Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Богачева Виктория Германовна

В статье рассматривается специфика формирования интонационной выразительности речи  у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в логопедической группе. Представлены игровые упражнения на развитие мимики, на формирование высказываний, алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интонационной выразительности речи  у детей дошкольного возраста с дизартрией

Учитель-логопед Богачева В.Г.

Нарушения речи у детей сегодня становятся частой проблемой, с которой родители обращаются к невропатологам и логопедам. В тройке наиболее частых речевых расстройств находится дизартрия.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения.

В работах логопедов-исследователей Е. Е. Шевцовой, Л. В. Забродиной говорится, что нарушение просодики наблюдается у большинства детей с речевой патологией, особенно при дизартрии. Монотонность речи в данном случае является одним из диагностических показателей патологии речи. Среди детей, посещающих мои занятия, детей с дизартрией большинство.

Отсутствие видимой эмоциональности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма и других просодических элементов не способствует коммуникации таких детей, ухудшает их адаптацию в обществе.

Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, и, разумеется, через интонацию. Интонационные средства выразительности организуют речь в целом и делают процесс коммуникации более информативным.

У детей со стёртой дизартрией нарушены базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками коммуникации. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи в дошкольном возрасте.

Такая работа должна избавить от монотонности речи, придать ей эмоциональность, что в конечном итоге улучшит коммуникативный навык у ребят.

Проблемой просодической стороны речи занимались В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др. Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Их исследования показывают, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Нарушениями интонационной стороны речи, её диагностикой, развитием и коррекцией занимались и другие  авторы: составители программы ДОУ для детей с нарушениями речи Г. Б. Чиркина и Т. Б. Филичева, Н. М. Гордеева, автор учебника «Технологии формирования интонационной стороны речи», автор учебника по логоритмике Г. А. Волкова, Е. Е. Шевцова и Л. В. Забродина и др.

        Однако, ни у кого из этих авторов раздел,  посвященный формированию просодической стороны речи, не выделен в самостоятельное направление работы, носит фрагментарный характер.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР в течении года проводится коррекционная работа: последовательно, систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей, и основного вида деятельности детей – игры, которая способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа в данном направлении решает следующие задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

3. Развитие речевого дыхания – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

4. Укрепление и развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Коррекционная работа проводилась поэтапно:

I этап: Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи

II этап: Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи

В начале учебного года мною была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР, в ходе которой определялось:

умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;

возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;

умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;

возможность выделять ударный слог в слове;

способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности:

в умении говорить шепотом;

переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише);

выделять голосом нужное слово;

повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении;

передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводится ежедневно как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Каждое занятие начинается с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных: на коррекцию ротового и носового дыхания, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные и фонационные (произнесение звуков на выдохе) дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя»)

Работа строится с учетом необходимости применения подетально расчлененной подачи материала с демонстрацией отдельных элементов; внимания к совершенствованию координации и переключению движений; чередования статических и динамических упражнения для детей с повышенной утомляемостью, показа упражнений в сочетании со словесным объяснением педагога.

Первоначально проводилась работа над развитием длительного выдоха без участия речи. Важно, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Это упражнения:

«Листочки шелестят» - раздать каждому по листику из зеленой бумаги, прикрепленному к палочке-«ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики. «Снежинки летят» - на ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят» и др.

1. «Морские котики» - ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваясь от пола.

2. «Мячик лопнул» - руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.

4 «Шалтай-болтай» - наклоняемся – выдох: «ф».

Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики.

Игровые упражнения на развитие мимики

Тема ««Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить Плачущую Осень.

Наше настроение. Показать. Какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Тема «Фрукты»

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.

Тема «Человек»

Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен -недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив -несчастлив; спокоен -рассержен. Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова -приятно, ругают -неприятно.

Мама не пустила гулять -расстроены, пришел друг в гости -радостны.

Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.

Тема «Семья»

Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).

Изобразить строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.

Тема «Дом»

Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.

Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба. Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура!»

Тема «Посуда, пища»

Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку, радость – купили новую посуду, неудовлетворение – много грязной посуды.

Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

Тема «Домашние птицы»

Сердитый индюк. Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна. Испуганный цыпленок. Трусливый гусенок боится плавать

Петух готовится петь. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть.

Тема «Домашние животные»

Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.

Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка.

Тема «Зима»

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дождь до самых костей в морозную, студеную погоду

Передать гневную интонация деда Мороза

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня:

- Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движениями настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Тема «Дикие животные»

Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего в лапы).

Тема «Птицы»

Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить радость птиц, увидевших родные края после возвращении из далеких странствий.

Тема «Весна»

Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Зеркало

Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

Выбери ребенка

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка.

Кто это сказал?

По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

Облака

Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.

Ребенок рисует мимическое выражение на облаке после прослушивания.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним:

«Мне весело с тобой!»

И долго-долго облачку махал

я вслед рукой.

Мимический диктант

Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

«Оля пошла погулять.

- Как ласково светит солнышко! Мне тепло и приятно.

Оля увидела цветочек:

- Ах! Какой красивый цветочек! Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

- Ой, а вдруг она меня ужалит!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

- Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Формируя у детей длительный плавный озвученный выдох, начинаем  работу по развитию интонационной выразительности. Детям предлагаются упражнения:

- на изменение силы голоса («Тихо – громко», «Далеко – близко»);

- его высоты («Кошка и котенок», «Медведица и медвежонок»: дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высоким голосом; «Аня и Ваня поют песенки: а-а-а»; «Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т. д.);

- тембровой окраски («Три медведя», «Теремок» и т. д.).

На этом же этапе детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева. Так, ребенок может удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!».

Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и отвечая: «Кап-кап-кап»; колокольчики изумляются: «Динь-динь-динь»; барабан сердится: «Бом-бом-бом».

Игровые упражнения на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

Конкурс на грядке

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

Маски

Задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

Сломанный телевизор

Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

Прочитай письмо, Составь рассказ

Дети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

В работе я использовала следующие алгоритмы:

  1. Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения повествовательной интонации:
  1. В предложении о чем-то сообщается.
  2. Голос — спокойный, немного понижается в конце.
  3. Обозначение предложения — стрелочка вниз.
  4. В конце предложения —точка.
  1. Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения вопросительной интонации:
  1. В предложении о чем-то спрашивается.
  2. Голос — на «важном» слове повышается.
  3. Обозначение предложения — стрелочка вверх.
  4. В конце предложения —вопросительный знак.
  1. Алгоритмы для запоминания и повторения при формировании восприятия и воспроизведения восклицательной интонации:
  1. В предложении — восклицание.
  2. Голос — на «важном» слове повышается, затем немного понижается.
  3. Обозначение предложения — стрелочка вверх-вниз.
  4. В конце предложения —восклицательный знак.

На заключительном этапе дети учатся дифференцировать изученные виды интонации. Детям прочитывалось произведение, содержащее высказывания известных коммуникативных типов. Они должны поднять карточку-символ с необходимым знаком (точка, вопросительный или восклицательный знак), определив тип предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное) предложение. Можно предложить проиграть предложение, изобразить мимикой нужную эмоцию.

Список литературы:

  1. Учебное пособие для студентов вузов. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.:АСТ:Астрель,2008. – 319с.
  2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. — СПб.: НОУ «Союз», 2006. — 151 с.
  3. Методическое пособие: Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.Айрис-пресс,2006. – 64 с.
  4. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6—7 лет) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. — СПб.: КАРО, 2008. — 144 с. —(Серия «Мастер-класс логопеда»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...

Консультация для педагогов "Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией"

Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией                              ...

ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ

Знакомство ребенка дошкольного возраста с дизартрией с видами интонаций (повествовательной, восклицательной , вопросительной) на уровне слов...