Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
методическая разработка

Захарова Нина Александровна

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx75.1 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                                                                                                                                               Утверждено:                                                                                                                          

На заседании                                                                                                                                     Заведующий МБДОУ Д/С № 4 «Снежинка»

Педагогического совета                                                                                                                                                                      ГО «Жатай»

Протокол № ______                                                                                                                                                   _____________ Е.А. Лист

«____» _________ 2021г.                                                                                                                                                        Приказ № ______                              

                                                                                                                                                                                «___» _______________ 2021г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Цветная логика. Блоки Дьенеша – как дополнительное развитие дошкольников»

(дополнительное образование детей по образовательной области познание)

для воспитанников логопедической группы «Земляничка»

руководитель кружка Захарова Нина Александровна

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 5-7 лет.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей пяти лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель программы:  обогащение чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи программы:

  • создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша;
  • формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
  • развивать сенсорные способности, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков, способствовать развитию способности наглядного моделирования;
  • воспитывать первичные  волевые черты  характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.

Основные принципы программы:

  • принцип занимательности используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;
  • принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;
  • принцип динамичности заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;
  • принцип сотрудничества позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь; 
  • принцип систематичности и последовательности предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип научности заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Формы и режим проведения занятий:

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности игровой деятельности детей. В рамках программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога (руководителя кружка).

Функции кружковой работы:

  • Образовательная:  кружковая работа обеспечивает возможность получения дополнительного образования на основе интересов и индивидуальных особенностей детей, что в свою очередь делает их активными участниками образовательной деятельности;
  • Социально-адаптивная: занятия в кружке позволяет воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
  • Коррекционно-развивающая: воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
  • Воспитательная: содержание и методика работы в кружке оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма.

Нормативно-правовые документы:

  • Положением о кружке.
  • Программа кружка.
  • План работы кружка на год.
  • Список детей.
  • График занятий.
  • Результаты диагностики за время ведения кружка.
  • Табель посещаемости кружка.

Условия успешной реализации деятельности кружка:

  • подбор интересного содержания;
  • организация рабочего пространства;
  • игровой характер подачи материала;
  • возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

Формы организации:

С детьми:

  • фронтальные (групповые) занятия;
  • совместное творчество педагога и детей;
  • тематические прогулки;
  • развлечения, досуг;
  • конкурсы.

С педагогами и специалистами ДОУ:

  • консультации;
  • мастер-классы;
  • творческие мастерские;
  • семинары.

С родителями:

  • консультации;
  • мастер – классы;
  • выступления на родительских собраниях;
  • информация на сайте ДОУ;
  • стендовая информация;
  • выставки детского творчества.

Организационно-методическое обеспечение программы:

Программа рассчитана на 8 месяцев:

  • по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут, для детей 5-6 лет;
  • по 2 занятия в неделю, длительностью 30 минут, для детей 6-7 лет.

Занятия ведутся по учебному курсу для детей 4-7 лет Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьеныша». Курс изложен от простого к сложному, направлен на развитие логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:

  • развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины;
  • развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина;
  • развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей;
  • развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Диагностическое направление: диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае. Форма проведения – индивидуальное обследование (смотреть приложение №1)

Используемая литература

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
  2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  3. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  4. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьеныша: Учебный курс для детей 4-5 лет. _ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20218. – 160 с.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

Приложение №1

График проведения кружка «Цветная логика. Блоки Дьенеша –

как дополнительное развитие дошкольников» (образовательная  область  Познание)

для воспитанников логопедической группы «Земляничка»

руководитель кружка Захарова Нина Александровна

  • кружок проводится 4 раза в месяц, 1 занятие в неделю по 25 – 30 минут.

День недели

Время проведения

Место проведения

1 неделя – четверг

2 неделя – пятница

3 неделя – четверг

4 неделя – пятница

15.30

кабинет познавательного развития (3 этаж)

Приложение №2

п/№

ФИ ребёнка

Восприятие формы, цвета, величины

(рёбенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур)

Действие наглядного моделирования (рёбенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, способен конструировать по цветной схеме)

Действие сотрудничества (ребёнок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и умеет оказывать взаимопомощь)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Приложение №3

Посещаемость воспитанников логопедической группы «Земляничка»  кружка «Цветная логика, блоки Дьенеша»

Дата

Ф.И. ребенка

Всего присутствует:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Говорушки" (речевое развитие)

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные организации и родители.Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего сист...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»

Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....

«Логика для дошкольников» Образовательная программа кружка дополнительного образования

Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов...