Отчет о рабочей программе по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики"
В начале года была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, чт...
