Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная.

    Цель: развитие связной речи посредством обобщения представлений о мире профессий.

    Задачи:

     

    Коррекционно-образовательные:

    1. Развивать образное мышление в процессе составления рассказов по опорным картинкам, используя пособие «Круги Луллия»
    2. Стимулировать речевую активность детей в ходе выполнения игровых заданий.
    3. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых.

     

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать мелкую и артикуляционную моторику посредством биоэнергопластики.
    2. Продолжать формировать длительную целенаправленную воздушную струю.

     

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Развивать у детей коммуникативные навыки, инициативность.
    2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

     

    Методические приемы:

    1. Создание проблемной ситуации (просмотр видеосюжета).
    2. Вопросы поискового характера.
    3. Дидактические игры и упражнения.

     

    Материалы и оборудование: ноутбук, видеосюжет «Разговор о профессиях» (по рассказу из пособия Н.Э.Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4), мяч, аудиозаписи с фразами людей разных профессий, пособие «Горячий суп», карточки для игры «Найди пару», пособия круги Луллия (4 шт), предметные и сюжетные картинки о профессиях для составления рассказов.

     

    Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx25.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 21 города Пензы «Колосок»

    Конспект  образовательной деятельности по речевому развитию

    для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    с использованием пособия «Круги Луллия» на тему:

    «В мире профессий»

    Учитель-логопед: Карташева Елена Анатольевна,

    I квалификационная категория

    Пенза, 2018

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная.

    Цель: развитие связной речи посредством обобщения представлений о мире профессий.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    1. Развивать образное мышление в процессе составления рассказов по опорным картинкам, используя пособие «Круги Луллия»
    2. Стимулировать речевую активность детей в ходе выполнения игровых заданий.
    3. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к профессиям взрослых.

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать мелкую и артикуляционную моторику посредством биоэнергопластики.
    2. Продолжать формировать длительную целенаправленную воздушную струю.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Развивать у детей коммуникативные навыки, инициативность.
    2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

    Методические приемы:

    1. Создание проблемной ситуации (просмотр видеосюжета).
    2. Вопросы поискового характера.
    3. Дидактические игры и упражнения.

    Материалы и оборудование: ноутбук, видеосюжет «Разговор о профессиях» (по рассказу из пособия Н.Э.Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4), мяч, аудиозаписи с фразами людей разных профессий, пособие «Горячий суп», карточки для игры «Найди пару», пособия круги Луллия (4 шт), предметные и сюжетные картинки о профессиях для составления рассказов.

    Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

    ХОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Компоненты образовательной деятельности

    Действия воспитателя

    Действия детей

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (мотивационный компонент)

    - мотивация

    - целеполагание

    Педагог смотрит видео по рассказу из пособия Н.Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4.  

    Педагог интересуется:

    - Почему  Маша и Витя ссорятся?

    - Я не смогла решить этот спор. Может быть, вы мне поможете?

     А много ли профессий вы знаете?

    Дети присоединяются к педагогу. Просматривают видео.

    Дети высказывают свои мнения.

    Дети выражают готовность помочь, называют профессии

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (операционно-деятельностный компонент)

    -описание методов, способствующих решению поставленных задач (проблемные вопросы, уточнение заданий…)

    - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников

    (обсуждение и уточнение способов деятельности по решению поставленной задачи…)

    Педагог предлагает детям прослушать аудиозапись и определить, человеку какой профессии принадлежит фраза.

    - У меня записаны голоса разных людей. Но я не знаю, кем они работают. Может быть, вы узнаете:

    «Большое спасибо за покупку»

    Педагог задает уточняющий вопрос:

    - А что делает продавец?

    - Всем нравится, когда продавец улыбается.

    Артикуляционное упражнение с применением биоэнергопластики «Улыбочка»

    «Внимание, горит квартира на 3 этаже. Нужна лестница»

    Педагог задает уточняющий вопрос:

    - Какую работу выполняет пожарный?

    - С помощью чего пожарные тушат огонь?

     

    Артикуляционное упражнение с применением биоэнергопластики «Слоник»

    «Присаживайтесь, как будем стричься?»

    Педагог задает уточняющий вопрос:

    - Чем занимается парикмахер? 

    - Какое оборудование требуется парикмахеру для работы?

    Артикуляционное упражнение с применением биоэнергопластики «Расческа»

    «Выполняйте все мои назначения и вы скоро поправитесь»

    Педагог задает уточняющий вопрос:

    - Что делает врач?

    - У врача есть шприц с длинной иглой.

    Артикуляционное упражнение с применением биоэнергопластики «Иголочка»

     

    «Чтобы каша не подгорела, буду ее постоянно помешивать»

    Педагог задает уточняющий вопрос:

    - Чем занимается повар?

    - Повар приготовил вкусный суп, но он очень горячий. Попробуем его остудить.

    Упражнение на развитие речевого дыхания

    «Горячий суп»

    Педагог поощряет детей:

    - Молодцы, ребята! 

    - Я знаю интересную игру с мячом. Мне очень хочется с вами поиграть.

    - Я бросаю мяч и называю профессию, тот, кто поймает мяч, назовет место работы человека этой профессии.

    -Дети, чтобы хорошо выполнять свою работу, люди должны обладать разными качествами. Кто-то должен быть смелым и сильным, как вы думаете, кто?

    Кто-то должен быть добрым и внимательным. Как вы думаете, люди  каких профессий должны обладать этими качествами.

    Но все люди должны быть трудолюбивыми. Как вы понимаете, что значит трудолюбивый?

    Педагог обобщает ответы детей.

    Словарная работа

    (педагог  предлагает некоторым детям повторить новое слово «Трудолюбивый», а потом повторить хором).

    Физкультминутка

    Педагог организует подвижную игру «Найди пару»:

    - А вы знаете, что людям разных профессий для работы нужны инструменты.  У меня есть карточки с их изображением.

    Педагог достает карточки, «случайно» их роняет и просит детей помочь поднять карточки (по одной на каждого ребенка).

    Педагог обращает внимание детей на то, что все карточки с изображением инструментов перепутались, и предлагает поиграть в подвижную игру «Найди пару».

    Педагог предлагает детям поменяться карточками, игра проводится второй раз.

    Педагог поощряет детей.

    Педагог предлагает детям поделиться на пары (по желанию детей) и составить рассказ о выбранной ими профессии, используя пособие «Круги Луллия».

    -  Вы так много вспомнили о разных профессиях, что уже можете рассказать о них.  Предлагаю вам разделиться на пары, кто с кем хочет, и выбрать конверт,  с изображением человека  какой-либо профессии.

    Педагог интересуется у каждой пары, о какой профессии они будут рассказывать.

    - Вы выбрали профессию. Подсказки для ваших рассказов находятся на наших занимательных кругах. Положите карточку с профессией на верхний круг под стрелочку.

    Вращая круги, разместите  под стрелочкой все картинки, которые относятся к выбранной вами профессии.  

    Я вижу, что у вас получилось!

     - Кто хочет рассказать?

    Продавец

    Продает, взвешивает, пересчитывает деньги,…

    Дети выполняют упражнение «Улыбочка»

    Пожарный

    Тушит огонь, спасает людей

    Чтобы тушить огонь, у пожарных есть шланг.

    Дети выполняют упражнение «Слоник»

    Парикмахер

    Стрижет, причесывает.

    У парикмахера есть расческа.

    Дети выполняют упражнение «Расческа»

    Доктор (врач)

    Лечит, осматривает, назначает лечение

    Дети выполняют упражнение «Иголочка»

    Повар

    Варит, жарит, готовит

    Дети выполняют упражнение «Горячий суп»

    Дети соглашаются.

    Дети играют в игру с мячом «Кто где работает?»

    Пожарный, полицейский,..

    Врач, учитель, воспитатель,..

    Дети высказывают своё мнение.

    Дети поднимают по одной карточке.

    Дети играют в подвижную игру «Найди пару»: двигаются под музыку, когда музыка заканчивается – объединяются в пары:

    фен – расческа

    кастрюля-половник

    мольберт – краски

    термометр - фонендоскоп

    Дети делятся на пары, выбирают конверты и открывают их.

    Дети называют профессию, вращают круги, размещают подходящие картинки под стрелочкой.

    Дети рассказывают о выбранной профессии, например:

    Мы хотим рассказать о парикмахере. Парикмахер работает в парикмахерской или салоне красоты. Он стрижет людей и делает красивые прически. Для этого ему нужны ножницы, расческа и фен. Парикмахер должен быть аккуратным и вежливым. 

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  (аналитический компонент)

    - подведение итогов

    - описание положительных действий воспитанников

     - определение перспективы полученных знаний (выполненной работы)

    - С помощью занимательных кругов вы составили рассказы о профессиях. Мы с вами, взявшись за руки, можем построить свой живой круг.

    - Я начну передавать мяч по кругу.. Мне нравится профессия – «воспитатель». А тебе?

    Вопрос педагога:         

    - Что бы вы теперь ответили Маше и Вите: какая профессия важнее? 

    - Я согласна с вами, все профессии нужны, все профессии важны!

    - Спасибо, что помогли  Маше и Вите  разобраться! С вами интересно общаться, вы дружные ребята, дружба помогает нам во всём. У нас получился  настоящий  «Круг Дружбы».

    Собрались ребята в круг, ты мой друг, и я твой друг.

    Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    - Вам понравилось? Что больше всего вам понравилось? Что нового вы узнали?  

    Педагог выводит детей на дальнейшую деятельность:

    - Дети, было бы здорово, если бы мы устроили выставку рисунков о любимых профессиях. 

    Дети строятся в круг.

    Передают друг другу мяч и называют профессию.

    Дети рассуждают, что все профессии важны.

    Дети переходят к другому виду деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

    «Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

    Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

    «Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»

    Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи  к новым социальным условиям  с целью снижения  психоэмоционального напряжения....

    «Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

    Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

    Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

    Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме: "Прилетели птицы"

    Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме: "Прилетели птицы"...