Программа кружка дополнительного образования "Говорушки" (речевое развитие)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему

Сагитова Элина Ралифовна

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные организации и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx176.62 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Программа кружка

дополнительного образования

«Говорушки»

(речевое развитие)

Средняя группа

Срок реализации: 1 год

Составитель: Сагитова Э.Р.    воспитатель МАДОУ д/с №7

Нефтекамск 2017

Оглавление

I        Информационная часть программы

II        Пояснительная записка

III        Календарно-тематический план обучения

IV        Информационно методическое обеспечение

V        Приложение

Информационная часть программы

Вид программы: развивающая

Период обучения: 1 год

Возраст обучающихся воспитанников: 5-6 лет (средняя группа)

Состав обучающихся воспитанников: постоянный

Используемые методы:

- словестный ( беседа, разучивание потешек и стихов,  составление рассказа по картине)

- наглядные – показ действия

- практические и игровые

Форма реализации программы: организованная образовательная деятельность в рамках кружка дополнительного образования «Говорушки»

Развивающая среда:

- Различные виды театра

- Сюжетные картины

- Декорации

- Настольная ширма

Условия реализации программы: -естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада

Пояснительная записка.

Актуальность. Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные организации и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для речевого развития.

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи:

-  развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-  обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

-  развивать артикуляционный аппарат;

-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;

- способствовать развитию графических навыков,

-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,

-  развивать мелкую моторику;

-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Пути и методы реализации:

1.Правильный образец педагога.

2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.

3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.

4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и  на слух.

5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.

6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

7. Правильный подбор мебели, освещения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

Ожидаемые результаты

- обогатится  словарь воспитанников;

- сформируется навык  употребления нужных по смыслу слов;

- выработается  правильное звукопроизношение

- сформируется артикуляционный аппарат;

- сформируется умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;

- расширятся знания о предметах  окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животны

Перспективный план работы кружка «Говорушки»

Октябрь.

Тема

Цель

Методические приемы

1.

«Состав семьи»

Обогащение и активизация словаря

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 20

2.

«Занятия членов семьи»

Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Обогащение и активизация «глагольного» словаря

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 22

3.

Человек и его части тела

Активизация словаря, учить употреблять притяжательные местоимения

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 23

4.

Человек и его части тела

Активизация словаря, учить употреблять притяжательные местоимения

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 25

5

«Кто больше заметит небылиц»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Приложение к программе №1,

Конспект 1

Ноябрь.

Тема

Цель

Методические приемы

1.

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые  и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности.

Приложение к программе №1, конспект 2

2.

Где начало рассказа?

учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Приложение к программе №1,

конспект 3

3.

Описание сюжетной картинки «Строительство дома»

Активизация словаря, обучение анализу образцов постройки и соотнесение их частей

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 41

4.

Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень»

Продолжать приучать детей слушать стихотворения, помогать, используя разные приемы (мнемотаблица) правильно понимать содержание стихотворения. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворение, читать стихотворение громко, выразительно.

Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Приложение к программе №1,

конспект 4

Декабрь.

Тема

Цель

Методические приемы

1.

«Чайная посуда»

Продолжать знакомить с чайной посудой, учить сравнивать два предмета, развивать речь

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 56

2.

Столовая посуда

Познакомить с названиями столовой посуды, их назначением, обогащать и активизировать словарь по теме

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 58

3.

Кухонная посуда

Уточнить названия кухонной посуды, их формы, учить составлять предложения с предлогом «у»

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 60

4

Найди картинке место

научить соблюдать последовательность хода действия.

Приложение к программе №1,

конспект 5

Январь.

Тема

Цель

Методические приемы

1

Домашние животные. Друзья человека

Уточнить внешние признаки собаки и кошки, активизация соответствующей лексики, продолжать учить составлять предложение используя прилагательные

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 61

2

На ферме

Активизация словаря, уточнение названий детенышей домашних животных, продолжать учить правильно составлять предложения.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 65

3

Внешние признаки диких животных

Уточнить характерные признаки внешнего вида животных, активизация соответствующей лексики

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 67

Февраль.

Тема

Цель

Методические приемы

1

Какая картинка не нужна

научить находить лишние для данного рассказа детали.

Приложение к программе №1,

конспект 6

2

Составление рассказа о зиме.

Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.

Приложение к программе №1,

конспект 7

3

Внешние признаки деревьев

Активизация предметного и качественного словаря по теме, практическое употребление единственного и множественного числа

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 71

4

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные и короткие). Лепим ёжиков»

знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие); продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать, похоже; продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Приложение к программе №1,

конспект 8

Март.

Тема

Цель

Методические приемы

1

Женский день

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 116

2

Моя мама

Работа над темпом и ритмом речи.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 118

3

Воспитательница детского сада

Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 107

4

Мой город

Продолжать формировать элементарные представления о своем городе, развивать речь, обогащать словарь по теме

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 113

Апрель.

Занятие

Цель

Методические приемы

1

«Чего на свете не бывает», «А я бы…»

научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Приложение к программе №1,

конспект 9

2

Заучивание стихотворения

Е. Каргановой "Весна"

обогащать и систематизировать знания детей о весне; уметь изображать своё видение в рисунке ;развивать у детей художественный вкус. Активизировать в речи детей слово«проталины». развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать простейшие выводы, Учить детей запоминатьстихотворение с помощью иллюстраций по содержанию стихотворения, использовать в речи языковые средства (прилагательные)Воспитывать любовь к родной природе; развивать эмоциональную отзывчивость.

Приложение к программе №1,

конспект 10

3

Лес весной

Обогащать и активизировать словарь детей, учить согласовывать существительное с другими частями речи

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 123

4

Чтение сказки

 С. Маршака «Красная шапочка»

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге.

Чтение сказки

Обсуждение сказки

5

Магазин Обуви

Учить детей отвечать полными предложениями на вопросы по сюжетной картине

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 145

Май.

Занятие

Цель

Методические приемы

1

Пассажирский транспорт

Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 133

2

Пойми меня

развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. 

Приложение к программе №1,

конспект 11

3

Описание сюжетной картинки «На прогулку»

Учить детей самостоятельно описывать увиденное на картине, составлять предложения с предлогом «в»

Громова О.Е., Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера. Стр 140

5

«Чудесный вечер»

Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год.

Информационно- методическое обеспечение:

Громова О.Е, Соломатина Н.Г, Кабушко А.Ю  Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: «Просвещение», 1985.

Колесникова Е.В.  От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.

Колесникова Е.В.  Раз-словечко, два-словечко (рабочая тетрадь для детей 3-4лет). – М.: «Ювента»,2013.

Максаков Л.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: «Просвещение», 1988.

Новоторцева Н.В. Артикуляционная (речевая) гимнастика. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.: «Просвещение», 1991.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: «Лань», 1996.

Приложение №1

к программе дополнительного образования

«Говорушки» (средняя группа),

руководитель Сагитова Э.Р.

Конспект 1

«Кто больше заметит небылиц?»

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Оборудование: Стихотворение «Путаница», фишки.

Ход игры:

Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница».

Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил

Конспект 2

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование предметной картинки».

Цель:

Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять термин «слово», понимать, что слова бывают разные; познакомить с многообразием слов; учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять навыки правильного произношения звуков в словах; познакомить с простейшим моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника.

Продуктивная: создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку.

Ход:

  1. Подскажи словечко дем.материал.

Незнайка сочинил для вас загадки. Постарайтесь их отгадать.

На ветке не птичка- зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка, кто же это? (Белка)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…Ежик

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха,

Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка)

  1. Назови другим словом дем.материал.

Незнайка просит вас назвать другими словами зайку, белку, ежа. (Зайчишка, зайчонок, заинька; белочка, бельчонок; ежик, ежонок).

Вы назвали много слов, и все они звучат по-разному.

3.Физкультминутка. Игра с мячом «Назови скорее».

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4.Знакомим детей с моделированием задание 2.

Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.

Прицепившись к задней шине, Я рубашку сшила мишке,

Мишка едет на (машине) Я сошью ему (штанишки).

Целый день поет щегол в клетке на окошке.

Третий год ему пошел, а он боится (кошки).

Незнайка, как и вы не умеет писать, поэтому под каждой картинкой нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините прямоугольник с картинкой – с предметом, который вы назвали в конце стихотворения.

5.Рисование предметных картинок.

Предложить детям альбомные листы и цветные карандаши. Воспитатель предлагает нарисовать разные картинки. Показать детям варианты картинок: яблоко, бабочка, машина, воздушный шар и др.

Конспект 3

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.https://arhivurokov.ru/multiurok/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_2.jpeg

Оборудование: Серийные картинки.(№)

Ход игры:


Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

 

Конспект 4

Чтение и заучивание стихотворения М. Худякова «Осень»

Программное содержание:

1. Продолжать приучать детей слушать стихотворения, помогать, используя разные приемы (мнемотаблица) правильно понимать содержание стихотворения.

2. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворение, читать стихотворение громко, выразительно.

3. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Ход занятия

(сюрпризный момент: приходит игровой персонаж - Белка)

Воспитатель: - «Ребята, к нам сегодня в гости пришла белочка. Белка принесла нам письмо, сейчас я открою конверт и посмотрим, что там лежит - это….

Дети: - «Листик».

Воспитатель: - «А, какой это листик?».

Дети: «Кленовый, желтый, осенний».

Воспитатель: «Правильно ребята, это листик кленовый, желтого цвета, осенний листик». Этот лист непростой, белка приготовила для вас загадку.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят….

Воспитатель: - «Про какое время года, белочка загадала вам загадку?».

Дети: - «Осень».

Воспитатель: - «Правильно дети, это время года осень. Листья сыплются дождем – это красивое явление называется листопад. Ребята, а белка хочет с нами поиграть, представьте, что вы – кленовые листики

(воспитатель предлагает детям надеть эмблемы «кленовые листики»).

Воспитатель: - «Подул ветер, полетели листья, закружил, закружил ветер листья и листья упали на землю (дети приседают, воспитатель после игры обращает внимание детей на конверт). Ребята, в конверте еще что-то лежит – это волшебные картинки. Эти картинки помогут мне сейчас рассказать вам стихотворение. Слушайте внимательно.Стихотворение называется «Осень», написал это стихотворении М. Худяков.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмуриться, дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Чтение стихотворения сопровождается показом воспитателя мнемотаблицы)

Воспитатель:

- «Как называется стихотворение?».

- «Какого цвета листья?».

- «Куда улетели птицы?».

- «Небо, какого цвета?».

- «Какие часто осенью осадки?».

- «Про какое время года стихотворение?».

Воспитатель: - «Сегодня мы будем заучивать стихотворение. Я буду читатьстихотворение еще раз, а вы запоминайте и повторяйте за мной, картинки будут нам помогать.

Воспитатель: - «Сейчас ребята, мы будем не только рассказывать стихотворение, но и покажем это стихотворение».

(воспитатель читает стихотворение и показывает движения детям, дети повторяю за воспитателем).

Воспитатель: - «Запомнили? Кто смелый, кто расскажет стихотворение громко, выразительно для белочки и для своих друзей».

(индивидуальные ответы детей 5-6 человек)

Воспитатель: - «Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам нарисовать стихотворение».

(дети рисуют)


Конспект 5

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.https://arhivurokov.ru/multiurok/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_3.jpeg

Оборудование: Серийные картинки.(№)

Ход игры:

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Конспект 6

 «Зима. Зимние забавы».

Цель: Учить детей составлять короткий рассказ по сюжетной картинке

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в группу и подходят к окну

Воспитатель: предлагает послушать стихотворение

 Ай да зимушка – зима

Как украсила дома!

Побелила всё вокруг,

на всех крышах белый пух.

Будут горки во дворе,

На забаву детворе.

Любят зиму, ребятишки?

Дети – Да!

Воспитатель – И девчонки? И мальчишки?

Дети – Да!

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами о зиме, о развлечениях зимой.

Пока нас с вами в группе не было, в окно залетела снежинка, но это не простая снежинка.

Снежинка волшебна с ее помощью мы с вами отправимся в волшебный зимний лес, закройте глазки . Покружились, покружились и в лесу мы очутились.

А сейчас откройте глаза и посмотрите,  мы с вами оказались на волшебной полянке (рассматриваем полянку)

Давайте с вами присядем возле елочки (дети присаживаются на коврике)

Давайте ребята вспомним, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Педагог предлагает варианты:

Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная) ;

Мороз – (морозная) ;

Ветер – (ветренная) ;

Холод – (холодная)

Зима – чудесное время года, не правда ли?

А за что же мы так любим зиму? Что нам нравится зимой? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.

 (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).

Рассматриваем полянку, воспитатель обращает, внимание под елочкой, лежат картинки.

Ребята это серия картинок,  которая называется: «Зимние забавы»

Давайте мы с вами сейчас развесим картинки на фланелеграфе и рассмотрим их

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».

Ребята я напоминаю, что серия картин называется: «Зимние забавы»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины:

- мальчик катается на лыжах;

- девочка катается на коньках;

Мы с вами рассмотрели картину, как дети катаются на санках, а сейчас рассмотрим следующую картину

- дети лепят снеговика;

Примерные вопросы:

-Какое время года изображено на картинке?

-Почему вы думаете, что это зима?

-Посмотрите на снег и скажите, какой он (пушистый, холодный, мягкий)

-А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная)

- Кого видим на картине?

- Что делают дети?

- Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)?

- В чем одеты дети?

-Какое настроение у детей во время прогулки?

Физкультминутка.

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок)

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Ребята, посмотрите, мы с вами не, заметили под елочкой еще одна картина

Садитесь  на стульчики  и давайте рассмотрим еще одну картину, сначала мы с вами рассматривали отдельные картинки, а сейчас мы с вами попробуем составить рассказ по общей картине

Воспитатель предлагает рассмотреть картину

Составление коротких рассказов  по опорной схеме.

Образец рассказа

Наступила снежная и холодная зима. На земле лежит белый, пушистый снег.  Дети одеты в легкие куртки и вязанные шапки.Девочки каталась на санках, коньках. Один мальчики лепит снеговика, а другой катается на лыжах.Лучше это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Детям зимой очень весело, можно кататься на санках, коньках, и.т.д.

Воспитатель: Замечательная картина у нас получилась.

Затем воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ по  картине(предложить начать одному ребенку, затем продолжить следующему, закончит рассказ предлагает еще одному ребенку)

Воспитатель: Замечательная картина у нас получилась.

Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку и подготовьтесь к составлению рассказа(выходит ребенок по желанию)

(Кто -  то может добавить по картине)

Оценивая рассказ детей, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в рассказ определения белый, пушистый снег, снежная и холодная зима

Воспитатель: Как дети провели время на прогулке? (было весело)

Дети подводят итог. О каком времени года мы с вами беседовали? Чем мы с вами сейчас занимались? (составляли рассказ)

Мне очень понравилось, как вы составляли рассказ, молодец….. он употребил в своем рассказе такие слова как морозная, снежная и т.д.

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Воспитатель кружится, как снежинка и в руке появляются снежинки, и говорит слова

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, рот закрыт. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)

Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше…

Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).

Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки…

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд). Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом). Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом). Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз). Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол). Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза). Глазки отдыхают.

А вы видели, ребята, какие красивее узор рисует на окнах мороз? Давайте и мы «нарисуем» волшебные узоры с помощью наших снежинок (выкладывание узоров на столе).

А сейчас ребята нам пора с вами возвращаться в детский сад, закройте глазки…

Возвращение в детский сад. Покружились, покружились и в детском саду очутились.

Итог: А сейчас, ребята, давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось больше всего? Молодцы! Спасибо вам большое. Посмотрите, ребята, какой красивый  узор из снежинок у нас с вами получился. Вам нравится? Я вам каждому подарю по снежинке, а вы с мамами, папами дома вырежете еще снежинки и украсите свои окошки дома.

Конспект 7

«Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные и короткие). Лепим ёжиков».

Цель:

Коммуникация: знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие); продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать, похоже; продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: развивать мелкую моторику, чувство формы, способности к композиции.

Познание (ФЦКМ): обогащать знания детей о диких животных.

Материал: раб.тетрадь «От слова к звуку» для детей 4-5л. Е.В.Колесникова, лист 3; простой карандаш; дем.материал «Слова, слоги, звуки» лист 3, карточка 33Б Е.В.Колесникова; пластилин, цветной картон, зубочистки, стеки.

1.Отгадай загадки дем.материал

Мишка решил загадать вам загадки. Отгадайте их и покажите картики – отгадки.

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (Вагон).

Черный проворный, кричит «крак»,

Червякам – враг. (Грач)

Как звучат слова – отгадки? (По-разному)

2.Игровое упражнение «Соедини правильно» задание 1

Мишка произнесет слово, а вы найдите на листе предмет, название которого произносится похоже. (Рубашка – ромашка, лимон – вагон, врач – грач.)

Мишка говорит детям, что слова могут звучать, похоже. Просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук – жук, санки – банки.)

3. Физкультминутка. Игра с мячом «Назови скорее».

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4.Игра «Загадки и отгадки» задание 2.

Мишка предлагает ребятам отгадать загадки, которые он для них приготовил. Как только дети отгадают загадки, они могут обвести по точкам прямоугольник, так они «напишут» названия предмета.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

Бьют его, а он не плачет.

Только выше, выше скачет. (мяч)

Не будильник, а звонит,

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, (телефон).

Назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон).

Как звучат названия этих предметов? (По-разному).

Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.

Хлопнуть в ладоши и сказать слово «мяч». Сколько раз хлопнули? (Один)

Сказать слово «часы» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два)

Сказать слово «кошка» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Два)

Сказать слово «телефон» и хлопнуть в ладоши. Сколько раз хлопнули? (Три).

Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове.

Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, - так мы обозначаем слова. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.

Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника – и в нем будет две части.)

В названии, какого предмета три слога? (Телефон) Разделите прямоугольник под телефоном на три части ( скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).

Если хлопнули один раз, то слово это короткое, если хлопнули 2,3 раза, то это длинные слова.

5. Вот ежик – ни головы, ни ножек.

Воспитатель предлагает детям слепить ежиков с длинными иголками. Спрашивает, как можно сделать иголки. Предлагает иголки сделать из зубочисток. Затем интересуется, как дети будут лепить ёжиков. Обобщать предложения детей и уточнять технику лепки из целого куска. Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина, «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

В конце работы организовать выставку.

Конспект 8

 «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.https://arhivurokov.ru/multiurok/2/d/f/2dfe5f1e2c5321e19a97a2cc0a73aa9ab1793ba7/sbornik-ighr-po-razvitiiu-sviaznoi-riechi-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta_6.jpeg

Оборудование: Картинки-нелепицы(№3)

Ход игры:

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.


«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: Текст сказки.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Конспект 9

Заучивания стихотворения «Весна» в средней группе Евгения Татаренко :

Цели: О. обогащать и систематизировать знания детей о весне; уметь изображать своё видение в рисунке ;развивать у детей художественный вкус.

Р. Активизировать в речи детей слово: «проталины». развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать простейшие выводы, Учить детей запоминатьстихотворение с помощью иллюстраций по содержанию стихотворения, использовать в речи языковые средства (прилагательные)

В. Воспитывать любовь к родной природе; развивать эмоциональную отзывчивость.

Материал: Запись аудио Чайковского «Времена года», картина Левитана «Озеро. Весна». фломастеры, бумага, иллюстрации к стихотворению, стихотворение Е. Карганова "весна"

1. Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:

- Какое наступило время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы, звери, дети)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (весной). Правильно.

Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. О весне много написано стихов, песен. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в весенний лес. Согласны? (звучит музыка «Времена года»

Вот мы и в лесу. Посмотрите как здесь красиво.

Вывешиваю картину Левитана «Озеро. Весна».

Какие деревья растут в лесу? Какие деревья вы видите на картине? Какие они? А почему деревья зеленые? Глядя на эту картину какое у вас настроение?

Весна – это время года, которое вдохновляло многих писателей, поэтов, художников на творчество.

2. Я хочу прочитать вам стихотворение Е. Карганова "весна"

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель- Понравилось ли вам это стихотворение?о чем это стихотворение?Что вам больше всего запомнилось? С чего начинается стихотворение? Чем заканчивается?

Повторное чтение.

заучивание с наглядным материалом:

Воспитатель: Как меняется природа с приходом весны? Какое весной солнышко? Что появляется весной на деревьях? (ответы детей).

Мы сегодня были в лесу. Много говорили о весне.

Так какая она сегодняшняя весна… (красивая, зеленая и т. д.)

Что вам больше всего понравилось в путешествии?

А сейчас возьмите фломастеры и бумагу и нарисуйте то, какую вы увидели сегодня весну(включаю музыку Чайковского «Времена года»).



Конспект 10

 «Пойми меня»


Цель
: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. 

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете.

После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя.

Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось ему. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная программа кружка "Топтыжка" по физическому развитию детей раннего возраста

Программа кружка «Топтыжка» - это физкультурно-оздоровительный игровой сеанс.Все упражнения направлены на укрепление физического здоровья детей и профилактику таких нарушений, как:Ø сколиоз,Ø плоскост...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста

Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»

Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Разноцветные пальчики»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....