«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
проект по логопедии
Паспорт проекта
Тема проекта | Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи |
Вид проекта | Развивающий |
По времени проведения | Долгосрочный |
Адресация проекта | МДОУ №14 г. Шуя, Ивановской области |
Участники проекта | Логопед, воспитатели, дети, родители |
Цель | Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста |
Задачи |
|
Пояснительная записка
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Проблема развития речи детей занимает большое место в детской педагогике и психологии. Для эффективного устранения данной проблемы необходим комплексный психолого-педагогический подход. Комплексный подход к развитию детей реализуется с учетом принципов, предложенных К.Л Печора, Л.С. Голубевой, М.В. Лещенко, С.А. Козловой, А.А. Гин «Приемы педагогической техники», где используются «Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи»
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Содержание проекта
Деятельность в рамках реализации проекта осуществлялась в нескольких направлениях:
1.Организационно-методическая работа
2.Организация развивающей предметно-пространственной среды
3. Работа с детьми
4.Взаимодействие с родителями
Для реализации проекта определены следующие этапы:
Подготовительный
Цель: создание условий для реализации проекта.
Мероприятия:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
- Разработать систему игр и упражнений и пополнить игры «Круги Луллия» наглядным материалом для каждой предметной темы.
Практический
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Мероприятия:
- Проведение дидактических игр и упражнений с использованием «Кругов Луллия» в совместной и самостоятельной деятельности.
- Проведение мастер-классов по теме: «Круги Луллия в работе логопеда».
Заключительный
Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив речевого развития.
Мероприятия:
- Анализ работы педагога.
-Мастер-класс логопеда по теме: «Круги Луллия в речевом развитии детей логопедической группы».
-Презентация по теме: «Круги Луллия в речевом развитии детей логопедической группы».
- Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Круги Луллия в речевом развитии детей логопедической группы»
В своей практике мы используем следующие формы работы:
- На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей.
-В показе мастер-классов для педагогов и родителей с учетом ФГОС ДО.
Можно выделить этапы в играх с «Речевыми Кругами Луллия»: логопед непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Логопед косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи, что способствует их речевому развитию и обогащению словаря.
Логопед осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе познавательной работы.
Логопед осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;
- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;
- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
В дальнейшем после продолжительной работы с детьми, можно расширять их деятельность:
- подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных".
- самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.
составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.
- распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологии.
Мы убеждены, что адаптивное использование «Кругов Луллия» в группах с воспитанниками в совместной и самостоятельной деятельности педагогов, родителей и логопеда поможет детям в повышении уровня речевого развития, а так же в развитии познавательной активности, мелкой моторики рук, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Перспективное планирование
Месяц | Деятельность педагога | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
сентябрь | Диагностическое обследование детей на начало учебного года. Ознакомление детей с пособием «Круги Луллия». Развитие мотивации к данному направлению. Реализация игр и упражнений по технологии ТРИЗ на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях (в течение года) | Изучение опыта педагогов ДОУ
| Выступление на родительском собрании «Использование ТРИЗ технологии «Круги Луллия» в развитии и коррекции речи дошкольников» |
октябрь | д/и «Зарядка для язычка», «Первый звук», «Последний звук», «Оденемся на прогулку», «Путешествие птиц» |
| Консультация для родителей «Как играть с кольцами Луллия» |
ноябрь | д/и «Чей? Чья? Чьё?, «Один-много», «Где спрятался звук?» |
|
|
декабрь | д/и «Что из чего сделано?», «Какая буква написана неправильно?», «Звукарик» | Подготовка и проведение консультации «Использование кругов Луллия в исправлении речевых нарушений у детей» |
|
январь | д/и «Кто где живёт?», «Рифмуй-ка», «Первые два звука» |
| Оформление буклетов для родителей на тему: «Игры с кругами Луллия на закрепление звукопроизношения» |
февраль | д/и «Кто чем питается?», «Сочиняй-ка», «Слогопары» |
|
|
март | д/и «Вставь пропущенную букву», «Наоборот», «Сосчитай-ка» | ООД с использованием кругов Луллия д/и «Домашние животные» | Открытое занятие для родителей |
апрель | д/и «Подбери слово к звуковой схеме», «Парочки по звонкости-глухости», «Парочки по твёрдости-мягкости» | Презентация пособия «Круги Луллия» в ходе недели педагогического мастерства (практического семинара) |
|
май | Диагностическое обследование детей на конец учебного года. |
| - Итоговое родительское собрание. - Отзывы родителей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_krugi_lulliya.docx | 966.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 комбинированного вида»
г.о. Шуя
Проект
«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Автор-составитель:
учитель-логопед
Виноградова Оксана Сергеевна
Паспорт проекта
Тема проекта | Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи |
Вид проекта | Развивающий |
По времени проведения | Долгосрочный |
Адресация проекта | МДОУ № 14 г. Шуя Ивановской области дети 5-7 лет |
Участники проекта | Логопед, воспитатели, дети, родители |
Цель | Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста |
Задачи |
|
Пояснительная записка
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Проблема развития речи детей занимает большое место в детской педагогике и психологии. Для эффективного устранения данной проблемы необходим комплексный психолого-педагогический подход. Комплексный подход к развитию детей реализуется с учетом принципов, предложенных К.Л Печора, Л.С. Голубевой, М.В. Лещенко, С.А. Козловой, А.А. Гин «Приемы педагогической техники», где используются «Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи»
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Содержание проекта
Деятельность в рамках реализации проекта осуществлялась в нескольких направлениях:
1.Организационно-методическая работа
2.Организация развивающей предметно-пространственной среды
3. Работа с детьми
4.Взаимодействие с родителями
Для реализации проекта определены следующие этапы:
Подготовительный
Цель: создание условий для реализации проекта.
Мероприятия:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
- Разработать систему игр и упражнений и пополнить игры «Круги Луллия» наглядным материалом для каждой предметной темы.
Практический
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Мероприятия:
- Проведение дидактических игр и упражнений с использованием «Кругов Луллия» в совместной и самостоятельной деятельности.
- Проведение мастер-классов по теме: «Круги Луллия в работе логопеда».
Заключительный
Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив речевого развития.
Мероприятия:
- Анализ работы педагога.
-Мастер-класс логопеда по теме: «Круги Луллия в речевом развитии детей логопедической группы».
-Презентация по теме: «Круги Луллия в речевом развитии детей логопедической группы».
- Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Круги Луллия в речевом развитии детей логопедической группы»
В своей практике мы используем следующие формы работы:
- На индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
- В ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей.
-В показе мастер-классов для педагогов и родителей с учетом ФГОС ДО.
Можно выделить этапы в играх с «Речевыми Кругами Луллия»: логопед непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Логопед косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи, что способствует их речевому развитию и обогащению словаря.
Логопед осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе познавательной работы.
Логопед осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;
- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;
- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
В дальнейшем после продолжительной работы с детьми, можно расширять их деятельность:
- подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных".
- самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.
составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.
- распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологии.
Мы убеждены, что адаптивное использование «Кругов Луллия» в группах с воспитанниками в совместной и самостоятельной деятельности педагогов, родителей и логопеда поможет детям в повышении уровня речевого развития, а так же в развитии познавательной активности, мелкой моторики рук, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Перспективное планирование
Месяц | Деятельность педагога | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
сентябрь | Диагностическое обследование детей на начало учебного года. Ознакомление детей с пособием «Круги Луллия». Развитие мотивации к данному направлению. Реализация игр и упражнений по технологии ТРИЗ на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях (в течение года) | Изучение опыта педагогов ДОУ | Выступление на родительском собрании «Использование ТРИЗ технологии «Круги Луллия» в развитии и коррекции речи дошкольников» |
октябрь | д/и «Зарядка для язычка», «Первый звук», «Последний звук», «Оденемся на прогулку», «Путешествие птиц» | Консультация для родителей «Как играть с кольцами Луллия» | |
ноябрь | д/и «Чей? Чья? Чьё?, «Один-много», «Где спрятался звук?» | ||
декабрь | д/и «Что из чего сделано?», «Какая буква написана неправильно?», «Звукарик» | Подготовка и проведение консультации «Использование кругов Луллия в исправлении речевых нарушений у детей» | |
январь | д/и «Кто где живёт?», «Рифмуй-ка», «Первые два звука» | Оформление буклетов для родителей на тему: «Игры с кругами Луллия на закрепление звукопроизношения» | |
февраль | д/и «Кто чем питается?», «Сочиняй-ка», «Слогопары» | ||
март | д/и «Вставь пропущенную букву», «Наоборот», «Сосчитай-ка» | ООД с использованием кругов Луллия д/и «Домашние животные» | Открытое занятие для родителей |
апрель | д/и «Подбери слово к звуковой схеме», «Парочки по звонкости-глухости», «Парочки по твёрдости-мягкости» | Презентация пособия «Круги Луллия» в ходе недели педагогического мастерства (практического семинара) | |
май | Диагностическое обследование детей на конец учебного года. | - Итоговое родительское собрание. - Отзывы родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...