Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"
методическая разработка

Ракова Надежда Евгеньевна

Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии

Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи является распространённым и стойким нарушением среди детей дошкольного возраста. Все авторы, занимавшиеся изучением этой проблемы, отмечают низкую динамику его преодоления.

Часто  на  первый  план  при коррекции ОНР в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников.

В детских садах нет специальных коррекционных групп для детей с ОНР. Поэтому актуальным становится вопрос оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта ДОУ.

В настоящее время в современной практике логопедии была выявлена следующая проблема: появилась новая категория детей с ОНР, помимо псевдобульбарного компонента имеющих деформацию звуко – слогового уровня, как элемента корковой дизартрии. Их форму дизатрии можно назвать смешанной.

Цель – изучение особенностей  нарушений и формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР третьего уровня при смешанной форме  дизартрии.

Объект – слоговая структура слова у детей с ОНР третьего уровня при смешанной форме дизартрии.

Предмет – особенности нарушений и формирование слоговой структуры слова при ОНР третьего уровня при смешанной формой дизартрии.

Была выдвинута следующую гипотезу исследования: у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня при смешанной форме дизартрии наблюдаются стойкие нарушения слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью логопедической работы через использование комплекса игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова.

Задачи:

  1. Изучить теоретические научные источники, посвященные нарушению слоговой структуры слова.
  2. Выявить особенности формирования и коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
  3. Разработать комплекс игр и упражнений по формированию звуко - слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня при смешанной форме  дизартрии.

При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как З.Е. Агранович, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, З.В. Шарипова, Т.Б. Филичева, С.В. Коноваленко и др., которые изучали  проблемы усвоения слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью, типологию нарушений слоговых и ритмических составляющих слова, пути преодоления имеющихся нарушений. Это явилось методологической основой исследования.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии.

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня при смешанной форме дизартрии через систему игр и упражнений, будет способствовать расширению возможностей детей для реализации своего потенциала и удовлетворению потребностей в общении, установлению новые социальных контактов в группе сверстников.

В качестве основного способа коррекции звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со смешанной формой дизартрии был использован комплекс игровых упражнений по формированию слоговой структуры слова у детей. В его основу был положен синтез методик С.Н. Большаковой, Т. А.Ткаченко и З.Е. Агранович.

На основе анализа основных методик формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, были разработаны этапы коррекционной работы.

1 этап  - этап формирования базовых предпосылок становления слоговой структуры слова (по методикам С.Н. Большаковой и Т.А. Ткаченко).

Цель данного этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Главная задача основного этапа - формирование навыка правильного произнесения слов продуктивных классов.

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Этап включает в себя следующие направления работы:

  1. упражнения на развитие оптико-пространственных ориентаций,
  2. упражнения на развитие сомато-пространственных ориентаций,
  3. упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве на листе бумаги,
  4. упражнения на развитие временно-пространственной ориентации,
  5. упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений,
  6. упражнения для работы над ритмом - воспроизведение музыкального ритма, произнесение с прохлопыванием звукосочетаний гласных звуков, уровень прямых повторяющихся слогов, уровень слогов с разными звуками раннего онтогенеза, уровень слова.

2 этап работы представляет собой переход к упражнениям с речевым материалом (по методике З.Е. Агранович).

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

Вначале дети обучались членению слов на слоги неосознанно. Затем ребенку давалась зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек). Проговаривая слово по слогам, ребенок одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем предлагают ребенку определить, длинное это слово или короткое (одно-, трех-, четырехсложные слова).

Усложняя работу над слоговой структурой слова, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми.

Параллельно проводила работу по формированию фонематического восприятия. Дети утрированно произносили звуки, угадывали их по беззвучной артикуляции, воспринимали на слух и определяли в ряду других звуков, удерживали в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков.  

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры.

Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.

Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Поэтому детям предлагался комплекс игр и упражнение для автоматизации усвоенной слоговой структуры в самостоятельной речи. В конце каждого блока игр и упражнений по определенному классу слов детям предлагались упражнения для закрепления этого типа слоговой структуры в самостоятельной речи.

Работа на индивидуальных занятиях по формированию правильной слоговой структуры слова включала в себя повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Практическая значимость работы определяется тем, что разработан и апробирован комплекс игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова. Экспериментально проверена и подтверждена в процессе опытного обучения эффективность реализации предлагаемой работы; установлено, что их внедрение в практику специализированного обучения детей рассматриваемой категории повышает результативность коррекционного воздействия.         Это еще раз доказывают результаты проведенной диагностики: уменьшилось количество ошибок, связанных с пропуском согласного в стечении на 59%. У детей не обнаружено таких нарушений слоговой структуры, как опускание стечений согласных и перестановка согласных в стечении. Остались без изменений такие группы нарушений, как уподобление слогов, замены слогов, пропуск слогов.

Важным условием работы по формированию слоговой структуры слова у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Работа с родителями велась по схеме: презентация темы – обучение родителей – организация самостоятельной коррекцонной работы.

На этапе презентации я рассказываю родителям  значимость темы, её актуальность. Презентацию темы провожу через родительское собрание, наглядную информацию.При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: консультации, практикумы, демонстрация игр. Организация самостоятельной коррекционной работы предполагает закрепление в виде домашнего задания отработанных на занятиях слоговых структур.

Система работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии была обобщена и получила распространение в рамках МО «Школы для логопедов», представлена  на районном Креатив-фестивале - муниципальный уровень и на Втором всероссийском конкурсе «Я - педагог» - всероссиийский уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА КАК ОСНОВЫ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чувство ритма – это способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с помощью того или иного движения. [4]Большинство исследователей п...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Слоговая структура слов русского языка имеет важную особенность, которая заключается в том, что сила слогов в ней неодинакова, то есть, всякое слово русского языка имеет свой ритмический рисунок.При н...

Календарное планирование по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План опробирован, используется в коррекционно-развивающей работе. Может быть полезен учителям-логопедам ДОУ, особенно молодым специалистам, студентам....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...