Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Суфиярова Лидия Рамзилевна

Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №4»

городского округа города Агидель

                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

                                                        Директор

                                                                                МАДОУ «ЦРР-д/с №4»

___________Салихова А.Х.

«____»____________2018г.

Рабочая программа кружка дополнительного образования

по художественно-эстетическому развитию

«Волшебная кисточка»

Разработала: Суфиярова Л.Р.

г.Агидель

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы.

Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Цель Программы:

Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями.

Задачи:

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения:

Занятия длительностью 25-30 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:

Метод тычка; рисование свечой; пальчиковое рисование (ватной палочкой); рисование бумагой; граттаж; рисование манной крупой; монотипия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями;

Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

 Создание игровой ситуации. Показ воспитателя.

 Использование движения руки.

 Сравнение двух техник.

 Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

 Доступность отбираемого материала;

 Постепенное усложнение программного содержания, методов и приемов руководства детской деятельностью;

 Индивидуальный подход к детям;

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Для сотрудничества с семьѐй выбраны следующие формы работы:

 Оформление наглядной агитации для родителей

 Проведение бесед

 Консультаций для родителей

Используемая литература:

1.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5-6 лет» Москва 2013

2. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 6-7 лет» Москва 2011

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.-М., КарапузДидактика,2008.

Список детей посещающих кружок дополнительного образования «Волшебная кисточка».

Ф.И.О.

Возраст

Группа№

1.

Мамедова Зарина Хамитовна

5

17

2.

Каримов Данил

5

17

3.

Гилемшина Элина Ильназовна

6

18

4.

Габдрахимов Равиль

6

18

5.

6.

7.

Тематический план работы кружка «Волшебная кисточка»

на 2018-2019 год

Сентябрь

2 неделя

Поиск информации, литературы.

3неделя

Изучение методики обучения рисованию старших и подготовительных групп.

4 неделя

Составление и утверждение плана на год.

Октябрь

Недели

Тема занятия

Программное содержание

Методические приемы

Источник

1неделя

«В гости к волшебным краскам»

Продолжать развивать представления и знания детей о цветовом спектре, о теплых и холодных тонах, о цветовом многообразии.

Сюрпризный момент: «Снежная королева», «Солнце».

Беседа, рассматривание гаммы красок. Дидактическая игра «Подари букет цветов».

Практические действия.

Акварельные краски, кисть № 1,2,3. Бумага в виде чашки.

Интернет-ресурс. Конспект занятия.

2неделя

 «Башкирский орнамент. Декорирование башкирского детского сапожка».

Познакомить с элементами башкирского орнамента. Закреплять умение правильно использовать кисть. Закреплять знание цветов.

Развивать художественный вкус, творчество, фантазию.  Воспитывать чувство гордости за свой край, свою родину. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Сюрпризный момент: «Девочка Айгуль».

Показ видов башкирского орнамента. Практические действия.

Гуашь, кисточки № 2,3. Бумага в виде сапога. Простой карандаш, ластик.

Интернет-ресурс. Конспект занятия.

3неделя

«Чудесная палитра»

Знакомить со свойствами красок, тренировать в смешивании красок, получении новых оттенков.

Просмотр развивающего мультфильма «Смешиваем краски». Самостоятельная деятельность. Краски акварельные, гуашь, бумага, кисть № 6.

Интернет-ресурс.Конспект

4неделя

«Осенняя береза»

Закреплять умение передавать в рисунке красоты и особенности внешнего вида русской красавицы березы (белоснежный ствол, крона с тонкими гибкими ветками). Продолжать учить тонировать бумагу.

Показ картины И.И. Левитана «Золотая осень», «Осень. Березки». Беседа. Рассматривание слайдов (этапы рисования).

Лист альбомный, Кисти № 6, 2,3, щетинистая.

Акварельные краски, палитра.

Интернет-ресурс. Мастер класс. Конспект занятия.

Ноябрь

1 неделя

«Познакомить с жанрами живописи»

Систематизировать знания ребенка в живописи, формирование художественного вкуса и интереса к образцам отечественного и мирового искусства. Дать представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности.

Презентация «Жанры живописи». Репродукция картин. Дидактическая игра «Найди лишнее».

Самостоятельная деятельность. Альбом, кисточки, краски на выбор, непроливайка, салфетка.

Стр.38

Колдина Д.Н.

2 неделя

«Рисование с натуры. Гроздья рябины»

Учить рисовать с натуры, передавать в рисунке характерные формы и колорит. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков)

Загадка о рябине;

Рассматривание ветки рябины;

Показ способа изображения; Пальчиковая гимнастика;

Самостоятельная работа.

Акварельные краски, альбомный лист, карандаш.

Стр.9

Колдина Д.Н.

3 неделя

Рисование декоративное по мотивам народной росписи. Золотая хохлома

Продолжать знакомить с хохломской росписью. Учить рисовать травки, ягодки, цветы, кудрину. Учить рисовать кончиком кисточки.

Мини выставка предметов хохломской росписи. Рассматривание росписи. Развитие диалоговой речи и обогащение словаря. Кисть №1,2,3. Гуашь. Альбомный лист в виде чаши.

4 неделя

«Портрет мамочки моей»

Закрепить знания о жанре портрета. Развитие умения пересказывать.

Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу) .

Устное рисование портрета мамы. Художественное слово, чтение стихотворения. Показ этапов рисования. Самостоятельная деятельность.

Интернет-ресурс. Конспект.

Декабрь

1 неделя

«Городецкие узоры»

(городец)

Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора. Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, в нанесении оживки с помощью кисти и ватной палочки. Учить рисовать ромашки и розаны. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

Рассматривание изделий городецких мастеров;

Рассказ о городецкой росписи;

Рассматривание элементов городецкой росписи;

Показ последовательности выполнения элементов росписи;

Самостоятельная работа детей.

Стр.116

Лыкова И.А.

2 неделя

«Пушистая елочка»

Знакомство с различными способами рисования ели. Продолжать учить тонировать бумагу.

Просмотр презентации с фотографиями заснеженных елей. Рисование ели на манке. Бумага гуашь жесткие кисти.

Интернет-ресурс

Конспект занятия

3 неделя

Рисование по мотивам литературного произведения

«Дремлет лес под сказку сна»

Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

Рассматривание зимних пейзажей.

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован...»

Листы бумаги белого, светло-голубого, светло-розового, бирюзового, светлосиреневого, синего, чёрного цвета - на выбор детям, гуашевые краски, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, салфетки бумажные

Лыкова И.А.

Стр.98

4 неделя

Новогодняя открытка

Вызвать у детей желание порадовать своих близких, нарисовав для них новогоднюю открытку; учить самостоятельно использовать свои умения в изображении птиц; формировать умения придумывать композицию открытки – изображать одну-две птицы (синичка, снегирь) на ветке дерева в той или иной позе; украшать открытку «снежной рамкой». Развивать художественный вкус. Воспитывать аккуратность.

Беседа о наступающем новогоднем празднике;

Рассматривание новогодних открыток;

Самостоятельная работа детей;

Выставка детских работ.

Акварельные краски, кисти № 2,3,1, щетинистая. Клей ПВА, блестки, соль.

Стр.36

Колдина Д.Н.

Интернет-ресурс.

 

Январь

2 неделя

«Дремлет лес под сказку сна»

Учить рисовать зимний пейзаж; придумывать содержание рисунка, уметь рисовать рисунок на заднем и переднем плане.

Развивать воображение.

Формировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже.

Рассматривание зимнего пейзажа;

Беседа об увиденном;

Самостоятельная работа детей;

Рассказы детей о своих работах.

Акварельные краски, кисточки № 2,3,6. Альбомный лист.

Стр.98

Лыкова И.А.

3 неделя

«Птицы на ветке»

(уголь)

Учить детей изображать птицу на ветке, передавать особенности формы крыльев и хвоста у разных птиц; передавать в рисунке характерную окраску птиц: голова, крылья и хвост, тело; располагать птицу по диагонали на листе бумаги; изображать крылья широкими изогнутыми линиями.

Загадки о птицах;

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц; Этапы рисования.  (слайды)

Самостоятельная работа детей;

Выставка детских работ

Интернет-ресурс. Конспект.

4 неделя

«Дымковские игрушки»

(дымка)

Продолжать знакомить детей с народным декоративно прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Рассматривание дымковских игрушек; Беседа о дымковских игрушках;

Рассматривание элементов дымковской росписи;

Самостоятельная работа детей.

Стр.122

Лыкова И.А.

 

Февраль

1 неделя

Белый медведь и северное сияние

Рисование с элементами аппликации

Самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания

Беседа о разных частях света и климатических зонах. Рассматривание изображений белого медведя, моржа, тюленя. Обсуждение понятий «льдина» и «айсберг».

Бумага большого формата белого цвета для фона, пастель, гуашевые краски, кисти, банки с водой, планшеты, бумага цветная (обязательно белого, голубого и серебристого цвета), (салфетки или писчая); куски белого поролона или пенопласта, ватные диски, ножницы, клей.

Лыкова И.А. стр.140

2 неделя

«Медвежонок»

(набивка)        

Учить изображать пушистого детеныша животного в какой-либо позе или движении; формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штрихи – прямые, волнистые, закругленные и вертикальные («выбивание»)

Рассматривание иллюстраций Чарушина;

Беседа по иллюстрациям;

Показ способа изображения медвежонка;

Самостоятельная работа детей;

Выставка детских работ.

Интернет-ресурс.Конспект.

3 неделя

Автопортрет

Развивать художественное восприятие образа человека. Продолжать учить передавать в рисунке черты лица. Учить рисовать автопортрет по памяти (голову и плечи). Познакомить со способом наложения цветового пятна тушевкой. Развивать эстетический вкус, воображение и самостоятельность

Фотографии детей, альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Стр.49

Колдина Д.Н.

4 неделя

«Роспись посуды».

 (По мотивам гжельской росписи).

Учить детей передавать цветовой колорит (сочетание белого и синего), расписывать готовую форму, используя приём кистевой росписи.

Развивать чувство ритма, формы, цвета.

Воспитывать интерес к искусству.

Рассматривание гжельской посуды;

Беседа о гжельской росписи;

Показ способа изображения элементов росписи;

Самостоятельная работа детей.

Стр.18

Колдина Д.Н.

Лыкова И.А. стр.128

 

Март

1 неделя

Рисование с натуры «Букет цветов»

Рисование с натуры; точная передача формы и колорита весенних цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определенной точки зрения

Стр.158

Лыкова И.А.

2 неделя

Рисование по мотивам литературного произведения

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Стр. 164

Лыкова И.А.

3 неделя

Жостовские цветы

Познакомить детей с русским художественным промыслом – жостовской росписью, с построением традиционных жостовских геометрических и растительных орнаментов и формами цветков (розы, ромашки, пиона и т. д.). Учить рисовать элементы росписи концом кисти, держа ее перпендикулярно поверхности листа. Упражнять детей в составлении композиции и красивом сочетании цветов. Развивать фантазию и воображение детей.

Жостовские подносы, образцы элементов жостовской росписи.

Картонные шаблоны подносов (разные по форме), тонированные черной гуашью, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.

Стр. 15

Колдина Д.Н.

4 неделя

«Заря алая разливается»

Рисование восхода солнца (заря алая) акварельными красками. Совершенствование техники рисования «по мокрому»

Стр.176

Лыкова И.А.

 

Апрель

1 неделя

«А горы все выше»

Продолжать учить рисовать иллюстрации к сказкам. Учить рисовать горы акварелью в соответствии с ее особенностями: разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов, учить приему размывки. Закреплять умение вписывать изображение в лист.

Книги К. Чуковского "Айболит" с иллюстрациями разных художников. Листы акварельной бумаги, простые карандаши, акварель, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.

Стр.60

КолдинаД.Н.

2 неделя

День космонавтики

Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – цветного граттажа. Учить рисовать звездное небо, используя прием процарапывания. Упражнять в работе пером, тушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию.

Картон желтого, салатового или оранжевого цвета, восковая свеча или желтый восковой мелок, черная тушь или гуашь, смешанная с несколькими каплями жидкого мыла, широкая кисть, заостренная палочка (перо), баночка с водой, тряпочка, клеенка-подкладка.

Стр.56

Колдина Д.Н.

3 неделя

«Бескрайнее море»

Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, передавая ближний и дальний план. Упражнять в рисовании мазками. Развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность.

Репродукции картин И. Айвазовского. Бумага, акварель, карандаши.

Стр.61

Колдина Д.Н.

4 неделя

Выставка детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по дополнительному образованию с использованием здоровьесберегающих технологий "Поющая кисточка"

Материал содержит информацию по работе с детьми дошкольного возраста по дополнительного образования с использованием арома, цвето и музыкотерапии....

Программа по дополнительному образованию по художественно – эстетическому развитию детей 4-5 лет. «Весёлые пальчики» (на развитие мелкой моторики)

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию «Мастерята»

Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию «Мастерята»...

Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Кисточка» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На...