Мастер -класс для родителей: Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Повернова Наталья Николаевна

 

       Уважаемые родители!  Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети. 

  1.   Прочтите предложения, которые были сказаны детьми.  Скажите, какие ошибки вы заметили?

- Осенью  с  девора  опадают листья. (перестановка слога)

- Мой дедушка купил  пинино    в   музыкальном  магазине.   (пропуск   слога- элизия)

- Мама пожарила вкусные  коклеты.   (замена согласного  в слоге).

    Нарушения, которые вы заметили, носят характер отклонения правильного слогового звучания  слова.

      О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

     С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. И конечно, может повлиять на нарушение письма  -дисграфия и нарушения чтения –дислексия.

     Под понятием «слоговая структура» слова   принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

    Сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут  устранить нарушения слоговой структуры   слова  и пополнят нашу копилку речевых игр.

 

 

1. -  Упражнение: «Правильно – неправильно»

Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.

 

Моноток – молоток

Тул – стул

Зуйка – зайка

Мутюг –утюг

Ломоко – молоко

Шинама - машина

(поднимают флажки) А как правильно сказать?

Молодцы правильно назвали все слова.

 

2.- Сейчас мы выполним ритмическую игру : «Дятел», которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова.    

      Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.

     Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши  и. т. д.

Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.

 

Добрый дятел дуб долбИл, долго дерево лечИл , !!

!!!, !!, !!!!

Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.

 

 

3 . Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч , называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Слова: магазин, аптека, парикмахерская, больница, гараж, цирк, супермаркет; здание, дверь, коридор, улица, дорога, калитка, забор, машина, ремень, сиденье, кресло и т.д.

«Мяч лови и мяч бросай — сколько слогов, называй»

 

4 . Магазин

Цель: упражнение детей в делении слов на слоги.

Оборудование: карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками, предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.

 

Ход игры: детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на их карточках- «деньгах». Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.

 

5. Бусы и слоги.

Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава, слоговой анализ слов.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.

Ход игры.

1 вариант. Ребёнок подбирает слова, в которых столько слогов, сколько бусин на шнурке.

image

2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове.

image

6. Поймай слог

Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием.

ТАпочки, кофТА, баТАрейка.

САхар, пиСАтель,   лиСА

ТОчка, цвеТОчек, лоТО

ШИло, маШИна, мыШИ

РОза,  доРОга, пеРО

Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.

7. Авторская игра «Слоговой цветок»

    Логопед предлагает детям подобрать картинки к цветкам, соответствующим  количеству слогов  от 1 до 4. Картинки  соответствуют лексическим темам: Овощи, Фрукты, Деревья, Транспорт, Домашние и дикие животные и др.

image

Литература:  

1.       Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство — Пресс, 2001. — 48 с.

2.         Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.

3.         Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.

4.         Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры//специальная школа. 1959.- выпуск 4

5.         Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с.

6.         Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. — 677 с.

7.         Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogi.docx264.36 КБ

Предварительный просмотр:

       Уважаемые родители!  Сегодня мы с вами поговорим о речевом нарушении, которое допускают дети.  

  1.   Прочтите предложения, которые были сказаны детьми.  Скажите, какие ошибки вы заметили?

- Осенью  с  девора  опадают листья. (перестановка слога)

- Мой дедушка купил  пинино    в   музыкальном  магазине.   (пропуск   слога- элизия)

- Мама пожарила вкусные  коклеты.   (замена согласного  в слоге).

    Нарушения, которые вы заметили, носят характер отклонения правильного слогового звучания  слова.

      О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.

     С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. И конечно, может повлиять на нарушение письма  -дисграфия и нарушения чтения –дислексия.

     Под понятием «слоговая структура» слова   принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

    Сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут  устранить нарушения слоговой структуры   слова  и пополнят нашу копилку речевых игр.

1. -  Упражнение: «Правильно – неправильно»

Ход: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.

Моноток – молоток

Тул – стул

Зуйка – зайка

Мутюг –утюг

Ломоко – молоко

Шинама - машина

(поднимают флажки) А как правильно сказать?

Молодцы правильно назвали все слова.

2.- Сейчас мы выполним ритмическую игру : «Дятел», которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова.    

      Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.

     Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши  и. т. д.

Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.

Добрый дятел дуб долбИл, долго дерево лечИл , !!

!!!, !!, !!!!

Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.

3 . Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч , называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Слова: магазин, аптека, парикмахерская, больница, гараж, цирк, супермаркет; здание, дверь, коридор, улица, дорога, калитка, забор, машина, ремень, сиденье, кресло и т.д.

«Мяч лови и мяч бросай — сколько слогов, называй»

4 . Магазин

Цель: упражнение детей в делении слов на слоги.

Оборудование: карточки- «деньги» с нарисованными на них двумя, тремя, четырьмя кружками, предметные картинки: морковь, свёкла, редиска, перец, чеснок, тыква, укроп, слива, вишня, арбуз, картофель, капуста, огурцы, помидоры, лимоны, бананы, виноград, ананас, яблоки, клубника, абрикосы, мандарины, смородина, ежевика, земляника.

Ход игры: детям предлагается купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на их карточках- «деньгах». Дети подходят к столу и проговаривают выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдаётся «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.

5. Бусы и слоги.

Цель: упражнение в подборе слов разного слогового состава, слоговой анализ слов.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнурки бус, предметные картинки.

Ход игры.

1 вариант. Ребёнок подбирает слова, в которых столько слогов, сколько бусин на шнурке.

2 вариант. Ребёнок называет картинки и нанизывает на шнурок столько бусин, сколько слогов в слове.

6. Поймай слог

Логопед произносит цепочку слов, показывая при этом картинку с названием.

ТАпочки, кофТА, баТАрейка.

САхар, пиСАтель,   лиСА

ТОчка, цвеТОчек, лоТО

ШИло, маШИна, мыШИ

РОза,  доРОга, пеРО

Ребенок определяет общий слог в словах ТА, потом можно без картинок.

7. Авторская игра «Слоговой цветок»

    Логопед предлагает детям подобрать картинки к цветкам, соответствующим  количеству слогов  от 1 до 4. Картинки  соответствуют лексическим темам: Овощи, Фрукты, Деревья, Транспорт, Домашние и дикие животные и др.

D:\my_docs\Мои рисунки\2018-10-28\2016 239.jpg

Литература:  

1.       Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — Спб.: Детство — Пресс, 2001. — 48 с.

2.         Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005.

3.         Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.

4.         Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры//специальная школа. 1959.- выпуск 4

5.         Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 87 с.

6.         Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. — 677 с.

7.         Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. — М.: 1963.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...

Календарное планирование по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План опробирован, используется в коррекционно-развивающей работе. Может быть полезен учителям-логопедам ДОУ, особенно молодым специалистам, студентам....

Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"

Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...